Статья опубликована в рамках: LXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 июля 2019 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ У ПОДРОСТКОВ
Целью исследования является выявление психологических особенностей возникновения эстетической реакции на художественные фильмы у подростков.
Объект исследования: старшие подростки 16-17 лет.
Предмет исследования: психологические особенности возникновения эстетической реакции на художественные фильмы у подростков.
Гипотеза исследования:
1. Эстетическое восприятие у подростков находится в прямой зависимости от уровня развития рефлексивных навыков
Возникнув в конце 19 века, кинематограф за короткое время своего существования прошел огромный путь в своем развитии. Первоначально возникнув из фотографии, как средство отображения реальной действительности, кинематограф на протяжении 20 века стремился к независимости и вырабатывал свой киноязык.
После того как популярность кинематографа у массового зрителя стала очевидной, интерес к восприятию кинематографического образа, возникновению эстетических эмоций, влияния кинематографа на человека стали проявлять и исследователи.
Первоначально эти исследования развивались в русле ведущей момент на тот момент психоаналитической концепции. Можно сказать, что психоанализ оказал большое влияние как на сам кинематограф (вдохновив многих режиссеров), так и на дальнейшие научные исследования в этой области-именно в процессе критического анализа психоаналитических концепций сформировались новые научные направления.
В зарубежной литературе двумя самыми влиятельными исследователями начала 20 века в области зрительного восприятия кинематографического образа и его эстетики-считаются Хьюго Мюнстерберг и Рудольф Арнхейм.
В своих исследованиях Мюнстерберг исследовал взаимосвязь фильма с основными психологическими функциями.
Рудольф Арнхейм [1] критиковал склонный к иррационализму психоанализ и разрабатывал концепцию восприятия на основе гештальт-психологии.
Работы Арнхейма и Мюнстерберга [7] оказали огромное влияние на дальнейшие исследования в этой области.
Зарубежная Психология кино, как отдельная дисциплина академической психологии начала активно развиваться только с конца 1970 годов.
Это было связано прежде всего с бурно растущим предложением и потреблением медиа-продукции через телевидение и компьютерные изображения с 60-х годов.
С этого момента, исследования в этой области стали все сильнее развиваться в направлении когнитивизма.
Среди классических работ в этой области можно назвать исследование Гибсона «Экологический подход к зрительному восприятию» [4].
Самые последние исследования психологической эстетики и восприятия проводятся в рамках «Модели психического состояния человека» и «теории воплощенного познания»
Курт Левин в своей работе "Belief, desire, action, andotherstuff: theory of mind in movies" пишет, что TOM необходима для элементарного понимания понимания причинно-следственных следствий того, что персонажи чувствуют или хотят делать в отношении объекта, на который они смотрят.
Исследования в русле теории воплощенного познания (ТВП) отказывается от классического репрезентационного подхода к познанию, приводящему к дихотомии внешнего и внутреннего и рассматривают его через призму холистической методологии-как единство когнитивных процессов и человеческого тела. Одним из ключевых элементов этого нового подхода является ревизия классической структуры когнитивного психологического объяснения, в которой внешнее поведение субъекта анализировалось с помощью внутренних когнитивных структур.
Для отечественных исследований вэтой областихарактерно рассмотрение психологической эстетики- как эстетики формы.
Согласно Выготскому, целью анализа эстетической реакции становится не автор художественного произведения и не зритель, а само произведение.
«Общее направление этого этого метода можно выразить следующей формулой:от формы художественного произведения через функциональный анализ ее элементов и структуры к восозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов» [2]
На протяжении второй половины 20 века исследования влияния произведения искусства на эстетическую реакцию осуществлялись в рамках новой науки-семиотики.
Для данного исследования большой интерес представляют исследования Юрия Лотмана, который также обращал свой научный интерес на кинематограф.
Лотман считает, что главная сила воздействия кино- в разнообразии построенной, сложно организованной и предельно сконцентрированной информации, понимаемой как совокупность разнообразных интеллектуальных и эмоциональных структур, передаваемым зрителю и оказывающих на него сложное воздействие- от заполнения ячеек памяти до перестройки структуры его личности. [5]
При этом кинематографическая информация является очень разноплановой и представляет сложное взаимодействие изобразительных и условных знаков.
Изобразительные- являются более легкими для восприятия и чаще всего выполняют повествовательную функцию.
Эстетический эффект формируют условные знаки, для восприятия которых нужно владеть семантикой знака.
На основании рассмотренного теоретического материала было установлено следующее:
- «Эстетическая реакция- многокомпонентная
психофизиологическая, поведенческая и личностнаяреакция человека, возникающей в ответ на воспринятые сенсорными каналами человека многослойные стимулы, содержащиеся в произведении искусства, артефакте или объекте природы, обладающими особыми эстетическими свойствами.»
- Существует 4 уровня эстетической реакции
- Важным условием для перехода с первого на второй уровень эстетического восприятия является возникновение при просмотре произведения индивидуальных ассоциаций, которые вызывают определенное устойчивое эмоциональное состояние.
- Искусство воздействует на личность ,если человек овладел специфической деятельностью общения с искусством, для чего необходима личностно-смысловая включенность в акт «творения переживания»
Исследование, направленное на выявление особенностей эстетического восприятия, состояло из предварительного и 3 основных этапов:
Предварительный этап:
На предварительном этапе осуществлялась подготовка к проведению исследования.
Посредством анализа исследовательских статей по киноведению, рейтинга кинокритиков, статей по культурологии и киноведению, посвященных эстетики кинематографа был составлен список фильмов, подходящих для данного исследования.
Для исследования нами был взят фильм«Дерсу Узала» Акиры Куросавы
Для диагностики были выбраны следующие методики:
Цель |
Методика |
Тест-анкета «Эмоциональная направленность»предназначен для оценки эмоционального |
Тест-анкета «Эмоциональная направленность» |
Методика предназначена для оперативной оценки психоэмоционального состояния человека на момент обследования
|
«Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Курганского и Немчинова |
Исследовательский опросник предназначен для оценки уровня выраженности и направленности рефлексии субъекта |
Методика уровня выраженности и направленности рефлексии Леонтьева |
Первый этап:
На первом этапе исследования испытуемые подростки были поделены на две группы А и В по 25 человек.
Внутри каждой группы было также произведено деление на 2 подгруппы А 1,2 и В 1,2 по 12 и 13 человек соответственно, для создания оптимальных условий для эффективного восприятия художественного фильма.
В начале занятия подросткам в интерактивной форме была предоставлена информация о фильме.
Затем испытуемым было предложено заполнить анкеты перед просмотром фильма для анализа эмоционального состояния перед началом фильма и диагностики уровня рефлексивности.
Второй этап:
Просмотр стимульного материала
Третий этап:
Анализ эстетического восприятия после просмотра фильма
На этом было осуществлено измерение эстетического восприятия в группе А и В.
В группе А измерение посредством повторного заполнения «Методики оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» и теста-анкеты "Эмоциональной направленности", осуществлялось непосредственно после окончания просмотра фильма.
В группе В после просмотра фильма подросткам сначала было предложено поучаствовать в дискуссии, обсуждении фильма, психологической игре и только потом повторно пройти тесты.
В результате обработки и интерпретации данных опросника «Дифференциальный тип рефлексии», у подростков группы А были получены следующие результаты:
- Средний уровень системной рефлексии
- Низкий уровень интроспекции
- Средний уровень квазирефлексии
У подростков группы В были получены следующие результаты:
- Средний уровень системной рефлексии
- Средний уровень интроспекции
- Средний уровень квазирефлексии
Средний уровень квазирефлексии означает, что у испытуемых развиты навыкифокуса на внешний, посторонний для человека объект извне.
Методика оценки психической активации, интереса,
эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Курганского и Немчинова выявила особеннности психоэмоционального состояния подростков группы А до просмотра фильма и после:
- Средний уровень психической активации
- Средний уровень интереса
- Средний уровень эмоционального тонуса
- Средний уровень напряжения
- Средний уровень комфортности
- Высокий уровень психической активации
- Средний уровень интереса
- Высокий уровень эмоционального тонуса
- Низкий уровень напряжения
- Высокий уровень комфортности
Т.е., после просмотра стимульного материала психоэмоциональное состояние испытуемых улучшилось, что также потверждается данными статистики по группе А:
- психическая активация (р= 0,001872)
- эмоциональный тонус (р= 0,007916)
- напряжение (р= 0,005062)
- комфортность (р = 0,001346)
истическими данными:
Согласно данным полученным в ходе исследования эмоциональной направленности, после просмотра художественного фильма в группе А были выявлены следующие типы эмоциональных переживаний:
- Гедонистические (20 %)
- Романтические (8 %)
- Праксические (40 %)
- Эстетические (16 %)
- Гностические (16 %)
Праксические эмоции вызываются деятельностью, ее успешностью или неуспешностью.
Уровень эстетического переживания у подростков группы А вырос незначительно с 8 до 16 %.
Методика оценки психической активации, интереса,
эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Курганского и Немчинова выявила особеннности психоэмоционального состояния подростков группы В до просмотра фильма и после:
- Средний уровень психической активации
- Средний уровень интереса
- Средний уровень эмоционального тонуса
- Средний уровень напряжения
- Средний уровень комфортности
- Высокий уровень психической активации
- Высокий уровень интереса
- Высокий уровень эмоционального тонуса
- Низкий уровень напряжения
- Высокий уровень комфортности
Из чего можно сделать вывод о значительном улучшение психоэмоционального состояние после просмотра стимульного материала, что также потверждается данными статистики по группе В:
- психическая активация (р= 0,000838)
- эмоциональный тонус (р= 0,011719)
- напряжение (р= 0,009633)
- комфортность (р = 0,021825)
В группе В были выявлены следующие особеннности эмоциональной направленности:
- Гедонистические (20 %)
- Романтические (8 %)
- Праксические (8%)
- Эстетические (32%)
- Гностические (28%)
- Комммуникативные (8 %)
Доминирующий тип эмоциональных переживаний в группе В-эстетические.
После просмотра фильма и рефлексии просмотренного материала уровень эстетических переживаний увеличился с 12 до 36 %.
Что подтверждает гипотезу о зависимости возникновения эстетической реакции от развития рефлексивных структур.
Список литературы:
- Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. — : Архитектура-С, 2012. — 392 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. — М. : Национальное образование, 2016. — 367 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. — СПб. : Азбука, 2017. — 445 с.
- Гибсон Джеймс. Экологический подход к зрительному восприятию. — : ЁЁ Медиа, 1988. — 462 с.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб. : Искусство-СПБ, 2005. — 752 с.
- Levin DT, Hymel AM, Baker L (2013) Belief, desire, action, and other stuff: theory of mind in movies. In: Shimamura AP (ed) Psychocinematics. Oxford University Press, New York, NY, pp 244–266
- Münsterberg, Hugo (1916). The Photoplay, a Psychological Study.
дипломов
Оставить комментарий