Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 23 апреля 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кузьмина К.В. ОСОБЕННОСТИ ГОЛЛАНДСКОГО НАТЮРМОРТА ХVII ВЕКА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(43). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(43).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ГОЛЛАНДСКОГО НАТЮРМОРТА ХVII ВЕКА

Кузьмина Кристина Вячеславовна

студент, факультет социально- культурных коммуникаций СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Главная цель представленной статьи - это раскрытие особенностей голландского натюрморта XVII века.

Натюрморт - (от. франц. nature morte, итл. natura morta, буквально мёртвая природа; голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still life, – тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной, бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. [1]

«Когда в искусстве заходит речь о термине натюрморт, то вспоминают прежде всего о замечательных мастерах, которые уже в XVII веке в Голландии разрабатывали в этом жанре искусства самые разнообразные его виды», - писал в своей книги «Рембрандт и его современники» один из крупнейших исследователей голландского искусства XVII века Вильгельм фон Боде. [2] Ещё в античности появляются первые предпосылки жанра натюрморт, но как самостоятельный жанр в искусстве впервые он выделяется на рубеже XVI - XVII вв. в Голландии.

В самом начале картины «малых голландцев» имели определённые названия, сам же термин «натюрморт» стали употреблять лишь в середине XVII века, голландцы под жанром натюрморт, подразумевали неподвижную натуру. Живопись голландских мастеров грандиозно отличалась от живописи современников других стран Европы. Именно в это время происходит переход от мифологических и религиозных композиций к новому жанру в искусстве, который приближает нас к реальности. Как Дмитриева Н. пишет, что: «Не забудем - ведь это впервые обыкновенная, повседневная жизнь вошла в искусство открыто, без всяких мифологических псевдонимов.» [3]

Голландских художников называли «малыми голландцами», все потому что их работы имели маленькие размеры. Они рисовали обыденные вещи, завтраки, мёртвую дичь, цветы, морепродукты, книги, часы, кухонную утварь и многие другие предметы, использующиеся в быту. Работы свободно продавали на рынке, они имели не высокую цену и любой желающий зажиточный горожанин мог приобрести картину для украшения своего жилища, так же «малые голландцы» редко рисовали картины на заказ.

Главной особенностью голландской живописи является определённая классификация по жанрам – бытовой или по-другому так же называют «комнатная живопись, натюрморт, пейзаж, портрет. Каждый художник специализировался только в одном жанре или даже в узком ответвлении внутри жанра. Внутри жанра натюрморт образовались чёткие разделения: натюрморт «завтрак», цветочный, морской, научный - «vanitas» (от лат. суета сует), «кухонный» и натюрморт с мёртвой дичью. Если художнику приходилось переезжать в другой город, то он был вынужден писать натюрморты, которые априори были заложены той или иной местностью.

В Харлеме возник самый популярный вид голландского натюрморта – «завтрак». Яркие представители этого течения были Николас Гиллис, Флорис Герритс ван Схотен, Флорис ван Дейк, Ханс ван Эссен, Клара Петерс, они изображали яркие, обильно наполненные яствами столы, более скромные «монохромные завтраки» писали уже такие харлемские живописцы как Питер Клас, Виллем Клас Хеда и их последователи амстердамские мастера Ян Янс Трек и Паулюс ван ден Бос, они в свою очередь использовали предметы домашнего обихода: курительные трубки, табакерки ,оловянные тарелки, цинковые кувшины , стекло, серебряные  или позолоченные кубки, мясо или морепродукты. Именно Питеру Класу принадлежит честь открытия тона и световоздушной среды, а также он является создателем такого течения в натюрморте как «монохромные завтраки».

Утрехт стал родиной пышных и красочных натюрмортов с цветами. Представители цветочного натюрморта являются: Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хёйсум и его сын Ян ван Хёйсум, Якоб де Гейн Младший, Ян Баптист ван Форненбург и Якоб Ваутерс Восмар, Амброзиус Босхарт старший и три сына Йоханнес, Абрахам и Амброзиус, Йоханнес и Балтасар ван дер Асты, Иеронимус Свертс и другие. Цветочный натюрморт был очень популярен, практически все голландцы имели сады, это было заложено в их традициях, но не стоит забывать, что также были и благоприятные условия для выращивания цветов и растений.

В Гааге в центре морского промысла родились морские натюрморты. Известные представители этого направления: Питер де Пютер, Абрахам ван Бейерен. Работы Питера де Пюттера ассоциируется с ранней и очень узкой специализацией - морской натюрморт. В своем творчестве он рисовал только рыбные натюрморты и изображал только два вида рыб: щуку и окуня. Подобное ограничение он выбрал потому что считал, что именно такой натюрморт будет иметь успех у голландцев-нации моряков и рыболовов.

Университетский Лейден создал и усовершенствовал «учёный натюрморт» типа «vanitas», (от лат. суета сует). Представители такой разновидности натюрморта были: Давид Байи, Питер Симонс Поттер, Абрахам ван дер Схор, Жак де Клаув, Адриан ван дер Спелт, Мария ван Остервейк, Ян ван дер Хейден, Абрахам Сусенир, Хармен ван Стенвейк и Питер Стенвейк, Ян Давидс де Хем, Тут художники вносили символику предметов. Такой тип натюрморта демонстрировал бюргерский быт, в него вносили такие символы как богатство земли, поддержания жизни и другие.

«Кухонный натюрморт» возник в Роттердаме в творчестве родоначальника этого жанра Флориса ван Схотена и таких мастеров как, Франсуа Рейкхалса, Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. Это уже не те праздничные столы, не те «монохромные завтраки», тут художники уже используют кухонную утварь, крестьянские дома, хозяек, которые убирают посуду под открытым небом, во дворе. Присутствие человека не говорит нам о том, что это жанровая сцена, человек лишь одухотворяет предметный мир.

В конце XVII века происходят существенные изменения в голландском натюрморте, так появляется натюрморт с охотничьими трофеями, распространение было связано с аристократизацией буржуазии. Все изменения происходят из-за того, что богатая буржуазия начинает скупать местные земли и угодья и пользоваться правом охоты на своей территории, подражая земельной знати. Так и появляется определенная разновидность такого натюрморта как «охотничьи трофеи», такие натюрморты несут новое содержание, говорящие об охоте не как о промысле, а как о развлечение высшего общества. Но стоит отметить что до этого у П. Артсена битая дичь изображалась на ровне с рыночными товарами, она не обладала столь особенными качествами, которая резко бы отличала её от овощей и фруктов. Мастерами такого типа натюрморта были Ян Веникс, Мелхиор де Хондекутер, Элиас Вонк и его сын Ян Вонк, Маттеус Блум, Виллем ван Алст и другие.

В заключении хотелось бы отметить, что именно с голландской живописи и её мастеров началось рождение нового вида жанра в искусстве -  натюрморт. Это были первые попытки искусно изобразить предметный мир быта человека в картине, уходя от религиозных и мифологических композиций, эти попытки приводили к выявлению новых законов в живописи, которые до сих пор используются при создании натюрморта. Особенностью голландского натюрморта это чёткое разделение его по определённым видам и территориальным принципам: натюрморт «завтрак» писали в Харлеме, цветочный в Утрехте, морской в Гааге в городе рыболовов и моряков, научный - «vanitas» (от лат. суета сует) писали в университетском Лейдене, «кухонный» в Роттердаме и натюрморт с мёртвой дичью является примером изменения положения в общественной жизни людей.

 

Список литературы:

  1. Натюрморт это… Что такое натюрморт? [Электронный ресурс]. –  Режим доступа :  https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2200/Натюрморт (дата обращения: 22.04.2018)
  2. Тарасов Ю.А. Голландский натюрморт XVII века. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. 3с.
  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств : [очерки] : в 2кн. Кн. 1 / Н.А. Дмитриева ; [оформ. И.С. Жихарева].- М. :Искусство, 1996. 327 с.
  4. Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII – XVIII веков в Эрмитаже : очерк-путеводитель / Ю.И. Кузнецов. – Изд. 3-е, испр. и  доп.  – Л. :  Искусство, Ленингр. отд-ние, 1988. – 230,[2] с. : ил.
  5. Маркова Н. Натюрморт в Голландии XVII века // Искусство : сетевой журн. 2006. URL: http://art.1september.ru/article.php?ID=200601602 (дата обращения 22.04.2018)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий