Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Питеркина Е.Ю. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ВАЛЯНИЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ ВАЛЯНИЯ

Питеркина Евгения Юрьевна

студент, кафедра социально культурный коммуникаций СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Незнаева Юлия Юрьевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Аннотация. В статье определены дидактические условия оптимальной организации учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства, направленных на формирование и развитие творческого мышления личности обучающихся.

Ключевые слова: мышление, творческое мышление, техника валяния, учебный процесс, изобразительное искусство.

 

Вопросы развития творческого мышления у обучающихся не является новым. Проблема исследовалась многими учеными, но, несмотря на это, до конца решенной эту проблему считать нельзя. Объективное противоречие между потенциалом (информатизации) методической системы развития творческого мышления обучающихся в процессе изучения техники валяния обусловило актуальность данной статьи.

Понятие «творчество» является категорией целого ряда наук: философии, психологии, педагогики и др. Философский словарь дает такое определение творчества: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности». Отсюда следует, что только благодаря творческой деятельности людей возможно развитие науки, техники, искусства, образования, государственности и всего остального. Именно благодаря творчеству возможен любой прогресс. Именно творческие люди создают новое, неповторимое во всех сферах человеческой деятельности.

Труда многих исследователей посвящены разработке теории творчества человека. В психологическом аспекте знания выступают как динамические мозговые модели предметов, явлений и их свойств, то есть как продукт, результат мышления. Поэтому в психологии и педагогике вопросы формирования знаний и развития мышления тесно связаны. Значительный вклад в разностороннее исследование творчества внесли Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Копитов, Т.Н. Щукина и другие ученые.

Обратимся к деятельности учителя, ведь творческие возможности обучающихся реализуются в различных видах деятельности, в частности в игре, учебе, общении, трудовой деятельности. Как творчество учителя воспринимают не только конечный результат деятельности, но и приемы и методы, с помощью которых она осуществляется [2, c. 11].

Поэтому почти с первых лет своей педагогической деятельности значительное внимание уделяется развитию творческих способностей обучающихся. Сейчас учителя не ориентируют обучающихся только на традиционное усвоение знаний, поскольку такой подход в организации познавательной деятельности в современных условиях не является продуктивным, поскольку объем знаний растет слишком быстро. Да и сами по себе знания не гарантируют появления новых оригинальных идей.

Поэтому большое внимание уделяется развитию таких свойств личности, которые дают возможность творчески использовать полученные знания. Нужно развивать в пределах возможного творческие способности каждого ученика, а не только одаренных. Способность к творчеству не является исключительным явлением, присущим лишь единицам. В определенной степени творчество присуще всем людям, а учителя пытаются создать для каждого лучшие условия обучения, формировать.

Любое обучение, в каких бы формах оно не осуществлялось, всегда представляет собой необходимую и незаменимую условие формирования и развития мышления. Усвоения и формирования знаний является продуктом мышления.

Творческое мышление - это высшая форма продуктивного мышления. Этот вид мышления характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями. Продукт творческого мышления характеризуется неповторимостью. «Творчество - это способность удивлять и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность глубоко осознавать свой опыт» (Э. Фромм) [4].

Творческое мышление - это применение нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. Основная особенность творческого мышления - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты развитий [2, c. 13].

Творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-то нового. Главной мыслительной операцией, применяемой в ходе творческого мышления, является операция сравнения.

Мышление - это процесс отражения объективной деятельности в представлениях, суждениях, понятиях, что происходит в ходе ее анализа и синтеза с чувственного познания на основе практической деятельности; это психический процесс самостоятельного поиска и открытия существенно нового (то есть нового по отношению к исходным, предыдущих этапов познавательной деятельности конкретного индивида) [2, c. 12].

В своем развитии творческое мышление проходит следующие этапы [3, c. 256]:

1. наглядно - действенное мышление;

2. причинное мышление;

3. эвристическое мышление.

На каждом из них необходимо формировать определенные умения, с помощью которых развивается творческий интеллект личности. При этом педагог должен правильно подобрать проблемную ситуацию на определенном этапе развития продуктивного мышления [1, c. 101].

Наглядно-действенное мышление. Хорошими стимулами для фантазии есть незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен, описание необычных, новых качеств предметов. Однако фантазия ребенка на первом этапе развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий.

Причинное мышление. В 8-9-летнем возрасте дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются самостоятельно найти ответ. В 11-12 лет практически все дети направляют свою исследовательскую активность формулировкой поисковых вопросов. Это происходит потому, что обучающиеся пытаются понять причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Эвристическое мышление. Дети взрослеют и сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно отделить одну причину происшествия. Большинство социальных и природных явлений вызвано большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений имеют вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительную точность и достоверность.

В педагогической литературе творческая личность рассматривается как индивид, обладающий высоким уровнем знаний, имеет тягу к новому, оригинальному. Для творческой личности творческая деятельность является жизненной необходимостью, а творческий стиль поведения - наиболее характерным [5, c. 20].

Бесспорно, все лучшее в изобразительном искусстве основано на упорному труду и обязательном усвоении правил изображения и овладении изобразительной техники. Но не менее важно воображение и эмоциональное восприятие. Благоприятным периодом для развития творчества является школьный возраст, когда у ребенка активно развиваются воображение, дар фантазирование, творческое мышление, любознательность, умение наблюдать, сравнивать, критически и справедливо оценивать свою деятельность.

Необходимо постоянно стремиться развивать у детей интерес к окружающему миру, фантазию, тягу к творчеству, умение нестандартно мыслить. Если дети увлечены любимым делом, они проявляют настойчивость, силу воли в овладении знаний и умений, опережающие программные требования. Обучающимся нравятся виды учебной деятельности, которые дают им пищу для размышлений, возможность проявить инициативу и самостоятельность, требующие умственного напряжения, изобретательности и творческого подхода к решению проблемы. Обязательным условием для будущей творческой деятельности обучающихся является накопление опыта и знаний.

В технике валяния используются различные материалы. Техникой валяния обучающиеся овладевают на таком уровне, который им необходим для творческого самовыражения. Прослеживается четкая последовательность действий педагога: сначала заинтересовать обучающегося, стимулировать желание творить, а затем научить техники, которая необходима для реализации творческого замысла. Главным является не результат деятельности обучающегося, а сам процесс привлечения его в творческую атмосферу. В процессе преподавания техники валяния учитель должен быть готов использовать методы примера, имитации, обсуждения, анализа, инсценировки.

Художественная деятельность - это важное средство нравственного, эстетического воспитания людей. Произведения изобразительного творчества многообразны. Каждое произведение наполнено красотой, добром, радостью, он несет в себе фантазию, захватывает детей и взрослых.

Качественный урок всегда требует значительных усилий и плодотворного сотрудничества учителя и обучающегося. Это касается и уроков изобразительного искусства, на которых используется техника валяния.

Основной задачей образования является развитие личности с такими задатками, отвечающих требованиям современного общества - то есть людей, владеющих высоким уровнем интеллекта, знаниями, навыками, умели успешно решать прикладные задачи. Только личности, в которых развивали творческое мышление, могут удовлетворять таким требованиям, так как творчество - это высшее развитие интеллектуальных способностей, составляющая интеллекта. Главным условием творчества является восприятие новых идей, способность находить и ставить проблемы, независимость поведения и одновременно умение уступать и отказываться от своих предыдущих мыслей, критичность, смелость, терпимость.

 

Список литературы:

  1. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / / Вопросы психологии. - 2015. - № 2 - с. 101.
  2. Рыбальченко И. Учимся работать на уроке творчески // Начальное образование. - 2015. - №19. - С. 11-13.
  3. Савченко А. Я. Современный урок в начальных классах. - М.: Магистр, 2016. - 256 с.
  4. Фромм Э. Человеческая ситуация. / Э. Фромм. – М.: Смысл, 2014.
  5. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / / Вопросы психологии. - 2014. - № 4 - с. 20
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.