Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2019 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Билалова Л.Х., Насырова А.М., Фахрисламова Э.Р. «ЭНЕРГИЯ» КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(81). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(81).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«ЭНЕРГИЯ» КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Билалова Лилия Хамисовна

магистрант, Казанский государственный энергетический университет,

РФ, г. Казань

Насырова Айгуль Марселевна

магистрант, Казанский государственный энергетический университет,

РФ, г. Казань

Фахрисламова Эльза Рашитовна

магистрант, Казанский государственный энергетический университет,

РФ, г. Казань

Авдошин Георгий Валерьевич

«ENERGY» AS A CATEGORY OF PHILOSOPHY IN THE MODERN WORLD

 

Bilalova Liliya Khamisovna

Undergraduate of Kazan State Energy University,

Russia, Kazan

Nasyrova Aigul Marselevna

Undergraduate of Kazan State Energy University,

Russia, Kazan

Fakhrislamova Elsa Rashitovna

Undergraduate of Kazan State Energy University,

Russia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

В современном мире обладание энергией стало важным фактором роста и развития всех отраслей жизни человека, а также жизненно важным ресурсом. Однако культура использования энергетических ресурсов нуждается в переоценке, причем, в первую очередь, самого понятия энергия. Современное общество потребления спровоцировало появление большого количества серьезных проблем как в области энергетики, так и в других сферах. В настоящей статье рассмотрена категория «энергия» для ее лучшего понимания и осмысления, что поможет решению современных актуальных проблем.

ABSTRACT

In the modern world, energy possession has become an important factor in the growth and development of all sectors of human life, as well as a vital resource. However, the culture of using energy resources needs to be reevaluated, and, first of all, the very concept of energy. The modern consumer society provoked the appearance of a large number of serious problems both in the field of energy and in other areas. In this paper the category of "energy" is considered for its better understanding and understanding, which will help solve modern pressing problems.

 

Ключевые слова: энергия, философия, энергетизм, культура использования энергии.

Keywords: energy, philosophy, energy, energy use culture

 

Современному обществу для комфортного существования необходим постоянный источник энергии, который обеспечит работу всех отраслей жизни человека, в том числе быт и производство. Поэтому в погоне за источниками энергии большинство стран не очень обеспокоены бережным отношением к такому ресурсу, а лишь стремятся к увеличению ее запасов. Неразумное потребление в скором времени может привести к тому, что капля нефти будет стоить дороже капли крови [1, с. 6]. Кроме того, ухудшается и общемировая экологическая ситуация, вызванная чрезмерным потреблением ископаемого топлива. Мир как никогда нуждается в новом подходе к вопросам энергоснабжения, который смог бы обеспечить безопасность и экономический рост, с минимизацией ущерба окружающей среде.

Основная проблема заключается в том, что сейчас в мире превалирует экстенсивный подход к вопросу энергетики, для удовлетворения высокого спроса на энергию используется все большее количество невозобновляемых ресурсов. Поэтому переход человечества к интенсивным методам потребления энергии, которые основаны на эффективности и бережливости, является весьма актуальным. Однако этот переход не возможен без всестороннего изучения категории «энергия».

Понятие энергии претерпело значительные изменения на протяжении жизни человечества. Понятие «энергия» перешло от философской категории к основной современной категории естественных и гуманитарных наук. Первым слово «энергия» упомянул в своих трудах античный философ Аристотель, в переводе с древнегреческого «энергия» означает «действие», «деятельность», «действительность», в отличие от понятия потенция (возможность) энергия - это то, что уже реализовалось, а не осталось в возможности [2, с. 13].

Другой подход к понимаю энергии представил немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц. В его трактатах 1686 и 1695 гг. он ввел понятия «мертвая сила» и «живая сила». «Живую силу» Лейбниц представлял в виде количественной меры движения, позже она получила более привычное для нас название «кинетическая энергия» [3, с. 24].

В 1807 г. вместо понятия Лейбница «живая сила» английский ученый Томас Юнг привел термин «энергия», наиболее близкий по смыслу к его нынешнему пониманию. Энергию Юнг рассматривал как величину, которая пропорциональна массе и квадрату скорости тела, кроме того, он первым представил механическую работу в качестве величины, пропорциональной энергии. Однако на этом развитие понятия «энергия» не завершилось [4, с. 18]. Окончанием процесса формирования современного понимания энергии и закона сохранения энергии можно считать доклад английского физика Уильяма Томсона «О динамической теории тепла» (1851 г.), немного позднее Томсон ввел термин «энергия» в современном научном его понимании.

В конце XIX - начале XX в. широкое распространение получило направление, именуемое энергетизм. Энергетизм – это философское учение об энергии, основанное на определении последней как субстанциальной и динамической первоосновы, базиса мира. Истоки данного учения восходят к естественнонаучным открытиям середины XIX в., главным образом к закону сохранения энергии. М. Дж. Ранкин первым рассмотрел энергию как основу всех взаимодействий, именно этот шотландский инженер и физик является одним из создателей технической термодинамики, который ввел термин «энергетизм» [5, с. 442].

Широко известным последователем и теоретиком этого направления был немецкий ученый, химик и философ Вильгельм Оствальд. Согласно его теории, все природные явления могут быть отнесены к энергии, по этой причине базисом всех физических наук должна выступать философия энергетизма, которая способна преодолеть материализм, механицизм и атомизм.

В. Оствальд старался распространить понятие энергии на другие сферы, такие как социальная, психическая и другие, энергетический же императив он считал правилом любого человеческого действия [6, с. 701]. Энергетический императив сводится к минимизации энергетических потерь: «Не растрачивай понапрасну никакую энергию, используй ее» [7, с. 56].

Понятие «энергия» можно определить как одно из основных свойств материи, меру ее движения и взаимодействия всех видов материи, таким образом очевидно, что энергию можно разделить на типы по способу движения материи. На сегодняшний день известны такие виды энергии, как механическая, тепловая, электрическая, световая, химическая, ядерная и т. д. Кроме этого есть большое количество типов энергии, имеющих описательный характер, их название происходит от наименования источника энергии, например, ветровая энергия, водородная энергия, геотермальная энергия и т. д.

Учитывая многообразие типов энергии и трудность их классификации, встает вопрос о целесообразности использования понятия «виды энергии», и возможности создание классификации энергии. Доктор технических наук, профессор А. И. Вейник считал, что неверно разделять энергию на виды по той причине, что существует лишь одна энергия, являющейся количественной мерой, характеристикой всех форм движения материи. Поэтому использование таких понятий, как «тепловая энергия», «механическая энергия», «электрическая энергия» и т. д., является ошибочным и следует говорить в первую очередь о превращении форм движения материи, а не о превращении энергии. Энергия непременно остается постоянной при взаимных преобразованиях различных формах движения материи [8, с. 11].

В отечественной философии XX столетия к вопросу о сущности энергии обращались А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, Т. В. Васильева, А. Н. Чанышев, С. С. Хоружий, А. В. Ахутин и др. Особый интерес представляет фундаментальная работа Владимира Вениаминовича Бибихина, который называл энергию главной проблемой современного человечества. В современной экономике все находится в зависимости от энергии, так как она является основой хозяйственной деятельности, а успех экономики в свою очередь непосредственно связан с доступностью источников энергии, поэтому с ростом угрозы энергетического кризиса возникают серьезные проблемы иссякания энергии, ведь ее недостаток поставит под угрозу существование всего человечества. Согласно Бибихину, проблема выражается в том, что человечество находится в очень сильной зависимости от энергии.

Главной целью становится добыча «порции» энергии, а страх ее недостатка вызывает еще больший ажиотаж в погоне за этим важнейшим ресурсом. В современном мире энергия во всех ее проявлениях является движущей силой истории, однако несмотря на то, что человек ежедневно и повсеместно использует энергию, он с трудом понимает, что такое энергия в полной мере, и соответственно не в силах осознать, что это неведение и является причиной нехватки энергии [9, с. 123].

Итак, рассмотрев основные философские и научные аспекты понятия «энергия», мы приходим к выводу, что оно занимает одно из центральных мест во многих концепциях философии и науки. Однако определение энергии, которое представлено в науке и философии, не может в полной мере удовлетворить всех, по этой причине снова и снова возникает потребность в переосмыслении данного понятия и выработке общего понимания ключевых его аспектов. Только обретая понимание того, что же такое энергия и как правильно с ней обращаться, можно выработать новую энергетическую культуру, совершив переход от экстенсивных методов получения необходимой энергии к интенсивным.

 

Список литературы:

  1. Бибихин В. В. Энергия, Институт философии, теологии и истории св. Фомы / В. В. Бибихин. - М., 2010. - 488 с.
  2. Боровский Ю. В. Современные проблемы мировой энергетики / Ю. В. Боровский. - М., 2011. - 231 с.
  3. Васильев В. В. Влияние Лейбница на философию Юма / В. В. Васильев // Историко-философский ежегодник. - М., 1993. - Т. 1992. - С. 16-27.
  4. Вейник А. И. Термодинамика / А. И. Вейник. - Минск, 1961. - 368 с.
  5. Гумилев Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия / Л. Н. Гумилев. - Баку, 1991. - 592 с.
  6. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. - М. : Дрофа : Рус. яз., 2000. - 1233 с.
  7. Институт Философии Российской Академии Наук, Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://iph. ras.ru/elib/3544.html.
  8. Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов / В. Г. Кузнецов. - М., 2007. -745 с.
  9. Романовская Т. Б. Новая философская энциклопедия. Энергетизм : в 4 т. / Т. Б. Романовская. - М., 2010. - 4 т.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.