Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2018 г.)
Наука: Науки о Земле
Секция: География
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ ТАТАР ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Татары – второй по численности народ Оренбургской области (свыше 150 тыс. чел., или 7,5 % населения в 2017 г.) [5]. Их численность сократилась по сравнению с 2002 г. почти на 15 тыс. чел. (0,1%). Компактно расселены татары на северо-западе области, это самый многочисленный этнос (35,3% и 49,3% населения соответственно в Абдулинском и Асекеевском районах Оренбургской области). Высока их доля в Матвеевском, Сакмарском, Шарлыкском, Пономаревском, Переволоцком и Саракташском районах. Первоначально этноним «татары» использовался как собирательное название целого ряда народов. Его русский перевод – «чужие люди», «варвары». Казанские татары и мишари появились в Оренбуржье в XVIII в., 40-х годах XVIII в. татары расселялись вдоль Московского тракта, создав для обслуживания казенной почты села - Биккулово, Юзеево, Мустафино, Наурузово, Татарскую Каргалу и др. Они сыграли большую роль в развитии торговых связей со Средней Азией и Казахстаном. В регионе выделялись «чемоданные», «торговые», «нерегулярные» татары, что было связано с их занятиями. Эти группы не встречались в других регионах страны. В хозяйстве оренбургских татар важное место занимало и занимает скотоводство, овцеводство, козоводство, птицеводство, разведение лошадей. А вот овощеводство не было развито. В татарском языке нет названий многих овощей (например, редис, помидоры). Поселения татар привели к кучности усадеб. Для современных поселений характерна правильная уличная планировка. Татарская усадьба сочетала поволжские, арабо-турецкие, среднеазиатские, русские и западноевропейские черты, была озеленена. Декоративное убранство домов крещеных татар отличалось сдержанностью, в углу, противоположном по диагонали от печи, находились иконы. Современные сельские дома сохраняют некоторые традиционные черты: располагаются в глубине двора, имеют полихромную раскраску, сложное декоративное оформление. Большинство оренбургских татар – мусульмане. Около 4% татар крещена (кряшены, нагайбаки), значительна группа неверующих. На культуру татар большое влияние оказал ислам. Во второй половине XIX в. в Оренбургской губернии было зарегистрировано свыше 1500 религиозных организаций мусульман и свыше 700 учебных мусульманских заведений (в том числе медресе «Хусаиния»). Функционировал татарско-башкирский агропединститут, музыкальная школа, библиотека, татарский театр. Издавались газеты и журналы на татарском языке. Татарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Основная масса татар, прибывших в регион, была носителем среднего (казанского) диалекта. Постепенно он вобрал элементы языка ногайцев, мишарей, башкир, казахов. Родным татарский язык в области считают 85,9 % татар. Растет доля русскоязычных представителей татарского этноса, особенно в городах. Для татар региона характерны межэтнические браки. В последние годы для татар характерен всплеск этнического самосознания. Татарскую кухню отличает разнообразие мучных изделий. Почетным угощением на свадьбах и сейчас является чак-чак. В регионе много татарских топонимов.
На четырех пятых современной территории Оренбургской области располагается зона степей, поэтому ещё с давних пор хозяйство здесь организовывалось на основе кочевого скотоводства. Кроме этого, в силу своего географического расположения, данные земли долгое время были естественным коридором для перемещения кочевых народов с востока на запад.
Колонизация оседлыми народами земель современной Оренбургской области как места традиционного проживания кочевников, с ее необъятными степными пространствами началось относительно поздно, что наложило своеобразный отпечаток на образ материальной и духовной культуры проживающих здесь национальных групп. Процессу заселения способствовала концентрация человеческих, материальных, денежных источников, которая могла быть гарантирована исключительно государством, в рамках правительственной колонизации.
Хозяйственное применение лесостепной зоны северо-запада нынешней Оренбургской области в какой-то степени подготовило и предрешило ее заселение татарами, приобретая в данной связи характер значимой предпосылки.
Татары – тюркский народ, являющийся вторым по численности в Оренбургской области. Язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи. Верующие татары (за исключением кряшен) – мусульмане сунниты. Вот как описывали татар и их жилища путешественники того времени. «Из всех иноплемённых обитателей Оренбургского края татары имеют лучшую наружность: рост их средний, лица продолговатые, худощавые, нос тонкий, рот и глаза малые, но быстрые и по большой части чёрные; волосы русые, прямые; сложение до вольно хорошее, походка смелая. Женщины их более здоровы, нежели красивы. Татары горды, честны в своём слове, трезвы, умеренны; нельзя назвать их ленивыми, но любят негу и покой, наконец, корыстолюбивы.» [3, c.45-46 ].
Постоянные набеги кочевников, которые приобрели особую интенсивность с 10-х годов XVIII века, замедляли естественное течение миграционных движений в южном направлении. Несмотря на то, что к 30-м годам XVIII века татарские переселенцы на некоторых участках вышли к рубежам сегодняшней Оренбургской области, ее колонизация, вероятно, не могла состояться эволюционным путем, в рамках вольного заселения, без участия государства.
Путем насильственного перевода или санкционирования татарских переселений местное руководство решало конкретные, практические задачи, стоявшие перед ними в ходе освоения новых территорий [2, c. 37-43]. Освоение и укрепление Оренбургского края, сопряженное с солидными материальными, трудовыми расходами [2, c. 45].
С самого начала освоения края, параллельно с правительственным, развивалось и вольное заселение оренбургских земель татарами, хотя и в значительно более скромных масштабах. С конца XVIII века начинается интенсивная колонизация татарами обширных и свободных прежде степных участков Оренбургской области. Немалая численность татарских переселенцев оседает на Оренбургской военной линии по рекам Урал и Сакмара, в границах сегодняшних Саракташского и Переволоцкого районов.
В конце XIX – начале XX веков государство вновь взяла под контроль переселенческие движения. Численность татарского населения Оренбургской области в течение XX века изменялась, и на это оказывало влияние несколько причин. Согласно переписи населения с 1959 года по 1989 год численность татарского населения увеличивалась, и это происходило в связи с увеличением естественного прироста.
После переписи населения в 1989 году также происходил рост числа татар в области [1]. В период переписи 2002 и 2010 годов началось стабильное сокращение численности татарского населения на территории области. Основными причинами на данном этапе времени были: демографический фактор снижения рождаемости, социально-экономические и экологические проблемы. Также большое значение имеет увеличение количества смешанных браков.
Сельские жители стараются соблюдать обычаи своего народа, а городские жители стали терять свои корни и отдаляются от своих традиций.
Таким образом, можно сделать вывод, что этнокультурное пространство Оренбуржья формировалось как результат колонизации в течение длительного периода времени в лесостепных и степных ландшафтах на стыке культур и цивилизаций. В историко-географической ретроспективе межэтническое взаимодействие во все периоды сопровождается адаптацией в этногенезе (по Л. Н. Гумилеву – приспособлением этноса к ландшафту) и происходит по схеме этнос-ландшафт, что оказывает влияние на стереотип поведения и идентичность. В процессе этнических контактов неизбежно происходили заимствования, взаимовлияние и сближение культур, усиление ассимилятивных процессов и метисации. В итоге сформировалась уникальная региональная культура и региональная идентичность. Этот процесс отнюдь не предполагает слияния этносов, напротив, они сохраняют различия и этническое самосознание. Переселенцы остаются в орбите своей культуры, но приобретают региональные и локальные особенности. Трансформируется и культура автохтонных народов.
Оренбургские степные и лесостепные ландшафты оказались приемлемыми и для жителей лесной зоны, где складывалась культура большей части колонистов. Степь способствовала формированию региональных этнокультурных особенностей. Конвергенция – это географическая реальность, несмотря на то, что селились мигранты в разных экологических нишах: оседлое земледельческое население – в долинах рек, татары, занимавшиеся кочевым скотоводством – на водоразделах. И сейчас вдоль Урала среди деревень с типично русскими и украинскими названиями неожиданно (на первый взгляд) встречаются татарские поселения.
Список литературы:
- Амелин, В.В. О некоторых тенденциях в изменении численности татар Оренбуржья в современный период. Научно-практическая конференция «Татары в Оренбургском крае». – Оренбург: издательство «Димур», 1997 г. – 228 с.
- Аминов, Р. Р.Татары-казаки в составе Оренбургского казачьего войска (1748–1917 гг.) [Текст]: монография / Р. Р. Аминов; Институт истории им. Ш. Марджани. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. – 347 с.
- Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. XIV. Часть 2.
- Оренбургская губерния. СПб. – 71 c.
- Денисов, Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII–начало XX вв.). Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2006. – 190 с.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://orenstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatts/orenstat/ru/statistics/
дипломов
Оставить комментарий