Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 января 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нырков М.Ю. ЕВХАРИСТИЯ: В ДОАПОСТОЛЬСКИЙ, АПОСТОЛЬСКИЙ И ПОСЛЕАПОСТОЛЬСКИЙ ПЕРИОДЫ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(13).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЕВХАРИСТИЯ: В ДОАПОСТОЛЬСКИЙ, АПОСТОЛЬСКИЙ И ПОСЛЕАПОСТОЛЬСКИЙ ПЕРИОДЫ

Нырков Максим Юрьевич

студент, философский факультет, ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского,

РФ, г. Симферополь

Проблема возникновения и генезиса центральной божественной литургии, как восточной, так и западной ветви христианства, представляет серьезный интерес для исследователя. Особое значение в данном вопросе имеет исторический период с I по VIII вв. н.э. ввиду отсутствия достаточного количества исторического материала, главным образом письменных источников, в которых бы последовательно фиксировались все этапы развития этого насыщенного деталями религиозного обряда. Другими словами, существует своего рода белое пятно в истории христианской церкви, которая берет свое начало именно в Евхаристии, впервые совершенной учениками Христа на день Пятидесятницы, и по убеждению верующих объединяет всех крещеных в «одно тело» [6].

В данной статье мы рассмотрим ряд источников, из которых можно почерпнуть сведения о Евхаристии в её наиболее ранней форме, а также предпримем попытку структурировать полученную информацию.

Христианский обряд евхаристии (причастие) является для верующих наиболее значимым из всех и занимает центральное место в литургии – главном христианском богослужении.

Евхаристия (греч. ευχαριστία – благодарение) относится к числу семи христианских таинств – такому типу обрядов, в которых, по мнению верующих, происходит встреча человека с Богом и, на сколько это возможно в земной жизни, происходит мистическое единение с Ним. В свою очередь таинствами эти обряды зовутся потому, что суть их – действия, учрежденные Богом, по средствам которых под видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божья [5]. Характерной особенностью евхаристии является вкушение её участниками хлеба и вина. При этом верующие, в соответствии с Каноном, убеждены, что съедая хлеб и выпивая вино они причащаются Самого Тела и Крови Иисуса Христа [3].

Согласно христианской доктрины, совершение евхаристии было завещано верующим самим Иисусом Христом накануне его страданий во время тайной вечери – пасхального ужина со своими учениками [2]. Тайная вечеря описывается в каждом из четырех евангелий входящих в новозаветный канон всех христианских вероисповеданий [4]: Евангелие от Матвея [Мф. 26:20-29], Евангелие от Марка [Мк. 14:17-25], Евангелие от Луки [Лк. 22:14-20] и Евангелие от Иоанна [Ин. 13:1-38]. Церковь относит эти книги Нового Завета к исторической его части, что делает их наиболее интересными для данного исследования. Описание евхаристии почти буквально повторяется в трёх из четырех евангелий: от Матфея [Мф. 26:26-28], от Марка [Мк. 14:22-24] и от Луки [Лк. 22:19-20]. Примечательно, что в Евангелии от Иоанна о евхаристии во время тайной вечери ничего не сказано.

Матфея церковь относит к апостолам – ближайшим ученикам Христа, следовательно, его описание евхаристии можно считать наиболее точным: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». [Мф. 26:26-28]».

Прямое наставление Иисуса верующим выполнять евхаристию в память о нем есть только у Луки (если брать только историческую часть Нового Завета – Евангелие): «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» [Лк. 22:19].

Что касается Евангелия от Иоанна, то идея о хлебе как о Теле Господа предстает в наставлении Иисуса иудеям [Ин. 6:51-58]. Следует обратить внимание на то, что о вине, как о Крови Господа, в данном наставлении не говорится. Сама же проповедь была произнесена задолго до тайной вечери.

В дополнение можно указать на учительную часть Нового Завета – послания апостольские, как на источник информации о евхаристии. Так, в послании Апостола Павла к Коринфяням есть ссылка на чёткое указание Христа выполнять евхаристию. В главе 11, стихах 23 – 27 Павел пересказывает обстоятельства тайной вечери, на которой Господь Иисус Христос завещал выполнять в память о нём данный обряд [Кор. 11:23 – 27]. О евхаристии как части учения Апостолов говорится и в Деяниях Апостолов [Деян. 2:42].  

Таким образом, о евхаристии, как о причащении Тела и Крови Господня посредством вкушения хлеба, а в некоторых случаях и вина, мы узнаем из Библии. Но, при этом о необходимости выполнять данное действие регулярно, говорится только в Евангелии от Луки. Сам же обряд в Библии не описан.

В основе обряда евхаристии лежат обстоятельства, при которых он был впервые завещан Спасителем своим ученикам, а именно – пасхальная вечеря, или пасхальный ужин, в иудейской традиции. Хотя обычай ветхозаветного закона требовал вкушать ужин, стоя, во времена Иисуса Христа уже установилась традиция возлежать во время вечери.

Порядок, согласно которому проходил иудейский пасхальный ужин, выглядел во времена Христа примерно следующим образом. Путем прочтения молитвы глава семейства освещал молитвой наполненную смешанным с водой вином чашу. После чего, омыв руки и обмакнув горькие травы в специальный соус – солило «хоросэт», подавал их остальным членам семьи. Разломав пополам три опреснока (пресный хлеб), глава семейства откладывал одну половину – «афигомон» до конца вечери, а блюдо с разломанными хлебами поднимал со словами: «Это хлеб страданий, который вкушали наши отцы в земле египетской». Наполнялась вином вторая чаша и следовал ответ главы семейства на вопрос младшего члена семьи о том чем отличается эта ночь от других. Ответом служила Библейская история рабства и исхода евреев из Египта. Омыв руки, участники вечери приступали к праздничному вкушению ужина. В завершении вечери афигомон разделялся между участниками трапезы, а в самом конце звучала послетрапезная молитва, и наполнялась вином третья чаша и пелись псалмы [2].

Таким образом, очевидно, что характер христианского богослужения определила еврейская традиция. Этим объясняется отсутствие детального описания завещанного Христом обряда и текстов молитв – они не отличались от привычных иудейских.

Обязательными элементами дальнейшей, уже апостольской евхаристии, являлись: учение Иисуса Христа, общее собрание, преломление хлеба и молитва. В последующие века обряд усложняется под влиянием различных факторов, но в основе его все также остается еврейская застольная молитва. 

О евхаристии в послеапостольский период можно судить по ряду источников того периода, среди которых памятник христианской письменности «Учение Господа народам через 12 апостолов», сокращенно Дидахе написанный по разным данным или в последнее десятилетие I в. н.э., или в первую половину 2-го века [7]. Евхаристии в Дидахе отведена отдельная глава «Причастие». Среди привычных: молитвы благодарения, чаши с вином и преломления хлеба, в евхаристии описанной в Дидахе появляется понятие церкви Господней, а также предупреждение о том, что от Евхаристии может вкушать только крещенный [1]. Предупреждение это объясняется наставлением Христа, которое он даёт в Евангелии от Матфея: «не давайте святыни псам…» [Мф. 7:6].

Более подробную информацию о Евхаристии послеапостольского периода мы находим у раннехристианского мученника и апологета Иустина Философа в его «Апологии» в 65 – 67 главах [7]. И здесь мы также встречаем предупреждение о том, что участие в евхаристии разрешено только верующим в истину христианского учения, крещенным и живущим по преданию Христа (гл.66). Кроме того, в «Апологии» прямо указывается на то, что евхаристическая пища – это не просто хлеб и вино, а – «плоть и кровь того воплотившегося Иисуса» (гл.66). На основе анализа текста «Апологии», главным образом гл. 65 – 67, структура евхаристии послеапостольского периода, по Иустину Философу, состояла уже из двух частей: преанафоральная часть и анфора. В преанафоральной части, на ряду с проповедью и общими молитвами, был и уход с литургии оглашенных – лиц, ознакомленных с учением церкви и имеющие право на крещение. Оглашенные к участию в таинствах не допускались. Анафора (греч. «возношение») содержала приношение хлеба и вина с водой, подробные молитвы – евхаристический канон, причащение.

Среди доступных для изучения источников III в. следует отметить одно из произведений Ипполита Римского, а именно «Апостольское предание» – источник христианского богослужения, где евхаристии всецело посвящена 4 глава [8]. 

Общая структура евхаристического служения первых двух веков и в некоторой степени III века христианства представляется, более менее, ясной, чего нельзя сказать о последовательности его анафоральной части. Более менее подробное повествование о чине евхаристического богослужения появляется в трудах отцов Церкви конца IV в. (Василий Великий, Иоанн Златоуст) и первых записях литургийных молитв теми или иными писателями Церкви. В это время начинается процесс разделения и классификации евхаристических молитв.

Период с IV – V в. позволяет начать полноценное научное изучение литургического материала, опираясь уже на факты в виде рукописей. А произведения отцов и учителей церкви V – VIII вв. (Исихия Пресвитера, Кирилла Скифопольского, Анастасия Синаита и Иоанна Дамаскина) дают возможность подойти к детальному изучению особенностей литургических типов и евхаристических молитв обусловленных их поместными и национальными особенностями.

В процессе исторического развития, обряд евхаристии будучи неизменным в своей основе претерпел однако немало дополнений и сокращений. Итогом этого процесса стало значительное отличие литургий различных церквей и, тем более, конфессий. Исследователями литургистами осуществлялись попытки систематизировать евхаристические типы, образовавшиеся в процессе истории. Среди этих исследователей: протоиерей Мальцев, проф. А. Катанский, Л. Дюшен, Каброль, Баумштарк, Брайтман. Не вдаваясь в детали, следует отметить, что почти все схемы основываются на делении литургии на два основных типа: Восточный и Зпадный.

Таким образом, христианский обряд евхаристии берет свое начало в пасхальном ужине иудеев с обязательным чтением молитв, особым образом преломлением хлеба, вкушением его и испитием из чаши вина или воды. Эту информацию мы можем получить из Библии. В дальнейшем, согласно анализу существующих источников, в нём постепенно формируется устойчивая структура из двух основных частей: преанафоральная часть и анафора. Детали первоначальной – древнейшей анафоры (I – III вв.) науке почти неизвестны, ввиду недостаточного количества письменных источников (возможно, это связанно с практикой устного предания). Более менее полноценное изучение анафоры доступно с IV в. и связанно с отцами церкви Иоанном Златоустом, Василием Великим и др. В виду большого разнообразия форм и типов евхаристического богослужения в разных частях планеты, исследователи пытаются их упорядочить предлагая различные схемы. Отличаясь в деталях, все эти схемы сходятся в своем основании, подразделяя евхаристическое богослужение на Восточный тип и Западный.

 

Список литературы:

  1. Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11. // Интернет версия в православной библиотеке православного общества «Азбука веры» http://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus/
  2. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. М., 2001.
  3. Красников А.Н. Религиоведческий словарь. (в соавторстве) // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1999. № 6
  4. Крывелев И.А. Книга о библии. – Москва. Издательство социально-экономической литературы – 1959 – С.360
  5. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 4 томах. — СПб., 1907—1909. // Интернет версия в библиотеке русской религиозно-философской и художественной литературы «ВЕХИ» http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения 15.01.2017)
  6. Протопресвитер Николай Николаевич Афанасьев "Трапеза Господня", // [электронный ресурс] «Азбука веры» http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanasev/trapeza-gospodnja/ (дата обращения 15.01.2017)
  7. Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель: "Жизнь с Богом", 1998.
  8. Св. Ипполит Римский. Апостольское предание. / Пер. П. Бурбуруза. // Богословские труды. Сб. 5. М., 1970.
  9. Успенский Н.Д. Анафора. Опыт историко-литургического анализа. Богословские труды. Сб. 13. М., 1975. С. 125-147.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.