Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Курилкин О.А. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ Н. МАКИАВЕЛЛИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(18).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ Н. МАКИАВЕЛЛИ

Курилкин Олег Александрович

студент, ИФИСПН ЮФУ

РФ, г. Ростов-на-Дону

Человек в эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности. Материальная природа человека интересовала мыслителей наравне с духовной, в отличие от периода средневековья, где человек воспринимался как греховное существо и должен был преодолевать свою материальную природу, которая являлась источником греха.

Интерес к красоте человеческого тела опирался на античные идеалы, что хорошо видно в произведениях искусства Ренессанса. Художники и скульпторы, такие, как Леонардо-да-Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др., показывали внутренний мир человека через его телесную красоту.

Одна из основных мыслей Возрождения относительно природы человека заключается в том, что человек многосторонен, в нем есть и хорошее, и дурное, и он способен и возвышаться, и падать, что зависит от него самого.

Взгляды Макиавелли на природу человека отличаются тем, что он выделял в человеке преимущественно теневую сторону. Человек предстает у него глубоко эгоистическим существом, которое руководствуется в своих поступках лишь собственными интересами. У человека нет внутреннего нравственного стержня, который позволял бы ему отличать достойное от дурного.

Человек, согласно Макиавелли, не царь природы, он проигрывает животным. Судьба дает человеку множество соблазнительных благ, но только затем, чтобы обмануть его. Природа дала человеку потребности, но не дала способа удовлетворить их. Единственное, что роднит его с животными, это чувство самосохранения, которое и заставляет его бороться с природой и самим собой. И чем больше желания человека, чем неутолимее его страсти, тем враждебнее к нему природа. И эта борьба создала государство.

Осознав свое бессилие перед природой, человек стал искать союзников среди себе подобных. Люди, жившие порознь, начали сближаться, чтобы вместе отбиваться от врагов, так и возникло государство. Начав жить вместе и отразив нападки врагов, человек начал борьбу со своими страстями. Когда человек жил отдельно, в этом не было никакой нужды, но став жить вместе, люди осознали, что их необузданные желания навредят всякому общежитию. Внутренний мир может быть обеспечен, только когда люди смогут обуздать свои страсти, так появились мораль и религия. Зло – беспомощность человека среди враждебного ему мира и необузданность его страстей - породило добро: государство, нравственность, религию.

Но это добро порождает новое зло. Страсти людей ненасытны, их желания неутолимы, и они стремятся расширить свои государства. Они забывают уроки истории, сами уничтожают те завоевания, которые огромным трудом были достигнуты их предшественниками.  Люди, которые выросли в благоприятной среде общежития, забывают, каким трудом это было добыто их предками. Безопасность жизни, обеспечиваемая нравственностью и религией, порождают праздность и довольство. А они в свою очередь становятся источником порока и беспорядка. Так добро становится причиной зла.

Человеком управляют влечения, которых в нем великое множество. Человек не имеет врожденных нравственных понятий, он лишен внутренней силы, которая бы направляла его действия. Человеческие влечения возбуждаются внешними факторами и действуют в соответствии с тем, какой получат толчок извне. Люди, указывает Макиавелли, хвалят то, что нужно хвалить, и порицают то, что необходимо порицать. Но все же люди в большей мере, ослепленные гордыней или ложным счастьем, вступают на тот путь, который заслуживает порицания. Получается, по Макиавелли, что люди могли бы, если бы не поддавались внешним страстям, отличать хорошее от плохого, но поскольку в них нет внутреннего нравственного стержня они, ведомые страстями, выбирают ложные пути.

Деятельность людей в изображении Макиавелли, - отмечает А.С. Алексеев, - неустойчива и непоследовательна [1, c. 77]. Люди очень легко способны поддаваться внешним впечатлениям. Но чувства их угасают так же быстро, как и загораются. Поэтому людей не трудно убедить в чем-либо, но тяжелее поддерживать их в этом состоянии. «Люди непостоянны по самой природе своей, и лишь законы в состоянии обуздывать их страсти» [1, c. 77]. И если иногда можно заметить, говорит Макиавелли, человека, который перестает колебаться между различными чувствами и яростно преследует цель, это не говорит об его настойчивости или последовательности. А только о том, что какой-то внешний толчок вызвал в нем сильное влечение, которое и овладело им.

Человек не умеет проявлять чувство меры, не имея власти над своими желаниями и страстями. В своем стремлении завоевать свободу люди, говорит Макиавелли, переходят границы и угрожают свободе других. И ту самую несправедливость, против которой все восставали, причиняют другим. Словно, добавляет Макиавелли, нужно или обижать, или быть обиженным. Это неумение сдерживать свои порывы нередко выливается в то, что люди не способны достигнуть своей цели, хотя цели эти вполне осуществимы.

Между желаниями людей и способностью получить желаемое лежит огромная пропасть. Природа людей такова, что они многого хотят, но получить это не в состоянии, другими словами, их желания сильнее, чем то, что они получают в итоге. Из этого и вытекает их постоянное недовольство приобретенным. Природа дала людям влечение желать всего, а судьба лишила их этой возможности, поэтому у людей и появляется ненависть к тому, что они получают. Этим Макиавелли также объясняет, почему люди хулят настоящее, говорят хорошо о прошлом и мечтают, о будущем.

Ограниченность человека и неумеренность в желаниях порождают и неуверенность в своих силах, которую проявляет человек во всех своих действиях. Из-за этой трусости, которую Макиавелли считал врожденной у человека, в нем легко возбудить и поддерживать чувство страха, которое он считал главнейшим мотивом в поведении человека.

Из-за своей трусости, говорит Макиавелли, люди мстят за мелкие обиды, но когда им наносят крупную обиду, у них не хватает смелости ответить на нее. Из этого он выводит правило, что государь не должен наносить народу мелкие обиды, а принимать настолько сильные меры, чтобы народ не смог отмстить ему [2, c. 119]. Сравнивая любовь со страхом, Макиавелли советует государям пользоваться последним, т.к. это чувство постоянное. «Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж придется выбирать, то надлежит выбрать страх» [2, c. 96].

В человеке, по мнению Макиавелли, преобладают дурные влечения. Люди, говорит он, более склонны ко злу, чем к добру. [3, c. 146]. Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, лицемерны, трусливы перед опасностью, жадны до наживы. [2, c. 96].

Но как бы ни были разнообразны эти влечения, их связывает общий мотив. Это - эгоизм. Это отличительная черта человеческой природы, из которой вытекают человеческие влечения: корыстолюбие, властолюбие, зависть и т. д.

У человека присутствует огромная страсть к приобретению земных благ. Как у богатых, так и у бедных. И человеку мало того, чем он владеет, и он стремится отобрать то, чем владеет другой. Человек до такой степени своекорыстен, считал Макиавелли, что смотрит даже с завистью на тех, кто не имеет над ним никакого преимущества. Зависть всегда сопутствует человеку, и нет такого момента, который мог бы удовлетворить его. Макиавелли часто указывает на зависть как на один из главнейших моментов человеческой деятельности [3, c. 127].

Де Санктис называл Макиавелли не философом природы, а философом человека. Человек в понимании Макиавелли – это не статичный созерцательный человек средневековья и не идиллически спокойный человек Возрождения. Это - современный человек, который действует и добивается своей цели. Каждому человеку назначено выполнить свою миссию на земле в соответствии с его возможностями [4, c. 639].

 

Спсок литературы:

  1. Алексеев А. С. Макиавелли как политический мыслитель // Никколо Макиавелли: Pro et contra. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2002.
  2. Макиавелли Н. Государь // Никколо Макиавелли. М.: Эксмо, 2013.
  3. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия // Никколо Макиавелли. М.: Эксмо, 2013.
  4. Ф. де Санктис.  Макиавелли // Никколо Макиавелли. М.: Эксмо, 2013.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.