Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 апреля 2018 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК В ИССЛЕДОВАНИЯХ
Сейчас, в XXI веке, веке информационных технологий и биотехнологий, люди окружены компьютерами, трансгенными растениями и животными, изобрели вакцины и способы лечения для многих заболеваний, а также заглянули в наномир.
Достижения биотехнологии позволили ученым обратиться к истокам жизни, а именно эмбриональным стволовым клеткам, являющимся не только ключом к излечению многих тяжелых болезней, но и возможным источником бессмертия. Эмбриональными стволовыми клетками считаются клетки, которые были получены из эмбриона на одной из ранних стадий его развития, бластоцисте. На данном этапе возраст эмбриона составляет 5-6 дней, а интересующая исследователей внутренняя клеточная масса содержит от 50 до 150 клеток [1, с.1145-1147].
Исследования эмбриональных стволовых клеток человека являются многообещающими в плане того, что они позволяют ученым понять ключевые механизмы развития и дифференцировки клеток и тканей человека. Ведь знание и понимание процессов зарождения и развития организма дает надежду на изобретение новых методов лечения многих заболеваний. Однако такого рода исследования вызывают массу этических и политических дискуссий относительно ооцитов и эмбрионов – источников эмбриональных стволовых клеток, а также морального и правового статуса человеческих эмбрионов. Именно поэтому этические и политические вопросы, наравне с научно-исследовательскими методами, должны быть обсуждены, а нормы установлены, чтобы быть уверенными в том, что исследования с человеческими эмбриональными стволовыми клетками проводятся согласно законодательству и в рамках этических норм.
В связи с этим возникло целое учение, которое носит название биоэтика (от греч. bios - жизнь, ethos – привычка). Биоэтика – это научная область, занимающаяся вопросами этики в связи с медициной, со здравоохранением и такими смежными науками, как биология, психология, физиология и др. [2] Данная наука является не только новым направлением, но и новым способом философского познания существования и сохранения жизни на Земле. Основу дисциплины биоэтика составляют философия, юриспруденция, естественные науки, но важнейшей составляющей остается этика, являющаяся учением о моральных и нравственных ценностях. Развитие биоэтики во многом обусловлено достижениями человечества в области науки и техники. Ведь используя новые технологии в лечении, проведении исследований, отношения человека с различными формами жизни должны быть рассмотрены. Главная задача биоэтики состоит в том, чтобы найти оптимальные методы и средства, которые позволили бы человеку решить этические проблемы в профессиональной деятельности. [3]
С точки зрения консеквенциализма, потенциал терапевтического использования, а также исследования эмбриональных стволовых клеток на пользу общества является более значительным по сравнению с сопровождающейся потерей эмбрионов. С другой стороны, главным аргументом против проведения исследований является недопустимость с моральной точки зрения намеренного убийства человека, каким является человеческий эмбрион.
Так, когда человек начинает свое существование? И здесь мнения разделяются на два: противники исследований утверждают, что зарождение жизни, то есть появление полноценного человека начинается с самого его зачатия, а именно после слияния сперматозоида с яйцеклеткой [4, с.258-266]. По мнению сторонников исследований, оплодотворенная зигота, по сути, являющаяся набором клеток, покрытых единой мембраной, который еще не функционирует как единый организм – не есть человеческое существо [5].
Что же касается источника человеческих эмбриональных стволовых клеток, то главным являются стволовые клетки эмбрионов, оставшихся после процедуры искусственного оплодотворения или лечения бесплодия. Так, супружеские пары, прошедшие лечение могут оставить их для дальнейшего использования, пожертвовать их другим бездетным парам, на проведение исследований, либо избавиться от них. В таком случае, с этической точки зрения допустимо ли использовать стволовые клетки эмбрионов, от которых в любом случае избавились бы? Если решение пожертвовать эмбрионы для исследований было принято после решения об их уничтожении, то вполне морально допустимы исследования с их использованием. В таком случае, принимая во внимание моральный статус эмбрионов как личностей, допустимо предположить, что, используя их в качестве объектов исследования, ученые лишь заменяют один способ смерти на другой, уже предопределенный для данных эмбрионов. Стволовые клетки, извлеченные из таких эмбрионов, являются одним из главных инструментов во время изучения механизмов контроля дифференцировки клеток. Однако, есть некоторые научные и терапевтические причины на то, чтобы не полагаться полностью на эмбрионы, оставшиеся после лечения бесплодия и процедур экстракорпорального оплодотворения, как на источник эмбриональных стволовых клеток. Они ставятся под сомнение по причине того, что такого рода эмбрионы не обладают достаточным генетическим разнообразием, чтобы смоделировать проблемы, связанные с иммунным отторжением стволовых клеток у пациентов. В данной ситуации становится возможным создание эмбрионов для исследований и терапевтических направлений, что также сопряжено с рядом этических вопросов, вне зависимости от того, получили ли эмбрионы клонированием, либо искусственным оплодотворением. При этом возникает необходимость морально разделять эмбрионы, созданные в репродуктивных целях от тех, которые были созданы для исследований и терапий. Ведь эмбрион, созданный в первом случае, рассматривается как потенциальный ребенок в случае его успешного введения и развития во взрослую личность. С другой стороны, создание эмбрионов в терапевтических целях делает его инструментом для достижения результатов исследований. Во-вторых, уничтожение эмбриона во время исследования происходит намеренно, в то время, как от эмбрионов, созданных для оплодотворения избавляются, если они не подходят для таких целей. С другой стороны, нет необходимости рассматривать эмбрионов, созданных для репродуктивных целей в качестве потенциальных детей, потому что нет уверенности в том, что он не окажется инструментом в руках исследователей, если он не подойдет для процедуры ЭКО и будет пожертвован для проведения исследований.
Немаловажным фактором, обусловливающим использование стволовых клеток в исследованиях, является законодательство в этой стране. Так, в Казахстане нет соответствующего законодательства, регулирующего использование эмбриональных стволовых клеток, как в исследованиях, так и в терапевтических целях [6]. В Соединенных Штатах Америки ограничено федеральное финансирование такого рода исследований, однако финансируется небольшое количество проектов, использующих эмбриональные стволовые клетки, оставшиеся после процедур искусственного оплодотворения до 2001 года [7]. С другой стороны, законодательство не ограничивает частное финансирование, а также не регулирует локальное финансирование. Согласно канадскому законодательству, разрешено использование эмбриональных стволовых клеток, пожертвованных после процедур ЭКО, однако терапевтическое клонирование с их использованием запрещено. Самое гибкое законодательство в этой области в Южной Корее, где разрешено, как использование эмбриональных стволовых клеток в исследованиях, так и в терапевтическом клонировании. В странах Евросоюза использование эмбриональных стволовых клеток в исследованиях находится под контролем государства, но более предпочтительными являются исследования взрослых стволовых клеток [8].
Что касается отношения религии к исследованиям стволовых клеток, то католическая церковь полностью выступает против исследований эмбриональных стволовых клеток, но поддерживает исследования, включающие стволовые клетки, взятые от взрослых и из пуповины, так как они не наносят вреда человеческой жизни ни на одной из стадий развития [9]. С другой стороны, ислам выступает за исследования эмбриональных стволовых клеток до тех пор, пока они приносят обществу пользу с наименьшим принесением вреда эмбрионам – источникам стволовых клеток. Одно из учений Корана гласит: «Кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (5:32). Это говорит о том, что исследования стволовых клеток допустимы по причине их многообещающего прорыва в медицине [10, с. 783-795].
Таким образом, исследования с человеческими эмбриональными стволовыми клетками могут открыть новые для человечества методы лечения тяжелых заболеваний, но требуют большой осторожности при работе с ними. Ведь эмбрионы являются сгустком клеток с одной стороны, и имеют потенциал стать человеком с другой. По этой причине, я считаю, что каждый случай использования эмбриональных стволовых клеток должен быть рассмотрен индивидуально, чтобы не допустить несоответствующих действий по отношению к эмбрионам.
Список литературы:
- Thomson, J.A., Itskovitz‐Eldor, J., Shapiro, S.S., Waknitz, M.A., Swiergiel, J.J., Marshall, V.S. andJones, J.M. Embryonicstemcelllinesderivedfromhumanblastocysts. Science // Science. — 1998. — №282. — С.1145–1147.
- Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. - 2 –е изд., 2012
- Ю. М. Хрусталев. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / 2012. – 400 с.
- George, R.P., and Gomez-Lobo, A. Lobo, A., 2002, Statement of Professor George (Joined by Dr. Gomez-Lobo) // Human Cloning and Human Dignity: An Ethical Inquiry. — Washington: National Bioethics Advisory Commission, 2003. — С.258-266.
- B. Smith and B. Brogaard. The Beginning of Human Individuals // Journal of Medicine and Philosophy. — 2006. — №31. — С.165-175.
- Стволовые клетки и закон // Информационный портал ZAKON.KZ. URL: https://www.zakon.kz/60055-stvolovye-kletki-i-zakon.html
- Stem Cell Research Around the World // Explore stem cells. URL: http://www.explorestemcells.co.uk/stemcellresearcharoundworld.html
- On Embryonic Stem Cell Research. —: USCCB Publishing, 2008.
- Agha, Fatima; Hayani, Al . Muslim perspectives on stem cell research and cloning. — 4. —: Zygon, 2008. — 783-795 с.
дипломов
Оставить комментарий