Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2018 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТРАНСГУМАНИЗМ КАК ФОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО МИРА
С середины прошлого века началось активное развитие и распространение информационных технологий. На сегодняшний день степень и скорость которых достигает титанических масштабов. Все пространство человеческой культуры заполняют компьютерные технологии и вычислительные техники, которые создаются для максимального комфорта человека.
Данные изобретения насыщают все пространство – это образование, наука, средства массовой информации, бизнес среда, военная сфера, домашнее хозяйство и искусство. Нововведения выполняют роль помощника человека, чем решают все более сложные задачи. Иначе говоря, стремятся облегчить его жизнь эффективными разработками машинного перевода с одного языка на другой. Разрешена задача распознавания образов, что в свою очередь открыло путь к построению искусственного зрения, также появилось общение с машиной посредством человеческого голоса [3].
На данном этапе развития учеными настойчиво выдвигается идея создания искусственного интеллекта, который способен к самообучению, а также будет действовать как человеческий разум. Данный прогресс во всем мире воспринимается как позитивное явление. Его направлениями можно обозначить как создание лучших условий жизни человека, развитие медицины, социальных отношений и комфорта. Тем не менее, существует и негативная сторона – это рост вооружений, которые становятся более мощным по разрушительной силе, что может полностью уничтожить Землю.
Анализ последних исследований и публикаций на данную тему и смежную с ней показал, что существует незатронутый аспект, который мы будем рассматривать в данной статье.
Мы выделили цель исследования: определить пределы вмешательства передовых технологий в бытие человека.
Отметим, что трансгуманизм – это направление философской мысли и искусства, виртуальная сеть, где используются современные технологии и достижения различных наук для совершенствования тела и разума человека. Благодаря некоторым внедрениям можно преодолеть смерть и старение, увеличить физические, психологические и умственные способности индивида, а также улучшить генетику для получения желаемых и социально значимых качеств, регулировать рождаемость и процесс размножения. Но подобные трансформации имеют неявственный характер. Трансгуманизм осуществляет попытку улучшения человеческой природы, в результате чего создастся техноорганизм, осуществляющий энергоинформационный обмен с окружающим миром.
В середине прошлого века в Европе сэр Джулиан Хаксли опубликовал эссе, которое так и называлось — “Трансгуманизм”. Автор описал общую картину развития Вселенной с позиций того, что сегодня принято называть глобальным эволюционизмом. Он считает, что благодаря знаниям, которые были накоплены выдающимися учеными различных специальностей - человек стал невольно управлять эволюцией. И самая первая миссия человека – исследовать природу самого себя, раскрыть заложенные возможности и ограничения, которые заложены окружающим миром [1, с. 46].
Сэр Джулиан Хаксли считал, что человеческий род может превзойти самого себя, и дал этому убеждению название – трансгуманизм. Человек останется человеком, но реализует новые способности своей природы, именно поэтому достигнет порога новой формы существования и приступит к осознанному выполнению своего подлинного предназначения.
На постиндустриальном этапе развития произошли коренные трансформации во всех сферах человеческого бытия. Неотъемлемый атрибут современного человека – виртуальное пространство, где отсутствуют временные и пространственные границы. «Текучая современность» - именно так можно описать состояние современного общества. Данное метафоричное описание дал Зигмунд Бауман в своей книге, где он недвусмысленно проговаривает основную идею – идею о текучести и проницаемости мира. Он говорит о разжижении мира, обращая внимание на то, что жидкости можно придать любую форму, но сложно ее сохранить. Аналогия проведена с современным миром – он всегда находится в стадии изменения, поэтому его плохо понимаем и также неудачно им управляем. Этот переход от «твердого» к «жидкому» состоянию есть не что иное, как новая форма человеческой жизни, которая предполагает проживание жителей Земли в одно время и в одном месте. Организация общественной жизни оказалась невозможной без применения технической составляющей, предполагающей всецелое, а во многих случаях — даже агрессивное вмешательство во взаимодействие в триединой системе «человек – общество — природа». В связи с этим актуальной концепцией, исследующей и прогнозирующей направленность современного и будущего социального развития, является концепция трансгуманизма, предполагающая возможность создания новых форм человеческого существования в условиях всемасштабного использования передовых технологий.
Безусловно, идеи трансгуманизма всегда находили оппонентов. Но именно посредствам таких контрастов выявлялся положительный аспект трансгуманизма и его ценностей [2, с. 64].
Ф. Фукуяма считает, что трансгуманизм – это «самая опасная в мире идея». Он выделил главный недостаток – угроза общечеловеческим ценностям, когда человек внедряется в природу, тем самым ее трансформируя. Также затронута тема бессмертия, когда после победы над смертью появятся другие проблемы: перенаселение, ограничение свобод, низкий уровень жизни [4, с. 176].
На данные аргументы сторонники трансгуманизма отвечают построением очередных утопий, где все проблемы решатся посредством разумного социального управления, ограничивающим рождаемость и экспансию человека в космическом пространстве.
Такое столкновение противостоящих ценностных установок актуально для современных дискуссий по поводу трансгуманизма. Ведь сегодня, в отличие от середины XX века, когда трансгуманизм был по-большому счету всего лишь дерзкой мечтой, существует немало конкретных трансгуманистических проектов, в том числе детально разработанных. Это и иммортализм, и создание нейропротезов, и разработка ноотропов, и изобретение экзокортекса.
Завершая рассмотрение данного вопроса, связанного с трансгуманизмом, можно сделать определенные выводы.
Во-первых, вопросы, связанные с возможностями человеческого существования, путей общественного развития, представляют собой основополагающие вопросы человечества.
Во-вторых, развитие представлений о месте человека в окружающем его мире, о его возможностях предопределило возникновение концепции трансгуманизма, опирающегося на идею о необходимости совершенствования человечества с помощью использования передовых технологий.
В-третьих, достижения современной науки ставят перед обществом задачи осмысления пределов вмешательства передовых технологий в бытие человека, необходимости глубокого и всестороннего анализа перспектив дальнейшей эволюции человечества, и трансгуманизм в этой связи представляет собой одну из актуальных концепций социального развития.
Список литературы:
- Huxley J. Transhumanism // Huxley J. In New Bottles for New Wine. L., 1957. P. 13–17. 2 См., напр.: Фролова М.И. Эволюционный гуманизм Джулиана Хаксли в век глобализации // Человек. 2013. № 3. С. 44–58.
- Кутырев В. А. Философия трансгуманизма: учебно-методическое пособие / В. А. Кутырев. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 85 с.
- Эпштейн М.Н. Техногуманизм. Эстафета сво- боды и разума: от Бога к человеку и его творениям. Электронный ресурс: http://mikhail-epstein.livejournal. com/8106.html (Режим доступа: 25.07.13).
- Бауман З. Текучая современность/ пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
дипломов
Оставить комментарий