Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2019 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ 20 ВЕКА
Начало ХХ века в России характеризовалось историческими переменами в различных сферах жизни, и активными поисками, новациями и разными экспериментами в изобразительном искусстве, Художники придумывали новые приемы, стили, которые отрицали прежнюю классику и традиции живописи и полностью меняли устоявшиеся представления об искусстве.
В это время появилось множество новых художественных направлений, такие, как например, футуризм, кубизм, неопримитивизм, кубофутуризм, и прочие. Активно создавались различные новые творческие объединения, такие как «Голубая роза», «Алая роза», «Башня», «Бубновый валет», «Ослиный хвост», сложившиеся в период между 1907 и 1917 годами. Участники таких объединений защищали свое право на новое видение прекрасного; они ошеломляли публику парадоксальными теориями и манифестами, представляя в своих работах иное понимание мира. У них постоянно рождались новые идеи, художники активно экспериментировали с формой, цветом, с различными деформациями и конструкциями изображаемых предметов.
Особую роль в художественной жизни России сыграли участники объединения «Бубновый валет», положившие начало авангардизму. В 1910 году была организована выставка под названием «Бубновый валет». Название выставки принадлежит М. Ф. Ларионову, который намеренно использовал негативную трактовку образа игральной карты. Выставка наделала много шуму, вызвала неоднозначные отзывы критиков, произведения, представленные на ней, шокировали публику. Выставка получилась ожидаемо скандальной, она полностью соответствовала названию, напрочь отрицала туманный пафос работ символистов и консервативные традиции академистов живописи. Выставка была не просто скандальной выходкой, «Бубнововалетовцы» хотели преодолеть пропасть между жизнью и оторванным от нее искусством и сделали это — смело, нахально, ярко. Идейным центром выставки стал написанный Ильей Машковым «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» изображавший почти обнаженных художников в образе цирковых силачей с гирями, вином, роялем и книгами об искусстве. В прежних традициях живописи это было невообразимо. Работы с выставки представляли собой сплав, взрыв сияния, света, цвета, изумления и громкого заявления о том, что они — авангардисты — уже пришли, их время настало. Они, конечно же заявляли о своем видении прекрасного и желании быть и творить по новому.
М.А. Волошин русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, был среди тех, кто, не смотря на скандальность этой выставки, дал ей доброжелательный отзыв. Он первым увидел в работах художников и свежесть взгляда, и молодость душ и новую красоту мира.
Впоследствии, участники выставки вошли в одноимённое творческое объединение, которое существовало до декабря 1917 года. Это художественное объединение произвело в России тот переворот в искусстве, который несколько ранее осуществили французские фовисты и немецкие экспрессионисты группы "Мост". Мимо «Бубнового валета» не удалось пройти ни одному значимому русскому авангардисту начала прошлого века. Впервые слова «авангард» и «авангардисты» в арт-ключе были использованы за несколько месяцев до первой выставки «Бубнового валета». Объединения еще не было, но участники его - Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков, Петр Кончаловский, Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов и другие - уже собрались в Москве, и Александр Бенуа, пораженный их работами, назвал их компанию художников, слишком уж далеко отошедших от академических норм, авангардистами. целая плеяда ярчайших звезд живописи. Они навсегда изменили мир русской живописи.
Именно «Бубновый валет» привнес в русскую живопись буйство цвета, упор на фактуру, холст, мазок. «Бубнововалетовцы» возвели в культ телесное, материальное, они вернули живопись на землю, развеяли мистический туман классиков живописи и наполнили ее цветом и плотностью. Многие участники «Бубнового валета» отличились сразу в нескольких направлениях. К примеру, Ларионов, Гончарова и Бурлюк писали во многих стилях, существовавших на то время. Импрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, фовизм… им было доступно все. Ларионов изобрел свое направление — лучизм, в котором они с Гончаровой успешно работали. Лентулов активно увлекался орфизмом. «Бубнововалетовцы» отбросили смысловое, сюжетное содержание картин на дальний план, поставив во главу угла живописную технику, цвет, свет, смелость кисти. С работ «Бубнового валета», с лучизма, придуманного Михаилом Ларионовым, начнется в России беспредметная живопись.
Последняя выставка объединения состоялась в 1917 году, причем в ней не принимал участия ни один из его основателей; это стал последний год существования объединения. Но, в 1925 г. его участники создали объединение «Московские живописцы», которое с 1928 г. стало называться «Обществом русских художников».
История «Бубнового валета» представляет собой огромный пласт изобразительной культуры России. «Бубновый валет» познакомил и примирил общество с авангардизмом, создал стиль мягкого авангарда, лишенного крайностей. Многие входившие в это объединение художники, такие как Машков, Кончаловский, Куприн продолжали проявлять себя и в дальнейшем, после его распада как яркие, самобытные мастера. Эстетика «бубнового валета» оказала влияние на многих отечественных живописцев середины и второй половины 20 века - «бубнововалетовский» акцент звучит в живописи Чуйкова, Никонова, Андронова и многих других художников России.
Список литературы:
- Поспелов Г.Г. Бубновый валет. – М.: Советский художник, 1990. – 272 с.
- Русская живопись. Энциклопедия /Отв. ред. Г.П. Конечна. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 1006 с.
- Степанян Н.С. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 416 с.
дипломов
Оставить комментарий