Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 апреля 2020 г.)
Наука: Экономика
Секция: Регионоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭЛИТНЫЕ ПАМЯТНИКИ САЯНО-АЛТАЯ СКИФСКОЙ ЭПОХИ КАК ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
Туризм на Алтае тесно связан с историей. Данная территория интересна тем, что она является Центрально-Азиатским очагом кочевой цивилизации. Интересны именно элитные памятники, т.к. они несут больше всего информации и вещественных данных.
В данный момент в национальных музеях республик входящих в Саяно-Алтайский регион уже имеется достаточно экспонатов, иллюстрирующих жизнь и быт сибирских скифов. Существует много туров по Алтаю, в которые входят как исторические объекты, так и природные.
В своей работе мы хотим предложить авторский маршрутный лист по замечательный археологическим памятникам на территории Саяно-Алтая. Данные памятники входят в скифскую эпоху и несут для науки истории, археологии, этнографии и др. очень много полезных данных. В работе мы представили краткую информацию о данных объектах. Туризм, подкрепленный знаниями должен способствовать росту образованности населения. А также распространению знаний об исторических ценностях, которые находятся на той же территории, на который мы живем. Также, подобные туры могут оказать немалую роль на экономику региона.
Характеристика Элитных комплексов. Особое место в археологии занимают экспедиции, проводимые на Алтае, целью которых стоит изучение быта и жизни первых кочевников скотоводов. Некоторые такие памятники являются очень похожими на памятники скифов Причерноморья [3, с. 20].
В ту эпоху проявляется широкий культурный обмен, потихоньку снижается взаимная изоляция между племенами. Оседланный конь особенно помогает в осуществлении международных связей. Главным показателем знатности оставался тип погребения. Он мог быть скудным, когда в нем не было ни лошадей, ни утвари, а мог быть наоборот, богатым.
Пазырыкский комплекс курганов. Высоко в горах, в одной из ложбин Улаганского плоскогория расположены цепочкой пять каменных курганов.
В 1949 г. С.И. Руденко был раскопан Пятый Пазырыкский курган. На дне могильной ямы находилась погребальная камера в виде бревенчатого сруба. На уровне верхней поверхности погребённой почвы внутри могильной ямы была уже вечная мерзлота [8, с. 106].
Тела погребённых сохранились хорошо. Мужчина и женщина скорее европеоидного типа, чем монголоидного. Волосы у них мягкие: у мужчины — слегка вьющиеся, тёмные; у женщины — тёмнорусые. Лица узкие и длинные, особенно у мужчины, с резко выступающим носом с горбинкой. Голова мужчины, за исключением затылка, обрита; обрита и голова женщины, только на макушке оставлена косичка. Оба тела оказались мумифицированными.
В камере обнаружены: две половины (одна целая) одностороннего барабана из бычьего рога; два древка «шестиноги» — части приспособлений для курения конопли; шкуры овцы и козы; небольшая войлочная подушечка, набитая оленьим волосом; часть войлочного чулка; черепок от горлышка глиняного кувшина; прямоугольная доска с ремнями на коротких её сторонах [8, с. 110].
Найден и ковер. Размеры ковра - 4,5х6,5 м и его вес - 20 кг. По мнению С.И. Руденко, ковёр, несомненно, был настенный и украшал жилище. После смерти вождя ковёр был использован в погребальном церемониале, им были покрыты колесница и четвёрка лошадей [2, с. 137]. На ковре представлена сцена: всадник, двигаясь справа налево, приближается к трону, на котором восседает женщина-богиня с цветущей ветвью в руке. С.И. Руденко представленную на ковре композицию интерпретировал как сцену инвеституры, где богиня вручает вождю власть [7, с. 89]. Женщину, представленную на нем, он назвал Великой богиней, матерью всего сущего.
Шибе. Шибинские курганы расположены на пятом километре Уймонского тракта, в окрестностях села Талда. Здесь в благодатной долине реки Урсул, вправо от дороги, на краю поля находятся курганы с большими каменными насыпями.
В первом погребении были найдены искусственно мумифицированные трупы старика и подростка, резные скульптурные украшения из коры и дерева, покрытые позолотой, китайский лак, раскрашенная и позолоченная резьба по рогу, свыше 500 всевозможных золотых и золочёных украшений одежды и много других разнообразных по своему назначению предметов.
Берельские курганы. Этот археологический памятник насчитывает не менее 72х погребально-поминальных сооружения. Курганы расположены в Катон-Карагайском районе Восточного Казахстана в долине р. Бухтармы.
Рассмотрим Большой Берельский курган, который был исследован академиком В.В. Радловым ещё в 1865 г. Точной фиксации при раскопках не производилось. Поэтому в 1959 г. проведено доследование Большого Берельского кургана. Экспедиция была организована Ленинградским отделением Института археологии АН СССР по инициативе С.И. Руденко.
Большой курган к моменту раскопок 1959 г. представлял собой каменный кольцеобразный вал. Раскопки могильной ямы, доведённые до материка, пополнили коллекцию берельских древностей некоторым количеством находок (были обнаружены обломки лиственничного саркофага, тёсаные брусья от погребальной камеры, обрывки берёсты), а также позволили получить новые данные, касающиеся конструкции погребения, которую теперь можно себе представить с достаточной полнотой и точностью [9, с. 70].
Благодаря второму исследованию собран материал, который позволяет составить правильное общее представление о конструкции гроба-саркофага. Из половины толстого лиственничного ствола была выдолблена вся нижняя часть саркофага. Затем её борта надстроили тёсаными слегка выгнутыми досками. Крышка, видимо, была цельнодолблёная. Саркофаг был обтянут берёстой и украшен бронзовыми фигурками мифических птиц.
Относительно устройства северной части могилы, в которой были погребены лошади, числом 16, ничего дополнительного к сказочному в отчётах В.В. Радлова, доследование 1959 г. не дало.
Бугры. Эти села представляют собой достаточно глухой уголок Рубцовского района Алтайского края. Сам курганный могильник - большой курганный могильник знати населения каменской культуры скифо-сакского времени IV-III вв. до н.э. у села Бугры Рубцовского района, возраст которых оценивается примерно в 2300 лет.
Экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством Константина Чугунова выбрала для своих исследований самый большой "царский" курган. Диаметр его около 75 метров, высота - около 4 метров. Были найдены шесть поваленных каменных стел высотой в человеческий рост, которые когда-то стояли вертикально. Подобные сооружения из вертикально стоящих каменных стел часто практиковались кочевниками в горных районах, на равнине же подобное встречается впервые.
Другая группа под руководством Тишкина закончила свою работу и сделала много интересных открытий и находок, в том числе найдены фрагменты мумифицированного тела молодой женщины, которую местные жители прозвали "принцессой с накрашенными ногтями".
Таким образом, составим маршрут движения по историческим памятникам. Воспользуемся помощью Конструктора карт Яндекс (Приложение 1). Паспорт маршрута выглядит так:
1. Наименование организации, разработавшей маршрут: Алтайский государственный университет
2. Автор маршрута: студентка 3го курса кафедры Регионоведение России и Религиоведение Крикунова Карина
3. Название туристского маршрута: Элитные памятники Саяно-Алтая скифской эпохи
4. Общие сведения о маршруте:
- вид туризма: транспортный
- вид похода: многодневный поход
- продолжительность: 4 дня
- протяжённость: 1600 км
5. Район похода: республика Алтай, Алтайский край, Катон-Карагайский район (северо-восточный Казахстан)
6. Подробная нитка маршрута: с. Балыктуюль – с. Акташ – с. Усть-Кан – с. Талда – с. Солонешное – с. Краснощеково – пос. Бугры – г. Шемонаиха – г. Усть-Каменогорск – г. Алтай – с. Улькен-Нарын – Катон-Карагайский национальный парк.
Таблица.
График движения
Дни пути |
Участок пути |
Протяжен-ность, км |
Чистое ходовое время, час |
Способ передвижения |
1 |
с. Балыктуюль – с. Акташ с. Акташ – с. Усть-Кан с. Усть-Кан – с. Талда |
410 |
6 |
Автобус, пеший |
2 |
с. Талда – с. Солонешное с. Солонешное – с. Краснощеково с. Краснощеково – пос. Бугры |
490 |
8,5 |
Автобус, пеший |
3 |
пос. Бугры – г. Шемонаиха г. Шемонаиха – г. Усть-Каменогорск г. Усть-Каменогорск – г. Алтай г. Алтай - с. Улькен-Нарын с. Улькен-Нарын - Катон-Карагайский национальный парк |
680 |
11 |
Автобус, пеший |
Рисунок 1. Карта движения туристического маршрута
Список литературы:
- Абаев В.И. Культ «семи богов» у скифов. // Древний мир. Сб. статей академику Струве В.В. . М.: 1962. С. 445-450.
- Баркова Л.Л. Большой войлочный ковёр из Пятого Пазырыкского кургана. // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. Материалы всероссийской научной конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения А.Д. Грача. СПб: Культ-информ-пресс. 1998. 304 с.
- Грязнов М.П. Пазырыкский курган. // М.-Л.: 1937. 44 с.
- Гуляев В.И. Скифы: расцвет и падение великого царства // М.: «Алетейя». 2005. 400 с.
- Кирюшин Ю.Ф.,. Степанова Н.Ф, Тишкин А.А. Скифская эпоха Горного Алтая часть II погребально-поминальные комплексы Пазырыкской культуры // Барнаул: 2003 233 с.
- Кирюшин Ю,Ф. Памятники истории и культуры Северо-Западного Алтая // Барнаул: 1990
- Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. // Итоги и проблемы современной науки. М.-Л.: 1952. 268 с.
- Руденко С.И. Пятый Пазырыкский курган. // КСИИМК. Вып. XXXVII. М.-Л.: 1951. 249 с.
- Сорокин С.С. Доследование Большого Берельского кургана // СГЭ. [Вып.] XXIII. Л.: 1962. 80 с.
- Алексеев А.Ю. Скифские цари и «царские» курганы V-IV вв. до н.э. // Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского (14.II.1908 — 15.Х.1990) с. 50-52.
дипломов
Оставить комментарий