Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2017 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИЧИНЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЗОТЕРИЧЕСКИМ УЧЕНИЯМ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития социума как никогда обострился вопрос духовного основания повседневной жизни. С новой силой началась популяризация религии: христианской, мусульманской. Но так же на арену в борьбе за права выступать духовным основанием повседневной жизни вышли эзотерические учения.
Некоторая часть эзотерических учений, более-менее общая, стала достоянием повседневности. Однако на каждого человека это влияет по-разному.
Сегодня существует огромное разнообразие различных эзотерических школ, течений, учений. Появляются новые авторские учения.
Сегодня в России самыми популярными являются следующие эзотерические учения: йога, тантра, нео-саньяса, система Г.Гурджиева «четвертый путь», каббала, суфизм, цигун, фен-шуй, даосизм, веды. Все они имеют свои особенности и своих последователей, которые продолжают развивать данные учения.
Как уже было заявлено, эзотерические учения претендуют на роль духовной основы жизни людей. Следовательно, основной причиной обращения к духовным учениям должен быть именно этот поиск духовной основы.
В ходе исследования было выявлено, несколько основных причин присоединения к эзотерическим учениям:
- Поиск оздоровления;
- Поиск путей выхода из сложных ситуаций;
- Поиск путей самосовершенствования;
- Желание постичь духовную основу жизни;
- Присоединение вслед за друзьями, родственниками.
Как мы видим, лидирующие позиции занимают поиск оздоровления и поиск путей выхода из сложных ситуаций. Эти два пункта являются очень актуальными в настоящее время, поскольку ускоряющийся темп жизни и усложняющееся общество ведет к появлению огромного количества стрессовых ситуаций, следствием которых часто выступают проблемы со здоровьем и другие жизненные неурядицы.
Во многих случаях люди, которые не верят в традиционную медицину, или которые отчаялись получить от нее желаемый результат, обращаются к эзотерическим учениям, поскольку все наслышаны о чудесах исцеления знаменитых мастеров.
В случае, когда возникает необходимость решить сложную жизненную ситуацию, многие люди обращаются к духовным учениям (будь то религия или эзотерические учения). Существует определенная категория людей, которая в силу определенных обстоятельств не доверяет традиционным религиям и не верит в их способность помочь. Причины этого могут быть разные: негативный прошлый опыт, недоверие в целом, несоответствующие традиционным религиям взгляды, недостаток в традиционных религиях действий, которые человек мог бы совершать для получения результат т.е. потребность в большей активности действий, нежели предполагают традиционные религии и т.д.
Люди, которые исчерпали для себя возможности социальные и возможности, предоставляемые традиционными религиями, часто обращаются к эзотерическим учениям. Те же, в свою очередь, располагают значительным запасом теоретических и практических рекомендаций, которые человек может применить для решения своей проблемы. Если эти методы работают, человек чаще всего начинает достаточно сильно углубляться в то учение, которое ему помогло.
Достаточно небольшая категория людей, которая присоединяется к эзотерическим учениям – люди, ищущие духовную основу как таковую. Зачастую это люди, которые по каким-либо причинам разочаровались в традиционной религии или которые еще не выбрали для себя, во что верить. Такие искатели часто встречаются среди молодых людей, которые каким-либо образом знакомятся с эзотерическими учениями. Иногда их привлекает сам антураж необычности, иногда это бывает своеобразный бунт против традиционных представлений, многие молодые люди присоединяются из-за ощущения соединенности с некой магией в повседневной жизни.
Такие искатели духовной основы делятся на две категории: те, кто нашли ее, и те, кто все еще ищут. Как правило, первые остаются самыми ярыми приверженцами какого-либо учения, в то время как вторые переходят из одного в другое, продолжая свой поиск иногда до бесконечности.
Отдельная категория, это те, кто присоединился к учениям вслед за друзьями, родственниками, знакомыми. Их так же можно разделить еще на две группы: те, кто оказался вовлечен с детства и те, кто оказался вовлечен в сознательном возрасте. Первые обычно отличаются тем, что с детства хорошо знают все основы учения, практики и часто, не представляют себе другой духовной основы в жизни. Они остаются на всю жизнь в эзотерических учениях, хорошо в них разбираются, хотя часто совершенно не знакомы лично с первоисточниками. Вторая же группа самая нестабильная в эзотерических учениях. Это люди, которые часто меняют предпочтения, то входят, то выходят из учений, и в целом остаются не сильно вовлеченными, если только в следствии их вовлеченности эти люди не находят в них способы оздоровления, решения проблем или саморазвития.
Как мы видим из описания причин присоединения к ним, практически в каждом случае происходит перевод эзотерических учений из способа решения проблемы в некую духовную основу.
В ходе исследования было выявлено, что все эзотерические учения предлагают одну и ту же основу.
Основные духовные ценности, которые заложены в эзотерических учений являются одинаковыми, в то время как пути и средства их достижения значительно отличаются. Так же отличается и оболочка учений.
В целом все эзотерические учения можно разложить по определенной схеме:
- Ядро, которое является общим для всех эзотерических учений, и способы и практики постижения ядра, являющиеся различными в различных учениях;
- Понятийная и концептуальная оболочка, в которую входят способы и практики постижения оболочки;
- Общеизвестные начальные понятия и концепты учения.
Основами социального поведения людей, вовлеченных в эзотерические учения, выступают на первом этапе основные ценности, заложенные в учении на оси оболочки. Это чаще всего:
- Ценности 10 заповедей;
- Ценность себя;
- Ценность своей энергии;
- Ценность природы и естественности;
- Ценность деятельности;
- Ценность повседневных занятий;
- Ценность времени;
- Ценность доверия жизни;
- Ценность хорошего отношения к людям;
- Ценность правильного питания;
- Ценность здорового тела;
- Ценность позитивных переживаний.
На следующем и последнем этапе, до которого доходят единицы, выступают ценности ядра эзотерических учений. Повторим эти ценности:
- Жить здесь и сейчас;
- Высшая ценность бытия;
- Уход от общественного сознания;
- Мысль материальна;
- Принятие полной ответственности за себя;
- Человек – бог;
- Реальность вечности, бесконечности, всесущности;
- Ценности любви, радости, свободы, благодарности и прощения;
- Умение управлять своим сознанием, телом и своей энергией.
Конечно, ценности ядра в той или иной степени влияют на социальное поведение вовлеченных в эзотерические учения все время, однако их влияние растет очень постепенно и начинается с незначительного, постепенно переходя в сочетание с ценностями оболочки.
В целом, влияние эзотерических учений на поведение их последователей варьируется от незначительного до кардинального. Можно построить следующую шкалу:
- Влияние на организацию свободного времени;
- Влияние на организацию повседневной деятельности;
- Влияние на тип питания;
- Влияние на способ общения;
- Влияние на восприятие обыденных проблем (через призму ценностей);
- Влияние на способы решения проблем (через призму ценностей);
- Влияние на совместную деятельность с ближайшим окружением (совместные практики и обсуждения);
- Влияние на ценностные ориентации;
- Влияние на мышление.
Эзотерические учения оказывают значительное влияние на жизнь определенной группы людей в нашей стране. Зачастую эти учения становятся причиной изменений в социальном поведении: меняется распорядок дня, тип питания (вегетарианство, веганство, сыроедение), основные ценности, способ мышления и восприятия событий, характер общения с окружающими и близкими.
Список литературы:
- Бекарюков М. В. КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ: БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ СПЕЦИФИКА [Электронный ресурс] // НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА»: сайт. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-ezotericheskoy-realnosti-bazovye-elementy-i-ih-spetsifika (дата обращения: 10.02.2017)
- Денисова Л. В. Догматическое основание метафизических систем: дис. на соиск. уч. ст. доктора филос. наук. Омск, 1999.
- Кабанова М. Л. Специфика оккультной религиозности// Новое видение культуры XXI века. Материалы научно-практической конференции. — Владивосток: ДВГТУ, 2003.
- Пази Марко. ОККУЛЬТИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ: НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ [Электронный ресурс] // НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА»: сайт. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/okkultizm-i-sovremennost-nekotorye-klyuchevye-momenty (дата обращения: 12.02.2017)
- Панычик А. В. Социально-философский анализ эзотеризма: дис. на соиск. уч. ст. кандидата филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002.
- Пахомов С. В. КОНТУРЫ ЭЗОТЕРИОЛОГИИ: ЭСКИЗ НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБ ЭЗОТЕРИЗМЕ [Электронный ресурс] // РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ: сайт. – URL: http://rhga.ru/science/center/ezo/publications/Pahomov-ezoteriologia.pdf (дата обращения: 10.02.2017)
дипломов
Оставить комментарий