Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 21 июня 2018 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
У современных философов и ученых все чаще возникает интерес к феномену русского космизма. Это обусловлено рядом причин, отражающих актуальность настоящего исследования. Во-первых, изучение космоса является важной частью раскрытия проблемы взаимосвязи человека и природы, их неразрывности. Во-вторых, все большие обороты набирает популярность поиска места человека не только в пределах Земли, но и во Вселенной в целом. Наконец, сегодняшняя заинтересованность данной темой - это отражение духовного состояния человека, это определение его назначения в мире.
Целью данной статьи является обоснование того, что судьба человечества неразрывно связана с будущим Земли и Космоса.
Исходя из цели поставлены задачи рассмотрения основных положений русского космизма в работах известных философов и ученых, выявления предназначения человека и определения целостности и единства человека и космоса.
«Космизм» - это представление человеком самого себя и своего места в мире, рассматриваемое в единстве с космосом и формируемое вместе с ним по некоторым общим законам. Данная теория основана на концепции всеединства, исходя из этого, она определяет неизбежность проникновения человечества в космос.
Именно в России идея космизма приобрела широкое распространение – в основном в работах Н. Ф. Федорова, А. Л. Чижевского, К. Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А. Л. Чижевского. Главной целью их трудов стало определение роли человека во Вселенной и поиск путей к его единению с космосом.
Огромную роль в образовании русского космизма сыграли работы Н. Ф. Федорова, в частности «Философия общего дела» [4]. В основе его идей лежит убеждение в необходимости преодоления существующей дисгармонии между человеком и природой при помощи человеческого разума. Федоров пытается таким образом одержать победу над главным «врагом» – смертью, это всемирное «общее дело», а, следовательно, за этим подразумевается управление природой, временем и пространством, что должно помочь в освоении новых просторов космоса. При осуществлении этого грандиозного проекта уже не будет человеческого, природного и космического миров, а будет мир единый.
Космической точки зрения, а именно взаимозависимости будущего с освоением космоса, придерживался и другой крупный представитель русской философии К.Э. Циолковский [5]. Он считал, что деятельность разума необходимо направить на совершенствование взаимодействия человека и космоса. Первостепенной задачей он считал избавление живых организмов от зависимости по отношению к окружающей среде. По его мнению, освоение космического пространства объединит людей в единое государство. Циолковский отмечал: "Человечество не останется вечно на земле...Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели» [6, с. 35]. Он был сторонником идеи о том, что цивилизация Земли не является единственной. Циолковский рассматривает космос живым («панпсихизм»), а жизнь для него – неотъемлемая часть космического бытия. Поэтому как раз таки, по его мнению, вне земного пространства существуют и другие разумные миры, разумные цивилизации.
Нельзя оставить без внимания человека, справедливо отнесенного к русским космистам, творчество которого охвачено идеями единства человека и космоса, философа А. Л. Чижевского. Его работы преимущественно были направлены на осознание мира и человечества как неотъемлемого его элемента. Он считал, что «…судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной» [7, с. 98]. В этом его идеи походили на идеи Циалковского. Главным образом эта зависимость находила отражение в изменении социальных и исторических явлений посредством перехода энергии космической (солнечной) в психическую энергию человека, тем самым очерчивая многие аспекты его жизнедеятельности.
В.И. Вернадский – знаменитый ученый, основатель ряда наук о Земле, исследующий феномен жизни в его взаимосвязи с иными планетарными сферами. Его работы - "Живое вещество и биосфера" [3], "Биосфера и ноосфера" [2]. В.И. Вернадский – завершитель русской космической школы. Если Н.Ф. Федоров заложил фундамент русского космизма, то Вернадский придал ему завершенный вид. Он создал учение о биосфере как объединение живого, покрывающего Землю. Одним из направлений его работ было исследование возникновения ноосферы – сферы разума. Формирование ноосферы – объективный процесс, улучшение взаимоотношений людей, окончание войн.
На основании сказанного можно сделать вывод о существовании одного великого и огромного единства сущего – Вселенная, вмещающая все многообразие живого, любую форму бытия. Мы являемся неотделимой частью космоса, мы не способны жить изолировано от него. Весь организм человека, в том числе наши мысли и переживания – это звено, без которого не будет космоса, привычного для современности. Так как человек находится в непрерывном контактировании с окружающей природой, создавая единое целое, не возможно представить обособленный процесс его развития. Все, что включает в себя Вселенная, имеет свое значение, выполняя ту или иную предписанную роль, формируя общую картину космоса. Поэтому неверно считать, что человек – венец творения, он есть отражение вселенной.
Следует подчеркнуть схожесть одну из основных сторон космизма и некоторых научных идей – это общее понимание мира как единство человека и космоса.
Если говорить об особенностях русского космизма, нельзя не отметить, что он выступает как часть отечественной и мировой культуры, одно из ее направлений, это своего рода космическое созерцание или понимание русского народа. Тяготение космистов ответить на поставленные вопросы, понять и отразить отношение человека и природы в масштабах Вселенной, дает нам полное право считать, что именно космизм и труды философов и ученых данного направления являются полноценным направлением в науке и философии, которое дало начало возникновению глобальных идей в отечественной философии.
Дальнейшее существование концепций этого направления неоспоримо, так как стремление космистов к объединению людей сейчас основывается не только на социально-политических, экономических или идеологических причинах, поводом к осуществлению этого замысла стали также экологические и этические основания.
Идея космизма должна будет в будущем войти в состав науки как существенная ее часть, так как значительную роль играют концепции, выдвигаемые этим направлением. В данном случае, это усиливает интерес к исследованию космоса, земного и околоземного пространства, космизация научного процесса явилась причиной усиления стремления к изучению биосферы, она отдала свое предпочтение «экологическому императиву», провозгласив его приоритет перед деятельностью человека. Решение этих и многих других проблем, возврат обществу обратно чувства ответсвенности, способности сопоставлять нужды человечества с закономерностями биосферы, как мы считаем, даст начало выходу из социально-политического, экологического и экономического кризиса, который уже стал неотъемлемой частью современных цивилизаций.
Философия русского космизма дает понять, что она может оказывать влияние на научные открытия, а так же показывать исследователям границы будущего и приводить к развитию общества.
Учения философов русского космизма в наше время находят своих последователей. Этой теме посвящены «XVI Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова», проходившие в Москве в 2016 году в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН, в РГБ, а также при кафедре философии МГУ. Существуют сообщества его последователей, к ним можно отнести "Федерация общего дела", созданная в 80х гг., под руководством Юрия Погрибийского. Ежегодно в г. Калуга, на базе Калужского государственного университета имени Циолковского проводится конференция «Молодость – науке» памяти А.Л. Чижевского.
А если идеи находят свое воплощение у последователей, то это значит, что они являются не только лишь достоянием философской мысли.
Список литературы:
- Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. Т. 1. / Н. А. Бердяев.- М.: Искусство: ИЧП “Лига”, 1994. - 542 с.
- Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера [Электронный ресурс].- М.: РАУ "Луч", 1994.- 227 с.- Режим доступа: http://www.rulit.me/books/biosfera-i-noosfera-read-412871-1.html (дата обращения 17.05.2018)
- Вернадский, В. И. Живое вещество и биосфера [Электронный ресурс].- М.: Наука, 1994.- 672 с.– Режим доступа: http://www.ipgg.sbras.ru/ru/science/publications/publ-zhivoe-veschestvo-i-biosfera-1994-85643 (дата обращения 17.05.2018)
- Федоров, Н. Ф. Философия общего дела [Электронный ресурс]: в 2-х т. Т. 1. / Н. Ф. Федоров. - М.: АСТ, 2003.- 592 с. – Режим доступа: https://www.runivers.ru/lib/book6824/174887/ (дата обращения 17.05.2018)
- Циолковский, К. Э. Вне Земли: [фантастическая повесть] / К. Э. Циолковский. - М.: Сов. Россия, 1958. - 154 с.
- Циолковский, К.Э. Путь к звездам: сборник научно-фантастических произведений / К. Э. Циолковский. – М.: АН СССР, 1961. – 96 с.
- Чижевский, А. Л. Земное эхо солнечных бурь [Электронный ресурс].- М.: Мысль, 1976.- 368 с. – Режим доступа: http://ligis.ru/librari/2425.htm (дата обращения 17.05.2018)
дипломов
Оставить комментарий