Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАССКАЗА «БЕЖИН ЛУГ» И.ТУРГЕНЕВА
Систему уроков рекомендуется построить следующим образом: на первом уроке учащиеся вспоминают уже изученные произведения о крепостном праве (рассказ «Муму» И.С. Тургенева, повесть «Мороз, Красный нос» Н.А. Некрасова). Здесь же можно спросить, что они знают о крепостном праве, о жизни крестьян. Опираясь на ответы учащихся, учитель сообщит о цикле «Записки охотника», порекомендует прочесть отдельные рассказы, а также сообщит те сведения, которые поспособствуют правильному восприятию рассказа «Бежин луг». И на первом уроке следует приступить к выразительному чтению рассказа учителем.
На втором уроке, после прочтения произведения целесообразно совместно с учащимися составить план для пересказа.
Примерный план:
- Описание природы.
- У костра на Бежином Лугу.
- Описание утренней природы.
- Смерть Павлуши.
На втором и третьем уроке рекомендуется приступить к работе непосредственно с образами главных героев. Одним из вариантов является работа учащихся по группам. Учитель предлагает план работы над каждым из мальчиков: портрет, рассказ(ы), участие в событиях ночи, оценка героя охотником. Работу можно оформит в таблицу. Такой вид работы не только позволит охарактеризовать героев, но также познакомит с творческими приемами писателя.
Так, на втором уроке учащиеся совместно с учителем работают над образом Илюши по рекомендуемому плану.
Вариант работы:
- Давайте найдем в тексте описание внешности героя? Зачитаем и кратко запишем его. (Предполагаемый ответ: «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость...; <…>…на вид было не более двенадцати лет…» [1, с. 85]).
- О чем рассказывал мальчик? Какие рассказы вам запомнились? Попробуйте пересказать их. (Предполагаемый ответ: о домовом, об оборотне – «белом барашке», о покойном барине и Ульяне, видевшей оживших умерших, об антихристе «Тришке», о лешем).
Данному этапу анализа стоит уделить особое внимание: для характеристики мальчиков важна и тема их рассказа, и чувства, испытываемые при рассказывании историй и, безусловно, язык. Поэтому стоит обратить внимание на народные выражения, просторечную лексику, образность языка. Здесь же необходимо сделать вывод о том, что мальчики, несмотря на свое положение, обладают развитым воображением, образной, интересной речью. А также при пересказе историй об оборотне, о домовом можно поставить следующий вопрос:
- Как естественно и логично объяснить рассказанные истории?
При отсутствии ответа, нужно сказать о том, что сам автор указывает читателям на причину событий: так например, Ермила, увидевший на могиле утопленника барашка-оборотня, перед этим «замешкался в городе и был хмелён» [1, с. 89]. Учащиеся должны выйти на понимание того, как создаются и поддерживаются различные поверья.
- Как мальчик участвует в событиях ночи? (Предполагаемый ответ: мальчик больше всех рассказывал истории и предания; «...Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, <…> Мальчики переглянулись, вздрогнули... – С нами крестная сила! – шепнул Илья» [1, с. 89]. Когда что-то случается, боится и пугается, как и другие мальчишки; верит в рассказанное)
Этот этап характеристики позволяет не только понять героя, но и при сравнении героев позволит выделить Павлушу среди остальных мальчиков (Он не поддаётся страху, единственный осмеливается побежать за собаками).
- Как охотник оценивает героя? (Предполагаемый ответ: «он лучше всех других знал сельские поверья»).
Как и предыдущий, данный этап позволяет противопоставить Павлушу другим героям, охотник отзывается о нем положительно: «Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение... “Что за славный мальчик!” – думал я, глядя на него» [1, с. 89].
После совместной работы с учителем над образом Илюши, ученики, используя план и таблицу, работают над образами Кости и Павлуши самостоятельно, по группам. Данный вид работы можно начать в классе, и предложить учащимся его как домашнее задание. Такой вид деятельности направлен на развитие навыков самостоятельной работы с текстом, умения выделять главную мысль, развитие устной и письменной речи учащихся. После самостоятельной работы ученики озвучивают свои результаты. Учителю при этом рекомендуется задавать наводящие вопросы, а также при неверных характеристиках давать возможность исправлять ответ другим ученикам, либо самому давать верный ответ, возможно, дополнять неполный ответ учащихся.
Работу по анализу остальных героев – Феди и Вани – целесообразнее проводить в иной форме и на следующем уроке. Здесь уместна беседа по заранее подготовленным вопросам:
- Чем Федя отличается от других мальчиков? Как это проявляется? Как его характеризует разговор с Ваней о его сестре? (Предполагаемые ответы: Федя – ребенок из богатой семьи, он лучше всех одет; при разговорах с другими мальчишками Федя относится к ним покровительственно – задает много вопросов, «сам же говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство» [1, с. 90]; он ласков при разговоре с Ваней о его сестре, интересуется ее здоровьем, обещает угостить сестру и самого Ваню сладостями).
- Как можно описать Ваню? Почему он ничего не рассказывает? (Предполагаемые ответы: Ваня – самый младший, ему 7 лет; боится всего, поэтому прячется; он не знает поверий, поэтому не рассказывает их, но слушает других; наивный совсем еще ребенок, он сравнивает «божьи звездочки» с «роящимися пчелками» [1, с. 93]).
При характеристике этих героев необходимо отметить их противоположность: Федя – взрослый, не верит в рассказы мальчишек; Ваня – маленький, верит мальчикам.
На этом же уроке целесообразно подвести итоги, выяснить при помощи таблицы и ответов на предыдущие вопросы общие и индивидуальные черты героев рассказа, отношения к ним автора через оценку охотника.
При этом важно не забыть сказать о главном: противопоставлении «природной одаренности мальчишек» и их «темноты», искренней веры в поверья и приметы.
При изучении «Бежина луга» нельзя не говорить о пейзаже, его значении в произведении Тургенева. Работе с пейзажем целесообразнее отвести отдельный урок, в случае, если это невозможно, работу с пейзажем необходимо включить при анализе на других уроках.
В начале урока необходимо актуализировать знания учащихся о пейзаже. При работе с пейзажем можно воспользоваться приемом «словесного рисования», развивая при этом творческое мышление учащихся, навыки устной речи. Но, перед тем как преступить непосредственно к самому «рисованию», необходимо выразительно прочитать описание начала июльского дня в рассказе И. Тургенева. Выделяя при этом средства художественной выразительности – эпитеты, метафоры, сравнения, которые уместно для наглядности выписать заранее на доске и показать после их выделения, или же вывести на слайд в приготовленной презентации. Задание может быть следующим:
- С помощью каких средств автор показывает на, что «В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости» [1, с. 91]?(Предполагаемый ответ: с помощью эпитетов «утренняя заря разливается кротким румянцем», «Солнце <…>светлое и приветно лучезарное», «множество облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями»; метафор «Солнце<…> свежо просияет», «Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра..», «хлынули играющие лучи»,«весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило», «облака <…>ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца»; сравнений «облака <…> подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы»<…> «но сами они так же лазурны, как небо» и т.д.).
После такой работы можно приступить к словесному рисованию. Ученикам можно предложить использовать образные средства автора, краски, эпитеты.
- Попробуйте представить себе июльский день таким, каким описывает нам его Тургенев. Каким было бы ваше настроение в такой день?
После работы над пейзажем июльского дня необходимо перейти к работе над следующей пейзажной зарисовкой – описанию наступающей ночи. Ее рекомендуется построить в форме беседы по вопросам.
- В каком состоянии находится главный герой? Найдите слова и выражения, которые описывают слова состояние охотника? (Предполагаемый ответ: охотник напуган, он заблудился, не может найти дорогу, «странное чувство тотчас овладело мной <…> до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось», «До сих пор я всё еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно, и, уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места»).
- А теперь найдите описания природы, которые создают впечатления нарастающей тревоги? (Предполагаемый ответ: «Всё кругом быстро чернело и утихало», «Небольшая ночная птица, <…> пугливо нырнула в сторону», «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак», «Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней», «нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука <…> очутился над страшной бездной»).
- Объясните, почему эти картины природы и настроение охотника помогают понять последующие сцены: мальчики ночью у костра и их настроение? (Предполагаемый ответ: природа вызывает у охотника чувство тревоги и страха, которые испытывают и мальчики. Это проявляется в их поведении у костра, в рассказах, которые тоже пронизаны этими чувствами).
Перед работой над третьим пейзажем учитель выразительно зачитывает его и беседует с учащимися.
- Как определить общее настроение этого описания? (Предполагаемый ответ: утро легкое, прохладное, свежее; это время пробуждения, открытия нового).
- Как автор передает нам это настроение? С помощью каких средств? (Предполагаемый ответ: Тургенев использует эпитеты: «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело», «стали раздаваться живые звуки, голоса́» «жидкий, ранний ветерок», «лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»; метафоры: «ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею», «по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, <…> полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света..»; олицетворения: «Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»).
В конце урока нужно подвести итог: сделать вывод о том, что выразительный, образный пейзаж не только отражает красоту природы, но и передает настроение охотника, а также объясняет страх и тревогу мальчиков на лугу.
На последнем уроке необходимо провести заключительную работу над анализом произведения. Ученики возвращаются к плану, который составлялся и записывался на втором уроке. С помощью учителя устанавливают связь между частями рассказа, с помощью краткого пересказа, ученики подходят к выяснению идейного смысла произведения.
На этом этапе важна роль учителя, который должен задавать наводящие вопросы, отвечать на те вопросы, на которые учащиеся не могут ответить точно и полно.
Рекомендуемая форма для такой работы – это беседа по двум направлениям. Одно из них направлено на выяснение главного содержания «Бежина луга». Ученики, уже познакомившиеся с мальчиками, их характерами, рассказами, особенностями жизни (тяжелой работой, верой в поверья), приходят к идейному содержанию, о котором на предыдущих уроках уже говорилось.
Совместно с учителем ученики должны сделать вывод о том, что рассказ строиться на противопоставлении «природной одаренности» мальчиков и их «темноты», слепой веры в предрассудки. Совместно учащиеся и учитель должны выйти и на причину такого противоречия внутри героев – крепостное право. Ученики уже знакомы с особенностями такого уклада жизни, по рассказу «Муму
Второе же направление связано с выяснением связи между описанием природы и состоянием героев. Учащиеся должны прийти к выводу, что пейзаж отражает не только внутренний мир главного героя – охотника, но описание жизни мальчиков.
В переходах от одного пейзажа к другому, как связующему звену между основными частями произведения, проявляются и переходы настроения охотника.
- Вспомним, каким предстает пейзаж и настроение главного героя в разное время (июльским днем, таинственной ночью, следующим утром? (Предполагаемый ответ: В начале рассказа, июльский день представляется нам радостным, светлым, бодрым, и настроение героя такое же, он бодр, полог сил, радуется чудесному дню. Затем под влияние надвигающейся тревоги, которая проявляется и в мрачном, нагоняющем страх описании природы, тоже охотник испытывает страх, боится ночного окружения. Это же чувство передается и мальчишка у костра, что проявляется и в их поведении, и в рассказах. Таинственность ночи тоже отражается в историях мальчишек. А следующее утро, свежее и бодрое, позволяет охотнику, окончательно пробудиться, вновь почувствовать радость жизни и продолжить свой путь).
Рекомендуется закончить урок и изучение произведения небольшим словом учителя.
- «Темнота» крестьянских детей, их суеверность – временное явление, как и темная, страшная ночь. Наступление утра создает впечатление, что жизни крестьянских детей можно изменить в лучшую сторону. Также как естественна смена страшной, таинственной, темной ночи свежим, легким, бодрым утром придет «светлость» на смену их «темноте» в постижении мира.
Список литературы:
- Тургенев И.С. Записки охотника / Сост., авт. предисл. и коммент. Ю. Лебедев. М.: Просвещение, 1985. – 256 с.
дипломов
Оставить комментарий