Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 17 апреля 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Максименко Л.В., Туев И.К. ИДЕЯ РЕИНКАРНАЦИИ В ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(19). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(19).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ИДЕЯ РЕИНКАРНАЦИИ В ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

Максименко Лада Владимировна

студент 3 курса, кафедра философии НГМУ

РФ, г. Новосибирск

Туев Илья Константинович

студент 3 курса, кафедра философии НГМУ

РФ, г. Новосибирск

Так или иначе вопросом о вечности жизни испокон веков задавался любой думающий человек, независимо от происхождения, социального статуса, уровня грамотности и вида деятельности. Люди задумываются о том, что ждет их после смерти - многие люди верят, что жизнь после смерти не заканчивается, и что деяния совершенные в одной из прошлых жизней отразятся на их дальнейшей судьбе. Одной из таких концепций является реинкарнация, которая фигурирует в некоторых философских и религиозных учениях.

В данной работе будет рассмотрено представление о реинкарнации в различных религиях и современном мире. Для этого необходимо выяснить сущность учения о реинкарнации в различных религиозных учениях и некоторых учениях философов, а для выявления мнения людей в современном мире – провести опрос среди представителей различных конфессий.

Актуальность работы обусловлена тем, что идея реинкарнации широко распространена во многих религиозных учениях и духовно – философских системах, а глобализация (процесс, свойственный современному миру) способствует взаимопроникновении идей различных религий. Проблема реинкарнации не является исключением, ведь каждая религиозная традиция пыталась найти решения, связанных с бессмертием души человека. Вера в вечное существование души и возможность обретения бессмертия присутствовала на всех этапах развития человечества.

Так что же такое реинкарнация? Существует много трактовок этого понятия, но все сводится к тому, что это представление, согласно которому бессмертная сущность живого существа (в некоторых случаях – только людей) перевоплощается снова из одного тела в другое (по истечении времени жизни в одном теле). В различных традициях эту бессмертную сущность называют «духом» или «душой», «божественной искрой», «высшим» или «истинным Я».

Вера в реинкарнацию включает две составляющие: первое – представление о том, что у человека есть «сущность», которая включает в себя личность определенного человека, его самосознание и часть того, что этот человек отождествляет с понятием «я сам»; второе – представление о том, что после смерть эта «сущность» через неопределенный промежуток времени воплотится в другом теле (новорожденного человека или иного живого существа) [6].

Идея о реинкарнации представлена в пяти основных мировых религиях: индуизм, буддизм, иудаизм, христианство и ислам. Их можно поделить на две группы по отношению к переселению душ: а) индуизм и буддизм; б) иудаизм, христианство и ислам. В первой законы кармы и земная деятельность человека определяют его положение на лестнице реинкарнации, во второй учение о реинкарнации присутствует неявно и противоречит основной религиозной идее и большее предпочтение отдается идее воскресения [7].

Идея о переселении душ возникла на Востоке. В индуизме переселение душ является одним из основных понятий, а круговорот рождения и смерти принимается естественным явлением в природе. Сначала упоминание о реинкарнации появляется в Ведах, а затем в Упанишадах (древние философско – религиозные тексты). В них идея перевоплощения любого существа тесно связана с понятием кармы (совокупность действий индивида), которая может быть хорошей и плохой, в зависимости от совершенных поступков в течение жизни. Человек с хорошей кармой может рассчитывать на возвращение в духовное царство и приобрести жизнь рядом с Богом. Человеку с плохой кармой дается возможность очистится, и тогда он тоже может рассчитывать на возвращение [1]. В индуизме нет споров о существовании реинкарнации.

В буддизме существует механизм перерождения, который содержится в двенадцатичленной формуле бытия. Познать эту формулу может не каждый и только с помощью определенных практик (медитаций). Но несмотря на то, что идея о повторных рождениях являлась основной во многих школах буддизма, учение самого Будды подвергалось спорам и дискуссиям [7]. Одной из основ буддизма является учение о «четырёх благородных истинах», указывающее на присущее живым существам желание и последующее их страдание от материального существования. В контексте рассмотрения учения о четырех благородных истинах особое внимание уделяется буддийской концепции кармы. Признание существования закона кармы – закона причины и следствия и реинкарнации – является основой буддийской этики, базисом для практики нравственности. Важно понимать, говоря о понятии кармы, что оно демонстрирует буддийское учение в его практической направленности. Здесь нравственность выступает на первое место, потому что освободиться от тягот существования, которые сопровождают нас в сансаре, можно толь ко исправляя карму в условиях нашего повседневного существования. [1]

Изначально, учение о реинкарнации в иудаизме не существовало, она возникла в народных верованиях и стала популярной. Но в этой религии отмечается то, что душа перерождалась заново только при условии, если она не выполнила миссии, которую ей нужно было пройти. Также существовало еще одно мнение в котором утверждалось, что Судный День разделит всех существ на три группы: праведников (обретение вечной жизни на небесах), нечестивцев (обречение на мучение в аду) и тех, у кого есть хорошие и плохие качества. Последним дана возможность самосовершенствования на Земле в следующем воплощении [4].

Христианство отвергает идею реинкарнации и утверждает, что душа проживает в теле одну жизнь. После смерти тела душа подвергается Божьему суду, на котором решается обретет ли душа вечную жизнь или вечное наказание. Но неявное присутствии мысли о перевоплощении можно найти в Священном Писании. Например в Послании святого Павла к галатянам: «Сеющий плоть свою от плоти и пожнет», - которое можно интерпретировать как то, что последствия деяний в течение жизни настигнут нас не в эфемерном чистилище, а на Земле, когда будет дана следующая жизнь [2].

В исламе существует сложная система о природе смерти, о том, что происходит в сам момент смерти и о том, что происходит после нее. Но в Коране нет определенных упоминаний о жизни после смерти и реинкарнации. Несмотря на это, все равно были сторонники идеи переселения душ. Некоторые считали, что душа меняет свою телесную оболочку (как человек одежду), и состояние новой оболочки зависит от действий душ в прежней. Другие предполагали, что души «правоверных» перемещаются последовательно через семь тел, после чего познает свет, а «неверные» после смерти помещаются в элементы природы (минералы, железо, глина и др.) [4].

На западе в идею реинкарнации верили Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон, Плутарх, Плотин и др. Наиболее подробно феномен переселения душ описывает Платон [5]. Он выдвинул теорию, что душа, которую влечет чувственное желание, спускается с небес и обретает физическое тело [3]. Сначала душа рождается в образе человека, высшим из которых является образ философа. Когда душа достигнет совершенства знания философии, то сможет вернуться обратно на небеса [6]. Платон описывал, что в следующей жизни обжоры и пьяницы могут стать ослами, необузданные и несправедливые люди могут родиться волками и ястребами, а те, кто слепо следует условностям, вероятнее всего станут пчёлами и муравьями. По прошествии какого-то времени, душа в процессе духовной эволюции снова возвращается в человеческую форму и получает ещё одну возможность обрести свободу.

Для того, чтобы оценить мнение представителей различных конфессий об идее реинкарнации в современном мире, был проведен опрос в сети Интернет. Было опрошено 100 религиозных человек, представляющих 6 религий: индуизм, буддизм, христианство, иудаизм, ислам и нью эйдж. Результаты опроса представлены в виде диаграмм:

 

Рисунок 1. Возраст опрошенных

 

Рисунок 2. Религия опрошенных

 

Рисунок 3. Степень религиозности опрошенных

 

Рисунок 4. Результаты опроса

 

Большинство опрошенных относится к возрастной категории 21-30 лет (57 %), исповедует христианство (42 %), имеет средний (40 %) и низкий (39 %) уровень религиозности и признает(40 %) или не уверен (допускает) (41 %) существование реинкарнации.

При этом представители буддизма, индуизма и нью эйджа – тех конфессий, в основе которых заложены представления реинкарнации, в основном признают существование реинкарнации: 68 % опрошенных буддистов, 86 % индуистов и 57 % представителей нью-эйдж. Отрицает же существование реинкарнации лишь один опрошенный.

Для иудаизма характерны одинаковое количество как отрицающих, так и не уверенных (допускающих) существование реинкарнации (по 33 %) и 34 % признающих реинкарнацию.

Примечательно, что большинство представителей христианства не уверены (допускают) существование реинкарнации (55 %) и лишь 29 % ее отрицают.

Данные ответов исповедующих ислам являются наиболее немногочисленными и в тоже время противоречивыми, что не дает выявить какие-либо закономерности.

В целом, опрос выявил незначительную, но тенденцию: представители тех религий, для которых характерен феномен реинкарнации в большинстве не уверены(допускают) или признают существование реинкарнации. Также стоит отметить, что результаты опроса были неоднородными и в некоторых из них не удалось показать взаимосвязи между религией и отношением к реинкарнации, ,что по-видимому связано с индивидуальными представлениями конкретных людей, а также спецификой опросов через интернет. Кроме того, опрос затрагивает лишь незначительную выборку и небольшое число религий, что также может влиять на качество полученных результатов.

Каждому человеку хочется верить, что после смерти еще что-то есть, именно поэтому во многих религиях явно или нет присутствует идея реинкарнации или воскресения души. Этим вопросом интересовались, и будут интересоваться и размышлять не одно столетие великие умы человечества.

 

Список литературы:

  1. Аюшеева Д.В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. -№14. – С.5-10.
  2. Гуров Ю.С. Проблемы жизни, смерти и бессмертия // Вестник российского университета кооперации. -2009. - №1. – С. 168-179.
  3. Компаниец Л.В. Смысловые «перекрестки» идеи реинкарнации в текстах Платона // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2013. - Т.10. – №1. – С. 286-295.
  4. Махметова М.К. Религиозное понимания понятия «смерть» // Актуальные науные исследования в современном мире. -2016. – Т.10. -№5. – С.56-59.
  5. Обидина Ю.С. Учение о переселении души: судьба восточной идеи на Западе // Запад – Восток. -2010. - №3. – С.5-11.
  6. Поздняков С.Н. Ветхий Завет и учение Платона о бессмертии души // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -2010. -№1.- С.11-17.
  7. Шаталова А.Е, Реинкарнация в мировых религия // Система ценностей современного общества. -2009. –№6. – С.39-44.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.