Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2018 г.)
Наука: Науки о Земле
Секция: География
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РЕЛИГИЯ С ФИЛОСОФСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ И ЕЁ ГЕОГРАФИЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается тема распространения религии в мире. Религия – как двигатель сознания человечества. О тенденциях 2050 года.
Ключевые слова: страна, религия, вера, история, философские труды, культура, население, актуальная тенденция.
В данный период времени религия стала одной из обсуждаемых, и вызывающих резкий резонанс тем. Существуют несколько понятий о религии, но наибольшей популярностью из них пользуется это определение: «Религия – (в переводе с латинского означает связывать, соединять) - является системой взглядов и, обуславливается верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов и объединение людей в организации.» [1] Примерами организаций могут быть: церкви, религиозные общины, уммы, мечети. О возникновении, развитии и более подробном исследовании веры, занимается религиоведение, начавшее своё формирование на стыке социальной, исторической, социологической, антропологической философии и других наук.
Сейчас на земном шаре есть 197 стран с различным вероисповеданием. Если ссылаться на данные Гарвардского университета, датируемых 2000 годом, из 188 государств приняли официальным религию 75 стран, а оставшиеся 113 стран не имели государственной религии. [2] Под государственной религией понимается – вероучение, которое имеет официальный статус, подтвержденный государством. Если государство не устанавливало определенное вероисповедание, то такое государство будет иметь название светского или секулярного.
Религия в современности имеет важную роль, как и сотни, а то и тысячелетия назад. В начале XXI века в ходе опроса было выявлено, что 90% верили в существование Бога, или сверхъестественных сил, вне зависимости было это население высокоразвитого государства или стран «третьего мира». В XX веке большую популярность набрала секуляризационная теория, в которой говорится, что религия препятствует развитию прогресса.[3] Согласно этой теории, благодаря научно-техническому прогрессу к началу XXI века только жители слабо развитых стран будут иметь веру и религию. В 60-х годах ХХ века эта гипотеза имела место быть и почти была полностью подтверждена, так как в это время атеизм и агностицизм набирали всё больший оборот. Но в конце ХХ века и начала ХХI столетия эта теория потерпела крах и была опровержена, приростом приверженцев определенных религий и их развитием. Глобализация коснулась и сферу религии, поэтому на данный период в современном обществе имеют наибольшую популярность и количество приверженцев основные мировые религии, и в минимальном количестве этнорелигии. В мире всего 6 континентов. Это: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. На этих континентах не наблюдается равномерное распределение определенной религии. Если к примеру, сравнивать состояние континента, касаемого сферы религии, с промежутком в век, то можно заметить такую закономерность. На Африканском континенте среди его государств было весомое количество приверженцев местных этнорелигий в прошлом веке, а на современном этапе этот континент можно разделить на две части. В северной части материка в которой население с мусульманским вероисповеданием и южная часть с христианским. Сейчас в мире есть 3 мировых религии – Ислам, Христианство, Буддизм. Эти религии являются мировыми, так как каждая из них дает веру более миллиардам последователей. Несмотря, на теории о научно-техническом прогрессе, ХХ век является началом формирования течений религии и разных сект.
Проведём связь между философией и религией. Многие философы в своих трудах писали о религии. Немецкий философ Гегель давал определение религии, как об определенной степени развития абсолютного духа, но которая не является высшей и совершенной. В его труде «Народная религия и христианство» он выступает в качестве критика христианства, особенно касаемо его современных форм. Он подверг критике христианство, ее историю, посчитав, что оно является главным инструментов для угнетения народа. Стоит отметить, что критика Гегеля, не являлась антирелигиозной. Он воспринимал религию, одним из «обязательных и важных дел нашей жизни». У него была своя трактовка концепции Канта, он посчитал, что религия поднимает на новый уровень мораль и нравственность. Основой его мнения являлись идеи французских философов. Гегель, как Руссо и другие, был уверен, что общество нуждается в религии, но в религии без теологической догматики и прочего фанатизма, которая будет освящать добродетели людей в обществе.[4] Идеальная для народа религия, как он считал, содержалась в язычестве древних греков. В ходе долгих размышлений о противоречиях в социуме, Гегель сделал вывод о том, что необходимо взаимодействие мышления и бытия. Для этого, нужно было преобразование понятий из рассудочных в более разумные. Философия Гегеля является всего лишь примером обобщенного представления о соотношении религии и философии, следовательно которой, религия – является слепой верой, которая мало имеет общего с истинными знаниями, а философия – есть знания, построенные на логике и глубоких познаниях. Это определение имеет поверхностный характер, так как настоящая Вера – если она является таковой – не будет слепой, а будет как раз таки истинным познанием, которое было построено на мысли о существовании Бога. Если говорить, о философии, то она занимается познанием природы, а если быть точнее познанием о бытие и человеке, находясь в поиске единства всего, иногда выходя за рамки этого мира охватывая Вселенную. Философы Древнего мира и средних веков считали философию богопознанием, в трудах Гегеля, он выделял Бога, как единственный предмет философии.
На религиозные характеристики мира влияют ряд факторов, такие как: уровень рождаемости, величина молодого поколения в среде влияния мировых религий, а также предпочтение каждого человека к вероисповеданию. [5] Если ссылаться на прогнозы демографического роста 2010-2050 года, если христианство будет обретать большую популярность на распространение в ближайшие декады, то к середине ХХI века число христиан будет намного выше прогнозируемого, и может повлечь собой значительное уменьшение доли неаффилированных людей. Поскольку нет точной достоверной информации по переходу в другие религии населения Китая, эти прогнозы не дают точных данных о смене вероисповедания в самой многонаселенной стране. В ходе анализа можно сделать вывод, о том, что Христианство останется одной из крупнейших религиозных групп, но Ислам будет набирать обороты в количестве быстрее, чем другая из мировых религий. Эта тенденция по предположениям, будет актуальна до 2050 года. [6] По прогнозам в 2050 году мусульмане будут составлять 30% (2,8 миллиарда) населения, данный показатель будет почти равно числу христиан (2,9 миллиарда или 31%), возможно, первый раз за всю историю.
Список литературы:
- Елена Казарина Религия — статья из энциклопедии «Кругосвет»
- Robert J. Barro and Rachel M. McCleary. [scholar.harvard.edu/files/rachelmccleary/files/state_religion.pdf Which Countries Have State Religions?]. // Harvard, 2005. (англ.)
- Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.
- Богословие // Большой толковый словарь русского языка. / Ред. С. А. Кузнецов. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт. 1998.
- Забаев И.В., Мелкумян Е.Б., Орешина Д.А., Павлюткин И.В., Пруцкова Е.В. Влияние религиозной социализации и принадлежности к общине на рождаемость. Постановка проблемы // Демоскоп Weekly : сайт. — 1 - 19 мая 2013. — № 553—554.
- Прогнозы Pew Research Center (США, осн. 2004 г.)
дипломов
Оставить комментарий