Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 апреля 2020 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Драчева М.В. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(90). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(90).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Драчева Мария Васильевна

студент, факультет психологии и дефектологии, ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

РФ, г. Ставрополь

Кольцова Ирина Владимировна

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц. кафедры общей и практической психологии и социальной работы, ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

РФ, гСтаврополь

POSITIVE ASPECTS OF THE INFLUENCE OF COMPUTER GAMES ON VARIOUS ASPECTS OF THE MENTAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

Maria Dracheva

Irina Koltsova

scientific adviser

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению влияния компьютерных игр на развитие младшего школьника. Представлен обзор основных положительных свойств компьютерных игр на психическое развитие ребёнка в младшем школьном возрасте.

ABSTRACT

The article is devoted to the study of the influence of computer games on the development of primary school children. The review of the main positive properties of computer games on the mental development of a child in primary school age is presented.

 

Ключевые слова: младший школьный возраст, компьютерные игры, начальное образование, информационное пространство.

Keywords: primary school age, computer games, primary education, information space.

 

Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения является приоритетной задачей государства. За последние 10 лет наметилась тенденция к развитию зависимого поведения детей и молодежи от различных технических средств.

Сегодня практически невозможно представить себе современного ребенка без электронной игрушки, планшета или смартфона. Считается, что дети информационной эпохи уже рождаются с «мышкой» в руках. Знакомство с электронными устройствами начинается для ребенка довольно рано, почти с самого рождения. Во-первых, это разнообразные удобные и функциональные инструменты, которые позволяют матери следить за малышом на расстоянии (радионяни, видеокамеры и др.). Чуть позже появляются различные игрушки, которые помогают маме общаться с малышом на расстоянии, развлекать и занимать ребенка. Затем ребенок очень быстро осваивает мамин смартфон и папин планшет и органично входит в электронную жизнь семьи. К 4-5 годам современный ребенок уже уверенно обращается с самыми разными устройствами: от телефона до компьютера, чувствует себя комфортно в этой электронной среде, зачастую даже увереннее своих старших родственников.

Начальное образование это особый период обучения в школе, в котором закладывается основа мотивационной и учебной деятельности. Учебный багаж, полученный в первый год обучения, является фундаментом всего его дальнейшего обучения. В начальных классах дети приобретают основные знания об окружающем мире, навыки в общении и решении теоретических задач.

В современных условиях информатизации возникает потребность в воспитании развитого подрастающего поколения, которое будет владеть современными технологиями, уметь ориентироваться в информационном пространстве.

На современном этапе в соответствии с ФГОС в образование внедряют активные формы и методы обучения, при этом внимание педагогов направлено на практическое обучение, работу в малых группах, творческую деятельность, которая строится на индивидуальном подходе. Межпредметная связь в школьном образовании способствует не только личностному развитию, но и помогает детям научиться принимать самостоятельно решения.

Компьютерная игра – это виртуальный трехмерный мир, который правдоподобен настоящему миру из–за высокого качества изображения и звуков. На сегодняшний день в интерактивных играх создается реалистичная среда, персонажи и предметы. Споры о пользе и вреде компьютера, ведутся на всех социальных уровнях. В научном пространстве достаточно много представлено исследований о негативном влиянии компьютерных игр на психическое развитие ребенка (Белавина И.Г. [1], Зимина К.И. [2], Кисличко Т.Р. и Пекуш А.Е. [3], Сафонова Л.А. [4], Сырман И.В. [5] и др.). Виртуальные развлечения оказывают положительное влияние на общее развитие современного ребенка, а так же развивают умственные способности и навыки, которые необходимы в реальной жизни. Стоить отметить, что речь идет не об игровой компьютерной аддикции [1].

Анализируя общее физическое и умственное состояния младших школьников можно выделить следующие положительные свойства компьютерных игр:

1. Расслабление. После физической или учебной деятельности младшему школьнику необходимо отвлечься. Снять напряжение помогают компьютерные игры, при помощи которых ребенок успокаивается и восстанавливает силы. При помощи яркой анимации и юмора создается положительный настрой и улучшается эмоциональный фон.

2. Освоение различных форм взаимодействия. Обычно процесс компьютерной игры проходит в совместной деятельности с другими детьми. Во время игры школьники обмениваются эмоциональным состоянием, происходит диалог между детьми, в котором вырабатывается коллективное решение и дальнейших ход действий.

3. Психологическое воздействие.  После использования компьютерных игр младшие школьники начинают петь, танцевать, сочинять стихи, конструировать что-либо. Учебные игровые программы позволяют избавиться от комплексов, от чувства неполноценности, а так же учат доверию.

4. Коррекционная работа для детей с ОВЗ. Младшие школьники с ОВЗ это особая категория детей, которые зачастую начинают процесс обучения именно с использованием компьютера. Обучающие компьютерные игры помогают освоить речевые навыки, расширить знания об окружающем мире.

5. Самореализация.  Младшие школьники уже осознанно выбирают игры, которые им нравятся. Если школьники, которые любят логические игры, кому-то головоломки, кто-то любит стратегические игры. Каждая игра помогает реализовываться как личность.

6. Расширение сюжета ролевых игр. Компьютерные игры позволяют расширить не только кругозор ребенка, но и помогают смоделировать различные игры в реальной жизни.

7. Закрепление полученных знаний на практике и приобретение новых знаний самостоятельно. Игры способствуют развитию личностных качеств детей, приобщают к исследовательской работе. Школьники учатся анализировать, интерпретировать, развивать стратегических задач и корректировать свои действия.

Так, например прохождение лабиринтов позволяет развитию логического мышления. Стратегические игры пришли на смену лабиринтам и являются очень реалистичными. Само название этих игр предполагает развитие аналитических способностей, учат планировать. Знакомясь с компьютером, дети младшего школьного возраста расширяют свой кругозор, расширяют представления об окружающем мире. Школьники, которые хорошо владеют компьютером, опережают в развитии своих сверстников, они легче усваивают материал, у них шире кругозор. Все это положительно отражается на успеваемости младших школьников.

8. Развитие познавательных процессов. Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр – пасьянсы, которые способствуют тренировке мышления и внимания. Из этой же серии игры-головоломки, игры на быстроту реакции, например, компьютерный настольный теннис. Есть разновидность компьютерных игр, называемых «Квест». Они могут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память [2].

Логические игры способствуют развитию комбинаторного, формально-логического мышления. Конвейерные и спортивные («Тетрис») игры развивают концентрацию внимания, сенсомоторную координацию. Игры типа преследование-избегание («Пакман», «Диг-Даг») включают в игровой процесс интуитивный компонент мышления и эмоционально-чувственное восприятия.

Таким образом, компьютерные игры развивают у детей младшего школьного возраста организаторские, художественно-изобразительные, конструкторские, иные творческие способности. Компьютерные развивающие программы не только повышают самооценку ребенка, уровень его притязаний, но и рождают уверенность в себе, а также чувство удовлетворенности от достигнутых успехов [4].

Во многих компьютерных игровых программах для детей младшего школьного возраста заложен образовательный и развивающий потенциал, однако он может быть реализован только при грамотном методическом обеспечении компьютерных игровых технологий.

 

Список литературы:

  1. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 2013. №3. С. 63-70.
  2. Зимина К.И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 43-45.
  3. Кисличко Т.Р., Пекуш А.Е. Особенности гаджетозависимости у детей дошкольного возраста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. 2019. №6(17). С. 41-46.
  4. Сафонова Л.А. О проблеме выбора обучающих компьютерных программ для детей // Проблемы образования в условиях инновационного развития: сб. ст. по материалам Всерос. заочной науч.-практ. конф. «Проблемы образования в условиях инновационного развития» (25 февраля – 01 апреля 2014 г.) [материалы] [Электронный ресурс] / редкол.: Т.И. Шукшина (отв. ред.), С.Н. Горшенина; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. С. 79-81.
  5. Сырман И.В. Влияние компьютерных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста // Форум молодых ученых. 2018. № 5-3 (21). С. 377-381.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.