Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 октября 2016 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Крюкова А.С. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ АНИМЕШНИКОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(6). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(6).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ АНИМЕШНИКОВ

Крюкова Александра Сергеевна

студент, социальная психология, МГОУ, г. Москва

Личность развивается во взаимодействии и общении с другими людьми. При этом она сталкивается с различными группами и субкультурами.

Термин «субкультура» появляется в научной литературе в 30х гг. ХХ в., а в 60-70х гг. получает более широкое толкование. Однако до сих пор среди исследователей нет единого мнения в определении этого термина. А. В. Мудрик объясняет сложившуюся ситуацию тем, что в основу этого понятия заложен другой термин – «культура», определений которого насчитывается более трёх сотен. [5] В основном под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Известным примером являются молодёжные субкультуры. По мнению Дика Хэбдиджа субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, личностные характеристики которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. [3]

Среди множества субкультур выделяется субкультура любителей японской культуры в целом и анимации в частности – анимешников - или, как их называют в Японии, – отаку. Так называют фанатов, увлечение которых доходит до крайности. Отаку критикуют даже создатели аниме. Поэтому, в связи с таким негативным значением, мы будем использовать более нейтральное слово – анимешник – для обозначения любителя аниме и манги.

В целом субкультуру анимешников можно охарактеризовать:

- по степени локализации – транснациональная (зародившись в Японии, она распространилась по всему миру).

- по практическим основаниям – имеет в своей основе хобби, «фанатство».

- по степени открытости – просоциальная, для вхождения – массовая открытая (любой заинтересованный может войти в субкультуру).

- по мере оформленности имеет практически все признаки субкультуры.

Анимешники активно общаются друг с другом, учат японский и др. восточные языки, участвуют в различных мероприятиях (так называемых аниме-фестивалях или фестивалях восточной культуры).

Таким образом, внутри субкультуры человек ведёт активную творческую деятельность, познаёт себя и окружающих, а также имеет возможность общаться в кругу единомышленников. И, посредством общения в самой субкультуре и вне её, индивид усваивает определённые коммуникативные установки. 

Когда мы говорим о понятии «коммуникативная установка», то имеем ввиду два термина – коммуникацию и установку.

Прежде всего, коммуникация – это обмен между индивидами различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. в ходе их совместной деятельности. Все это понимается как информация, а сам процесс коммуникации может быть назван процессом обмена информацией.

В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, но активный обмен ею. [1, с.84-85]

В отечественной психологии проблемой установки занималась школа Д.Н. Узнадзе, где установку понимали как целостное динамическое состояние субъекта, его готовность к определенной активности, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Установка побуждает человека к определенной деятельности. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия.

К тому времени, когда у индивида сформируется установка определенного поведения, у него имеется и нужный для поведения импульс, содержащий в себе тенденцию реализации и необходимое для поведения направление, что придает установке целесообразный характер.

После формирования какой-либо установки у индивида возникает тенденция действия в определенном направлении, его поведение осуществляется на основе установки. Тенденция действия в определенном направлении не затухает у индивида до тех пор, пока не реализуется сформированная установка. [4, с.44]

Возвращаясь к понятию «коммуникативная установка», важно отметить, что установки коммуникативного поведения личности (или, как их называет М.А. Джерелиевская, кооперативно-конфликтные установки личности) - это, прежде всего, готовность, предрасположенность субъекта (возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта, условий) к актуализации определенно направленной коммуникативной деятельности. Это довольно устойчивые образования, проявляющиеся в стратегиях (стилях) поведения и манере, а также в оценках ситуаций, операционально реализующиеся в форме конкретных тактик и реакций в виде стремления к согласию или конфликту. Отметим, что коммуникативные установки, как и любые другие, функционируют на различных уровнях (смысловом, целевом и операциональном), и проявляются в стратегиях, тактиках и реакциях. [2, с.12]

Коммуникативные установки могут быть как позитивными, так и негативными. Выделим признаки последней:

1. завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них;

2. открытая жестокость по отношению к людям;

3. брюзжание, т. е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

4. негативизм в суждениях о людях и негативный личный опыт общения с окружающими. [6, с.289-302]

Мы сравнили эти показатели у 60 респондентов. 30 из указали, что принадлежат к субкультуре анимешников, а остальные 30 – входят в другие субкультуры, либо имеют иные увлечения, либо ничем особым в свободное время не занимающиеся. Была проведена методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.

В общем виде результаты представлены на рисунке 1.

 

Показатель (признак негативной установки)

Полученные баллы

Анимешники

Неанимешники

1

Завуалированная жестокость

61

66

2

Открытая жестокость

37

65

3

Обоснованный негативизм

31

64

4

Брюзжание

37

77

5

Негативный опыт общения

52

55

6

Коммуникативная установка в целом

45

64

 

Рисунок 1. Таблица результатов методики диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко

 

Можно сделать выводы о том, что представители субкультуры анимешников:

1. имеют низкий процент открытой жестокости в отношениях к людям, что позволяет данной группе смягчать негативные оценки и переживания по поводу окружающих людей.

2. имеют низкое значение обоснованного негативизма в суждениях о людях, что говорит о том, что у группы нет отрицательных выводов о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.

3. уровень брюзжания как склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнёрами и в наблюдении за социальной действительностью является низким.

В целом, по сравнению с контрольной группой, анимешники имеют более низкий уровень негативно коммуникативной установки. Они открыты миру и готовы к общению с окружающими их людьми.

 

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999

2. Джерелиевская, М. А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях / М. А. Джерелиевская. - М.: Смысл, 2000.

3. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е. — Москва: Академический проект, 2001.

4. Надирашвили Ш. А.Понятие установки в общей и социальной психологии [Текст] / [АН ГССР. Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе]. - Тбилиси: Мецниереба, 1974

5. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: [Учеб. пособие] / [Ред-сост. - Д. Я. Райгородский]. - Самара: БАХРАХ-М, 2002

6. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.