Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2020 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МИЛОСЕРДИЯ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовно-нравственных качеств у младших школьников. Рассмотрена целесообразность разработки программы внеурочной деятельности по воспитанию у младших школьников качества личности «милосердие»
Ключевые слова: милосердие, младшие школьники, внеурочная деятельность, духовно-нравственные качества.
В современное время достаточно остро стоит проблема воспитания нравственных качеств у школьников. Современный педагог и родители должны помочь обучающемуся уметь разбираться в широком многообразии проявлений нравственности, в понимании основ духовно-нравственных ценностей. На текущем этапе развития педагогических наук немалое значение приобретает гуманистическое направление, которое напрямую связанно с воспитанием осознанной, ориентированной на самосовершенствование и самопознание милосердной личности. Ученые-педагоги (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, В.А. Крутецкий, В.А. Сухомлинский и др.) отмечают приоритетную значимость "воспитания сердца". [1] Традиции воспитания милосердия в педагогической и психологической науках ориентированы на непосредственный интерес к личности обучаемого, его запросы, на акцентирование внимания учащегося на важных ценностных категориях. В актуальном понимании нравственная категория "милосердие" включена в состав базовых национальных ценностей российского общества и служит одной из важных основ формирования у школьников ценностных представлений о моральных качествах. Таким образом, задача воспитания милосердного человека достаточно успешно может реализоваться в рамках концепций гуманистического направления в педагогике.
В соответствии с ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития должна обеспечивать развитие обучающегося в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной работе образовательной организации, семьи и других общественных институтов. Под внеурочной деятельностью во ФГОС понимается образовательная деятельность, которая осуществляется в формах отличных от классно-урочной деятельности [2]. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной деятельности на уроке. Эффект внеурочной деятельности – это прожитые чувства, приобретенные знания, совершенные действия. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – это влияние приобретенного духовно-нравственного качества или ценности на процесс развития личности ребенка.
В настоящее время российское образование характеризуется разнообразием и богатством образовательных программ духовно-нравственной направленности. Нами были изучены несколько программ, направленных на воспитание милосердия или принятие ценности «милосердие». Данные программы ориентированы на воспитание доброты, отзывчивости, сочувствия. В них достаточно подробно рассмотрены правила этикета, поведения в обществе, отношения к природе, отношения к Родине. Ценностями, которые призваны привить изученные нами программы, являются ценность добра, общения, истины, семьи, труда, патриотизма и человечества. Для изученных нами программ внеурочной деятельности характерна преобладающая в содержании программы доля мероприятий, относящихся к классно-урочной деятельности. В программах часто использованы следующие формы работы на занятии: изучение материала, чтение, беседы, сообщения, просмотр и обсуждение интерактивных материалов, обсуждение проблемных ситуаций и др. Учащиеся начальной школы могут получить достаточный объем духовно-нравственных понятий и представлений. Проведенный анализ показывает, что основными направлениями духовно-нравственного воспитания являются патриотическое, семейное, эстетическое, трудовое воспитание. При этом в направлении воспитания милосердия ведется мало целенаправленной работы. Также состав мероприятий, предусмотренных изученными программами, часто соответствует больше урочной деятельности. В связи с этим было принято решение о проведении констатирующего эксперимента, который позволит выявить уровень понимания младшими школьниками термина «милосердия», уровень принятия данного качества, и целесообразность разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание милосердия как личностного качества.
Экспериментальной базой нашего исследования послужила одна из общеобразовательных школ Челябинской области. Предварительное исследование проводилось в мае 2018 года. В исследовании приняли участие 48 учащихся 3-х классов путем выбора формальной группы. Контрольная группа состоит из 23 учащихся 3-го класса, из них 10 мальчиков, 13 девочек. Педагогический стаж учителя 30 лет. Экспериментальная группа состоит из 25 учащихся 3-го класса, из них 13 мальчиков и 12 девочек. Педагогический стаж учителя 34 года. Классы обучаются по одному УМК. Средний возраст детей 9,4 лет. Констатирующий эксперимент – это один из основных видов эксперимента, устанавливающий наличие какого-либо факта или явления. При проведении нами констатирующего эксперимента была поставлена следующая задача: определить уровень сформированности понятия «милосердие» у учащихся и мотивационную составляющую при совершении дел милосердия. В силу некоторой сложности понятия «милосердие» возникли трудности в определении методологического аппарата исследования. По причине отсутствия готовых методик определения сформированности понятия «милосердие» мы использовали методики, направленные на изучение духовно-нравственных качеств: методика «Пословицы» С.М. Петровой, методика «Незаконченный рассказ» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, анкетирование «Как я понимаю милосердие». Данные методики потребовали коррекции их содержания в соответствии с предметом нашего исследования.
Метод пословиц довольно часто используется в психологических исследованиях. Пословицы отражают опыт, накопленный поколениями, поэтому могут задавать нравственные ориентиры. Выбранная нами методика пословиц имеет цель определить уровень понимания термина «милосердие» и выяснить особенности ценностных отношений и понятий о духовно-нравственной жизни.
Для определения мотивов поведения была использована методика «Незаконченный рассказ» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной, которая помогает изучить особенности нравственного выбора детей и их мотивацию. Она относится к так называемым проективным методикам. В основе данной методики лежит принцип психологического проецирования, суть которого в невольном приписывании другим людям качеств, желаний, поступков, присущих самому человеку, но которые он подавляет при прямом опросе. Детям предлагается закончить несколько ситуаций. Для исследования был разработан опросный лист. Ситуации намеренно подбирались так, чтобы изучить поведение и мотивацию применительно к ситуациям, призывающим ребенка к проявлению сострадания и милосердия. [3]
Используя непараметрический метод математической статистики в педагогических исследованиях, мы провели обработку полученных диагностических данных. Критерий χ2 (Хи – квадрат) показал, что различия между экспериментальной и контрольной группой статистически не значимы, что позволяет сравнивать результаты полученных в данных группах. Проанализировав полученные диагностические данные по методике «Пословицы», мы сделали вывод, что чуть больше половины опрошенных понимают термин «милосердие», согласны с утверждениями о необходимости проявления милосердия и его пользе. Но часть пословиц вызвала у опрошенных затруднения. Несмотря на вполне удовлетворительные результаты эксперимента, сумма баллов по ответам, характеризующим непонимание ценности «милосердие» достаточно велика. Полученные результаты по методике «Незаконченный рассказ» позволяют сказать, что когда перед ребенком встает ситуация выбора оказать помощь или нет, то большая часть респондентов окажут помощь, но не во всех случаях и часто прибегая к помощи взрослых. Большая часть опрошенных не мотивируют и не могут объяснить свои поступки. У мотивирующих, большинство мотивов было основано на дружбе. В результате проведенного эксперимента мы установили недостаточно сформированный уровень понимания и принятия личностного качества «милосердие» и считаем целесообразным разработать программу внеурочной деятельности, направленную на воспитание качества «милосердие» у младших школьников. Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что милосердие должно быть деятельным. В человеке изначально заложены добро и зло, поэтому задача педагога воспитывать, раскрывать добрые чувства в личности, иначе отрицательные стороны проявятся в поступках.
Список литературы:
- Березина, Е.М. Альтруизм и милосердие // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hses-online.ru/2011/04/09_00_11/07.pdf (дата обращения: 03.12.2019)
- Федеральный государственный образовательный стандарт Начального общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения 20.12.2019)
- Шитякова, Н.П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: ЧГПУ, 2001. – 79 с.
Оставить комментарий