Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2018 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Введение
Средневековье – это период времени в истории Европы, длиною в 10 веков, начавшийся во время распада Римской империи до эпохи возрождения (период с 5-15 века).
Философия средневековья формировалась на базе античной философии. Ее истоки уходят в религию единобожия (монотеизма). Иудаизм, христианство и мусульманство являются основоположниками развития и европейской, и арабской философии средневековья. Одним из главных отличий Средневековой философии является то, что Бог определяет все сущее.
Из-за того, что попытки изменить ситуацию к лучшему были неудачными, можно было надеяться на чудо и верить в помощь Божью и его всемогущество, которые в силах спасти погибающий мир.
Общая характеристика средневековой философии и ее главные особенности
Эпоха Средних веков берет свое начало в 476 году – это дата распада великой Римской империи. В философии средних веков началом блага, бытия и красоты считался Бог. Европейская философия данного периода — это соединение христианского учения и античной мудрости. В средние века мышление было теоцентричным.
Теоцентризм – одна из основных черт философии средних веков, в которой реальностью является то, что все сущее определяет Бог, а ни природа или человек.
Бог — это реальность, которая формирует все сущее. Важнейшими чертами христианского мышления являются два главных принципа – идея творения и откровения, другими словами апокалипсис.
В философии средних веков довольно остро обсуждали проблемы человека.
Использовались две основные сущностные характеристики человека:
1) человек – «образ и подобие бога»;
2) человек – «разумное животное».
Общая характеристика философии патристики и ее главные особенности
Патристика (от слова падре – отец) – это учение отцов церкви, суть которой заключалась в обосновании и толковании христианства. А также патристика являлась одной из форм философии раннего Средневековья.
Главной особенностью мышления философии средних веков, свойственной патристике, является то, что мыслители и философы для подтверждения своих идей обращаются к наиболее достоверному и древнему источнику — Библии. Это полный свод истин, которые сообщались людям от Бога. Соответственно, очень важно понять смысл библейского писания с целью получения ответов на важнейшие философские вопросы. Исходя из этого задачей философа является поиск истинного смысла положений Библии и отражение их в своих писаниях.
Наследницей апостольской традиции является патристика, она считается второй по значимости после Ветхого завета. Философия, которая возникла из апостольской традиции, является первой в христианстве. В силу традиционного типа мышления представителей патристики она считается первообразной будущего философствования, а также классическим образцом. Сочинения формируются в виде пояснения отдельных положений и частей Нового и Ветхого завета.
Сочинения, написанные в период патристики, показывают все богатство и разнообразие античной философии, так как создатели святоотеческой философской литературы были очень образованными людьми того времени. Патристика создала традицию, продолжившуюся в схоластике. Следовательно, мы можем рассматривать патристику и схоластику как явления одного порядка, во-первых, из-за единого способа философствования, а во-вторых, из-за того, что они опираются на одни и те же принципы. К этим принципам относятся:
- теоцентризм — признание Бога источником всего сущего;
- креационизм — признание Бога создателем всего сущего из ничего;
- провиденциализм — признание правления Богом всем сущим;
- персонализм — признание того, что человек наделен совестью и создан Богом по собственному образу и подобию;
- ревеляционизм — признание того, что надежнейшим путем познания важнейших истин для человека является постижение смысла Священного писания.
Общая характеристика периода схоластики (IX-XV) и его отличительные особенности
Схоластика (от греч. школа) – форма философии средних веков и способа ее преподавания, когда философия была «служанкой» богословия в католических университетах.
По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика переходит в схоластику. Патристика пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, который еще полностью не принял новую религию и боролась с язычеством. Схоластика опиралась на философские идеи патристики, авторитет Священного писания и стремилась включить наследие языческой античности и изначально всего наследия Платона, Аристотеля и Плотина в обиход философствования. Она это делает с целью осмысления и рационализации действительности, окружающей человека. Проблема, связанная с соотношением мира рационального знания и мира духовного опыта, является одной из самых важных проблем схоластики. Для решения данной проблемы потребовалось соотношение веры и разума. Представители схоластики размышляли об этом соотношении и пришли к выводу: вера и разум должны быть в гармоническом единстве. Так как разум при необходимом пользовании приводит к приближению к Богу, к единению с Ним. То есть истины разума и веры не противоречат друг другу. В этом вся суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.
Различают 3 периода схоластики:
– ранняя схоластика, которая стоит на почве нерасчлененности и взаимопроникновения науки, философии, теологии и характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением результатов деятельности рассудка и специфической ценности и из-за спора об универсалиях. Ранняя ее форма характерна идеями платонизма и неоплатонизма. Представители: Иоанн Скот Эриугена, (810-877), Пегр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Росцелин (1050-1120).,
– средняя схоластика характерна разделением науки и философии от теологии и внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля. Ее представителями являются: Альберт Великий, Фома Аквинский (1225 — 1274). Схоластика достигла расцвета в рамках деятельности большого количества университетов, из которых главным можно назвать Парижский университет; пишутся огромные трактаты по логике и теологии, которые содержат весь свод соответствующих знаний.
– поздняя схоластика которая характеризуется дальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, рационалистической систематизацией, окончательным отмежеванием мистики от теологии и выработкой логики и метафизики иррационалистического направления. Ее представителями являются: Николай Кузанский, Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349) и др.
Итог
В результате проделанной работы были изучены особенности средневековой философии. Средневековая теологическая философия отличалась догматизмом, учительством, замкнутостью на самой себе, воинственностью, направленностью в прошлое, традиционностью, оторванностью от реального мира.
Значимость средневековой теологической философии для развития философии в том, что она:
- связала античную философию и философию эпохи Возрождения и нового времени;
- сохранила и развила ряд античных философских идей, так как возникла на основе античной философии христианского учения;
- поспособствовала расчленению философии на новые сферы;
- поспособствовала отделению объективного идеализма от субъективного;
- заложила базу для появления следующих направлений в философии: эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт);
- повысила интерес к осмыслению исторического процесса;
- выдвинула идею оптимизма, который выразился в вере в воскрешение и в победу добра над злом.
Знакомство с философией Средневековья показывает, с одной стороны, культурную преемственность эпох (античности и рассматриваемого периода истории), а с другой стороны, их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. С точностью можно сказать только одно: ни в коем случае нельзя недооценивать философскую мысль этого времени.
Список литературы:
- Алексеев, П.В. История философии / П.В. Алексеев. История философии. М.: Издательство Проспект, 2005 – 240 с.
- Балашов, Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изм. и доп. – М.: Дашков и К, 2004.
- Блаженный Августин. Творения. Т. 1. Об истинной религии. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ- Пресс, 1998. С. 394-468.
дипломов
Оставить комментарий