Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 июня 2019 г.)
Наука: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА РОСТА ПОПУЛЯРНОСТИ ПАРОДИЙНЫХ РЕЛИГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПАСТАФАРИАНСТВА)
В январе 2005 г. Совет штата Канзас по вопросам образования получил открытое письмо [4], предлагавшее идею Летающего Макаронного Монстра в качестве аргумента против преподавания в школах теории разумного замысла. Автором этого письма выступил выпускник факультета физики Университета штата Орегон, Бобби Хендерсон. Своим поступком Хендерсон попытался выразить общее неприятие научным сообществом самой идеи преподавания креационизма в школах наравне с теорией эволюции. Теория разумного замысла (Intelligent Design) постулирует наличие разумного Творца, ответственного за сотворение жизни, руководствуясь тем, что упорядоченность и сложность Вселенной настолько велики, что одна лишь наука не может этого объяснить. Научная подача курса позволяла христианским фундаменталистам продвигать креационизм в светских учебных заведениях в обход Первой поправки Конституции США [2].
В своем не прикрыто ироничном письме Хендерсон заявил, что нет ничего плохого в том, чтобы ученики знакомились с альтернативными точками зрения на вопрос о происхождении жизни на Земле, однако он выразил обеспокоенность тем, что учащиеся услышат только лишь одну из точек зрения на теорию разумного замысла. «Сторонники теории разумного замысла привели убедительный и абсолютно справедливый аргумент: если теория не была доказана, то и любая другая предложенная теория ничем ее не хуже» [3, c. 17] - напишет позже Хендерсон в своем «Евангелии Макаронного Монстра», оперируя убежденностью креационистов в несостоятельности теории эволюции.
На первый взгляд может показаться, что последователи Церкви Летающего Макаронного Монстра разворачивают борьбу с креационизмом и, как следствие, с его приверженцами, однако это не совсем так. Причина появления этого феномена кроется в допущении государством смешения научной и религиозной парадигм в светском учебном заведении. Как следствие, основная борьба последователей этой пародийной религии зарождалась как протест в отношении государства и его религиозной политики.
Аналогичная ситуация разворачивалась и в России, где подъем пастафарианского движения произошел летом 2013 г., когда большой общественный резонанс вызвали поправки к ст. 148 УК РФ об увеличении ответственности за «оскорбление чувств верующих» вплоть до лишения свободы. Не без оснований принятые поправки связывали с инцидентом «панк-молебна» группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в феврале 2012 г. Тогда прокурор на суде заявил, что проведенное мероприятие было «осознанной тщательно спланированной акцией по унижению чувств и верований приверженцев христианского мира и умалению духовных основ государства». Еще до вступления поправки в силу данный инцидент породил множество споров, центральной темой которых было лоббирование властью интересов Русской Православной Церкви. В связи с этим, к слову, российские пастафариане именуют свое объединение «Русской Пастафарианской Церковью Макаронного Пастриархата» (РПЦ МП). Пастафарианство в России получило толчок к развитию тогда, когда нерелигиозное население страны (в основном молодая его часть) решило, что быть атеистом намного опаснее, чем быть верующим.
Российские пастафариане не отличаются от своих зарубежных единомышленников, основной заботящий их вопрос – это вопрос защиты собственных прав. И эта обеспокоенность вполне понятна, ведь религия и по сей день продолжает играть важную роль в формировании политической культуры на мировоззренческом уровне, так как нередко оказывается прямо или косвенно вплетена в политическую идеологию (например, идеология богоизбранности) [1]. Потому неудивительны ситуации, когда определенные религиозные группы начинают получать поддержку от государства, например, в вопросах строительства новых храмов или поддержки религиозных программ. Посредством пародийных религий атеисты пытаются продемонстрировать государству, что якобы нет глубинной разницы между верой во всемогущего Бога и верой во всемогущую макаронину, ношением хиджаба и ношением дуршлага.
Идея противостояния государственной политике в отношении церкви носит своей целью уравнивание всех граждан перед лицом власти независимо от их религиозной принадлежности. Проблемы появляются тогда, когда последователи пастафарианства начинают обращать собственное учение против непосредственно верующих людей, хотя сам Хендерсон не ставил своей целью ни оскорбление верующих, ни попытку избавить их от веры. Так, в июне 2011 г. в Штатах группа неизвестных совершила акт вандализма в отношении христиан, написав баллончиком на стенах двух храмов «Славься ЛММ». Вскоре Хендерсон сделал сообщение на своем сайте о том, что не одобряет подобное поведение, а также организовал добровольный сбор средств на очистку стен от краски. В России же конфронтация пастафариан с христианами была более агрессивной, когда 17 августа 2013 г. в шествие последователей Макаронного Монстра вмешались православные активисты из движения «Божья Воля» под предводительством Дмитрия Цорионова (он же Энтео). Тогда активисты начали пытаться провоцировать участников мирного шествия, обливать их кетчупом, после чего появились сотрудники полиции и задержали восьмерых человек, которым были составлены протоколы по ст. 20.2 КоАП (нарушение правил проведения публичного мероприятия). Возмущение общественности было вызвано тем, что ни один из православных активистов не был в итоге привлечен к ответственности за содеянное, и подобный общественный резонанс лишь подогрел еще больший интерес СМИ к пастафарианству и привлек в его ряды новых адептов.
Даже если представить, что все пародийные религии были созданы как реакция на государственную политику и сделать оговорку, что вера в этих рамках – лишь иной вид глубинной иронии, то все равно остается актуальным вопрос о том, почему была взята именно религиозная форма. Ведь для того, чтобы критиковать религию и проводимую в ее отношении политику, совсем не обязательно облачаться в ее форму, тем более что в долгосрочной перспективе избранный способ борьбы может препятствовать выполнению изначально поставленных задач. Призванные защищать права атеистов и индифферентных к религии граждан, пародийные религии, обращая на себя чрезмерное внимание, оставляют в итоге в тени проблемы тех, на страже кого они стоят. В результате, вместо того, чтобы заниматься действительно важными проблемами, они тратят свои основные силы на признание их государством и обществом. Так, примеру австрийского предпринимателя Нико Альма, которому впервые удалось заполучить водительское удостоверение с фотографией себя с дуршлагом на голове как символом приверженности к пастафарианству, пытались следовать жители многих стран. В том числе это удалось сделать и россиянину Андрею Филину с поправкой на то, что отныне он обязан водить транспортное средство исключительно в данном головном уборе, в противном случае Филин может лишиться своих водительских прав.
Постепенно в пародийных религиях борьба против дискриминации начинает оборачивается борьбой за привилегии – возможность организации посвящений, бракосочетаний и похоронных обрядов, строительства приходов и освобождения от налогообложения. И интересным в этом плане является то, что государство само допускает регистрацию пародийных религиозных групп и общин, предоставляя им возможность доступа к привилегиям. Это демонстрирует отсутствие как таковой рефлексии в законе над тем, что из себя представляет религия вообще. Так что в какой-то мере в качестве еще одной предпосылки возникновения пародийных религий можно рассматривать саму юридическую возможность регистрации подобного рода объединений. Хотя данную меру нельзя назвать эффективной в вопросах прекращения лоббирования интересов ведущей религиозной организации властью, потому как даже после регистрации пародийные религии остаются религиозным меньшинством, а само атеистическое население страны начинает дробиться на разные течения, разобщаясь в вопросах отстаивания собственных прав.
Резюмируя все вышесказанное, политика, проводимая в отношении религии, является на сегодняшний день основной причиной пополнения рядов последователей пародийных религий. Сам концепт «религии против религии» при этом начал просачиваться и за пределы западного мира. В Индии атеистами был разработан отечественный аналог пародийной религии – динкоизм, основанный на вере в мышь по имени Динкан из популярного в этой стране мультфильма. А в Турции джедаизм был использован студентами в качестве оппозиционного предложения в ответ на рассматриваемый вопрос о строительстве мечети в кампусе [5]. Тогда за строительство храма джедаев проголосовало несколько тысяч человек, хотя это и ни к чему не привело.
Список литературы:
- Таранюк Ж. Многоаспектный характер взаимодействия религии и политики [Электронный ресурс] // Власть. – 2010. №8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoaspektnyy-harakter-vzaimodeystviya-religii-i-politiki (дата обращения: 10.04.2019).
- Творение с разумом и без [Электронный ресурс] // Компьютерра. – URL: https://old.computerra.ru/focus/237644/ (10.04.2019).
- Хендерсон Б. Евангелие Летающего Макаронного Монстра. — [б. м.] : Издательские решения, 2016. — 192 с.
- Open Letter To Kansas School Board [Электронный ресурс] // Church of the Flying Spaghetti Monster. – URL: https://www.venganza.org/about/open-letter/ (10.04.2019).
- Turkish students petition for Jedi temple [Электронный ресурс] // CNN. – URL: https://edition.cnn.com/2015/04/08/europe/jedi-temple-turkey/index.html (10.04.2019).
дипломов
Оставить комментарий