Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2018 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖНИКОВ
Лубок (лубочная картинка, народная картинка) – вид графики, изображение с подписью, которое отличает доходчивость образа, простота техники исполнения. Художники лубочной картинки использовали грубоватый штрих и яркую раскраску, упрощали изображение. Текст и изображение дополняли друг друга.
Лубочная картинка несет в себе наследие нравственной и художественной культуры наших далеких предков. Именно поэтому к ней приковано столько внимания ученых, коллекционеров и художников.
В России появление лубков относят к XVII в. и связывают с распространением книгопечатания. Изготавливать первые народные картинки начали в типографии Киево-Печерской лавры, где шел выпуск церковной литературы. Лубочные картинки во многом схожи с книжными иллюстрациями, которые оживляли текст книги наглядными образами, представляли героев рассказа в действии.
Лубочные картинки делились на рисованные и печатные (гравированные). Рисованную картинку мастер наносил сразу на бумагу без предварительного рисунка. Заглавия, поясняющий текст и сам рисунок наносились от начала и до конца ручным способом. Такие произведения отличались живостью штриха, высокой орнаментальностью и неповторимостью каждой картинки. Появление и широкое бытование таких лубков приходится на середину XVIII – XIX вв.
Рисованный лубок связан в основном со старообрядчеством. Свои богослужебные книги староверы переписывали и дополняли изображениями к тексту от руки, используя при этом чернила или темперу, не признавая продукции, выполненной на печатном станке. Сюжеты таких картинок были в основном религиозного и духовно-нравоучительного содержания. Производство и бытование подобных лубков сосредоточилось в основном на севере России в монастырях и деревнях, где продолжали рукописную и иконописную традиции. Также народные картинки, рисованные вручную, создавали в Москве и Подмосковье.
В печатном или гравированном лубке также изначально преобладали религиозные сюжеты. Первые лубочные печатные картинки начали создавать в технике ксилографии или гравюре на дереве. Мастера вручную вырезали изображение и текст к нему на гладко шлифованной липовой доске. Тест и линии рисунка оставались выпуклыми. Затем на доску наносили специальную черную краску и поверх накладывали лист бумаги, после плотно зажимая их в прессе типографского стана. Полученный рисунок затем раскрашивался от руки в один цвет или несколько.
Ксилографию сменила более совершенная гравюра на металле. Контур рисунка и текста стал более тонким, давая возможность изобразить большее количество мелких деталей, создавать более сложные сюжетные и многофигурные композиции. Гравюра офортом была одним из самых популярных видов гравюры на металле, при котором медная доска покрывалась специальным кислотоупорным лаком, изображение процарапывалось специальной иглой, а затем металл подвергали обработке кислотой, которая оставляла глубокие следы в местах процарапывания. При сильном нажатии краска из углублений переносилась на бумагу. Подобный способ производстванародных картинок был популярным в России в XVIII – первой половине XIX века.
Литография еще более упростила и увеличила производство лубка. При литографском способе печати изображение наносилось на поверхность плоского камняжиросодержащим карандашом, который был способен удерживать литографскую краску. Под давлением краска переносилась с камня на бумагу. Литография лишь имитировала форму лубочного штриха, в нем не было глубины и четкости линий углубленной гравюры. С концаXIX века в России начался выпуск хромолитографированного лубка. Хромолитография это способ цветной литографской печати, который предназначался для воспроизведения многоцветных оригиналов. При этом способе печати для каждой краски изготавливалась отдельная печатная форма. Это давало возможность одновременно изображать объем и цвет предмета. Техники изготовления менялись, но лубки не теряли своей самобытности. Они просвещали, забавляли народ, украшали жилище.
Тематика лубочных картинок была самой разнообразной. Здесь можно встретить балагурные, сказочные сюжеты, картинки, посвященные историческим событиям и личностям, пейзажи, портреты, архитектуру, новостные сообщения. Одной из самых значимых является познавательная и воспитательная роли народных картинок. Дети читали сказки, рассматривали виды неизвестных ранее стран и городов, изучали историю, учились грамоте и письму когда переписывали надписи с лубочных картинок. Многие произведения известных поэтов и писателей, например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, становились известными не имеющим возможности купить книги людям, именно благодаря их печати на лубочных картинках.
В народных картинках отражены обычаи, обряды и быт многих сословий. Они являются источником для изучения нашего прошлого, так как чутко реагировали и отражали все события происходившие вокруг.
Наиболее массовой и известной лубочной мануфактурой XIX века была типография И. Сытина. Производила картинки самого различного содержания, как для взрослых, так и для детей.
Для производства своих картинок И. Сытин начал привлекать профессиональных художников, в частности, часто заказывал работы у Е.М. Бем. Она создавала многочисленные серии открыток, которые во многом напоминали лубочную живопись. Героями таких открыток были в основном дети, в них не находили отражения социальные проблемы общества, это были праздничные пасхальные и рождественские сюжеты.Работы художницы были популярны не только в России, но и за рубежом, печатались огромными тиражами.
В.А. Табурин занимался иллюстрированием литературных произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургеньева, Н.С. Лескова и др., создавал рисунки, посвященные царской семье. Также по примеру Е.М. Бем он создавал почтовые открытки в русском стиле. Добрые и забавные они оставались схожими с народной картинкой. Первая его серия открыток вышла в 1905 году и называлась «Русские пословицы в лицах». Сценки с открыток иллюстрировали быт деревни, восхваляли трудолюбие, семейные ценности, честность. Герои часто изображались в традиционной русской одежде.
В начале XXвека художники начинают активно коллекционировать старинный лубок, а также продолжают создавать произведения в их стиле. Одним из ярких примеров является творчество И. Билибина. Элементы лубочных картинок можно встретить в творчестве ряда других художников начала XX в., таких как В.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева.
Во время Первой мировой войны вышли в свет известные листы издательства «Сегодняшний лубок», в котором печатали свои работы В. Маяковский, К. Малевич, А. Лентулов и др. Они издавали листы призванные поднять боевой дух солдат, продолжали традицию батального лубка XIXвека.
В 1913 году художники, также обращавшиеся к стилю русского лубка, М. Ларионов и Н. Гончарова организовали первую в России выставку лубочных картинок.
В 1919-1921 годах вышла серия агитационных плакатов «Окна сатиры РОСТА», над которыми трудились советские поэты и художники. Плакаты были посвящены злободневным событиям, создавались в годы Гражданской войны и интервенции. Работы отличались остротой и доходчивостью, простотой в выборе изобразительных средств. В окна роста входили М.М. Черемных, В.В. Маяковкий, Д.С. Моор, И.А. Малютин, К. Малевич и др. Первые плакаты они рисовали от руки, затем множили их при помощи трафарета.
Еще одним известнейшим объединением художников XX века были Кукрыниксы. В него входили М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов. Наиболее популярными в их творчестве были карикатуры и шаржи, заимствующие свойства у лубка. В годы Великой Отечественной войны они выпускали плакаты, высмеивавшие гитлеровские войска, а также плакаты, поднимающие боевой дух наших воинов. Серия агитационных плакатов «Окна ТАСС» призывала к защите нашей Родины. Это были малотиражные произведения, создаваемые вручную, за счет этого они обладали большей свободой, быстро реагировали на происходящие события.
Советская художница Т.А. Маврина в своем творчестве объединила стили книжной миниатюры, иконописи и лубка. Она иллюстрировала литературные произведения, писала картины, работала с керамикой, создавала декорации и костюмы к спектаклям. В 1969 году ей была создана «Сказочная азбука» для детей, в иллюстрациях к которой четко прослеживаются стилистические особенности русского лубка. В азбуке Марвиной почти нет пояснительных надписей, весь смысл заключен в самих картинках. Они яркие, незамысловатые, просты в понимании.
В Москве в 1982 году по инициативе художника В.П. Пензина была создана «Мастерская народной графики». Товарищество занималось организацией выставок произведений народного искусства, созданных членами мастерской, реконструкцией произведения старинного лубка, восстановлением печатных форм. В 1992 году в Москве В.П. Пензиным был открыт «Музей народной графики». Помимо организаторской деятельности художник обосновал особенности современного лубка, а так же сам создавал работы в этом стиле, например, серии «Русь. Времена первые – времена космические», «Страницы истории России», «Времена года» и др.
Творчество В.П. Пензина оказало влияние на художника Н.В. Потапова. Под впечатлением от его работ Н.В. Потапов начинает рисовать в стиле лубочной живописи. Любовь к истории России и ее культуре вылились в серию лубочных картинок «Русские пословицы и поговорки». В работах Н.В. Потапова главный акцент часто сделан на текст, а затем уже на саму иллюстрацию. Свои лубки художник также переносит на ткань, создавая работы в технике батик.
Одним из самых видных художников современности, занимающихся лубочной живописью, можно назвать М. Русанову. В своих работах она проиллюстрировала пословицы и поговорки русского народа, а также знаменитые сказки А.С.Пушкина. Циклу лубочных картинок «Русские пословицы» художница посвятила почти 10 лет. Мотивы лубочных картинок М. Русанова воплощает в своих гобеленах, а так же использует при дизайнеупаковок для различной продукции и сувениров.
С.В. Трубников в своих работах он копирует стиль ксилографированной лубочной картинки XVIIIвека, разработал свой собственный шрифт. Его работы напоминают короткий рассказ о далеких временах или современных реалиях в формате притч, и объединены в несколько серий «Русские пословицы и поговорки», «Загадки русского народа», «Московские народные картинки».
В жанре современного лубка работает художник А. Кузнецов. В своих работах он поднимает злободневные вопросы, использует метафоры, гротеск, иронию и юмор, помогает разобраться зрителю в проблеме. Каждая деталь в его лубках несет определенную смысловую нагрузку.
К художественному опыту лубочной картинки обращались и продолжают обращаться многие известные художники. Лубок уникален, он богат сюжетами, образами, всегда живо реагирует на события вокруг. Его яркость, эмоциональность, особый изобразительный язык не имеют аналогов. Народная картинка продолжает толкать на творческие эксперименты не только художников, но и дизайнеров, и мастеров декоративно-прикладного творчества.
Список литературы:
- Балдина, О. Русские народные картинки / О.Балдина. – Москва : Молодая гвардия, 1972. – 206с.
- Захарова, М.Е. Лубок как явление Российской массовой культуры XIX века / М.Е.Захарова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2012. –Вып. 27. – С. 634–637.
- Иткина, Е.И. Русский рисованный лубок / Е.И. Иткина. – Москва : Русская книга, 1992. – 256с.
- Лубок русский изобразительный. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/LUBOK_RUSSKI_IZOBRAZITELNI.html (дата обращения: 20.04.18)
дипломов
Оставить комментарий