Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2017 г.)
Наука: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ
В данной статье мы рассмотрим положение женщины в исламском мировоззрении на основе аятов из Корана и достоверных хадисов из Сунны. На Западе женщина в хиджабе является символом рабыни, униженной и закрепощенной женщины. Цель этой работы - определить роль женщины в исламском мировоззрении, на основе Корана и Сунны и произведений исламских и западных ученых.
Главные принципы о положении женщины написаны в Коране.
Л.И Шайдуллина в своей работе оценивает переход арабов-кочевников от политеизма к исламу как положительный момент, который говорит о переходе общества на более высокий культурный уровень. «В доисламский период мы не считались с женщинами, пока Аллах не определил для них в Коране их права и их удел» [11]. «Об этом свидетельствуют суры Корана, запрещающие кровосмесительные браки, убийство новорожденных детей, особенно девочек, подробная регламентация имущественных и семейно-брачных отношений» [13]. В Коране утверждается запрет на кровосмесительные браки [7, сура 4, аят 23]. Эти запреты в советской востоковедческой литературе объясняются как переход от родового общества к обществу классовому, феодальному.
Для начала стоит отметить, что в исламе нет такой концепции первородного греха как в христианстве, вина за ослушание Бога возводится на Шайтана, который уговорил Адама вкусить плод и после вкушения плода Аллах спускает Адама и Еву в земной мир. Важно подчеркнуть, что большая ответственность за грех здесь возлагается на Шайтана, в отличие от христианства, где первородный грех – это вина Евы. «Проступок прародителей человечества расценивается как грех, однако его следствием не стала, согласно исламскому мировоззрению, общая порча человеческой природы» [6]. По мнению исследователей с исламской точки зрения, этот момент как раз подчеркивает равное положение и значение мужчины и женщины в мире. Они постоянно ссылаются на концепцию первородного греха в христианстве, из-за возложенной вины на Еву за ослушание Бога, женщина становится на многие века в христианском мире символом греха и зла. Исламский исследователь Х.Баша пишет, что благодаря христианству в истории вплоть до 20 века был процесс закрепощения и дискриминации женщин.
Другой важный для нас вопрос-это как Аллах сотворил мужчину и женщину. Вот что находим в Коране «Это Он сделал вас из одного существа (одной души) и сделал супругу» [7, сура 7, аят 189]. Это место часто истолковывается так, что Аллах сотворил Еву из искривленного ребра Адама или как просто из некой одной субстанции. В религиозных вероучениях существуют строгие предписания касательно половых отношений между мужчиной и женщиной. В христианстве высшим идеалом является жизнь без половых отношений с женщиной (как брат с сестрой) или безбрачие как идеал святости. Но так как этот идеал для многих недостижим, то для этих людей существует законный брак с одной женщиной.
Бертран Рассел пишет: «Что во всех религиозных учениях, кроме ислама, встречается своего рода антипатия к половым отношениям. Ислам с позиции общественных интересов для этих отношений установил определенные границы и правила, но никогда не объявлял эти отношения скверными» [10, c. 227]. В христианстве женщина была создана для мужчины, а в Коране же нет такого утверждения, там «ваши жены для вас - одеяние, а вы одеяние для них» [7, сура 2, аят 187]. По мнению исламских ученых, в исламе женщина должна быть покорной своему мужу, но все-таки женщина это не производное от существования мужчины. Вот цитата из Корана: «И из знамений Его то, что Он создал для вас жён из вас самих, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами (узы) любви и милосердия» [7, сура 30, аят 21]. Этот аят имеет множество истолкований, сами мусульмане истолковывают его в позитивном смысле, что женщина-это благо для мужчины, источник его блаженства, который он дожжен охранять и беречь от посторонних глаз. Деторождение и воспитание детей оцениваются как очень важная и основная цель в жизни женщины. В Коране содержатся четкие регламентации относительно брака, развода, различных предписания касательно отношений между супругами.
Ислам разрешает многоженство, мужчина может иметь четыре жены, однако их количество строго регламентировано в отличие от доисламского периода. Кроме жен мужчине разрешалось брать наложниц из числа рабынь, и их количество было неограниченно. Ислам требует равного отношения ко всем женам: «Такие условия супружеской жизни для поклонников многоженства доступны лишь людям состоятельным и набожным, бедные и среднего состояния люди не могут пользоваться этой услугой шариата» [14, c. 37].Отсюда можно сделать вывод, что иметь до четырех жен могли далеко не все мусульмане. Замужние женщины под строгим запретом, женщине нельзя разговаривать с другими мужчинами, любезничать с ними, можно только общаться с родственниками и подругами. Мужчина выплачивал свадебный дар при заключении брака. Кроме законного брака был еще временный брак, который разрешил сам пророк Муххамед, за особую плату мужчина мог заключить брак на одну ночь с незамужней девушкой. Срок длительности подобного брака зависит от заключенной договоренности между ними.
Теперь проанализируем аяты, регламентирующие отношения между мужчиной и женщиной. В Суре 4 «Ан-ниса» (Женщины) аят 34 «А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте». Этот аят разрешает применить домашнее насилие в семье в крайних случаях. В книге Балтановой Г.Р. «Ислам для женщин», говорится о разных образах мышления западных и мусульманских женщин, выдвигается такая мысль, что для самой мусульманки считается унижением ходить на работу, так как это будет служить знаком неудачного финансового положение его мужа, на которого возложена обязанность попечителя жены. Жена же стремится реализовать свое предназначение занимаясь домашним хозяйством и рождением детей, тем самым ее роль не принижается, а просто обязанности между мужчиной и женщиной разделяются. Такое мнение очень популярно у преобладающего количества мусульманок.
«Кто совершает добрые дела - будь они мужчины или женщины - будучи верующим, того Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим (в будущей жизни) за лучшее из того, что они совершали» [7, сура 16, аят 97]. Этот аят уравнивает мужчину и женщину в отношении с Аллахом, дает им полноправное право на духовную правоверную жизнь. Женщина должна оставаться дома и не может выйти на улицу без сопровождения мужчины или только очень редко с разрешения мужа или опекуна. Можно привести много аятов которые утверждают, что женщина должна быть богобоязненна, покрывать свою тело особой закрытой одеждой - хиджабом. «О, пророк! Скажи своим жёнам, дочерям и женщинам верующих (мужчин), чтобы они пониже опускали свои широкие головные покрывала (покрывая ими одежду). Это будет им удобнее, чтобы отличить их от других женщин и чтобы они не подверглись оскорблениям. Поистине, Аллах, прощающий и милосерден к тем, кто перестал совершать грехи!» [7, сура 33, аят 59] Отсюда мы делаем вывод, что ношение хиджаба - это закон Аллаха.
Разновидность одежды по степени закрытости отличается в разных мусульманских странах. Покрывание женщины предписано не только исламом, оно есть и в других монотеистических религиях – в иудаизме и в христианстве. Отсюда можно сделать вывод, что современная открытая мода противоречит религиозным предписаниям этих трех религий.
Главное, чтобы одежда не походила на мужскую, мусульманкам запрещено носить даже широкие брюки, одежда должна быть просторной, а не облегающей, так же обязательно покрывать голову. «Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью» [7, сура 33 аят 33]. Осуждаются шорты, мини-юбки, обнаженные части женского тела часто сравниваются с будущими адскими мучениями. Внешний хиджаб-это покрывающая одежда, внутренний хиджаб - границы поведения мусульманки. Исламская этика запрещает женщине пользовать косметикой вне дома, носить обувь на каблуке, так как может побудить сладострастие в посторонних мужчинах. Общение с мужчинами сводится к минимуму, до делового общения, без игривости и кокетства в голосе. Таким образом, Аллах дал указания женщине прикрывать свое тело для того чтобы ее душа стала лучше. Мусульманка наряжается дома для своего мужа в лучшие одежды и украшения, а для посторонних людей ее красота запретна. По мнению исламских исследователей, западная женщина занимает униженное положение в отличие от мусульманки, в том, что должна трудиться в течение многих часов, а также воспитывать детей и вести дела по домашнему хозяйству.
Теперь обратимся к Сунне (к переданным сказаниям и деяниям пророка Мухаммеда) и проанализируем хадисы о женщине. Мы будем рассматривать хадисы, которые признаются достоверными. Недостоверные хадисы мы не будем брать в пример, так как они не признаются многими исламскими учеными. Приведем в пример один их хадисов, потому что его смысл очень часто повторяется, но разными словами. Сказал посланник Аллаха: «Женитесь на любвеобильных и рожающих женщинах, и воистину, я буду гордиться вашей численностью в День Воскресенья!» [12]. Из этого хадиса и многих других, связанных с темой беременности и кормлением ребенка женщиной, можно сделать вывод, что роль женщины-матери высоко ценилась в исламе. Женщина должна стремиться выполнять все пожелания своего мужа, удовлетворять его сексуальное желание по первому требованию, исключения делаются только во время менструации, так как она считается наказанием для женщины. «Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете.» [7, сура 2, аят 223]. Дом мусульманина строго разделяется на мужскую и женскую половину. В доисламский период женщина не имела право на наследство вообще, с принятием ислама ее положение изменилось в лучшую сторону, имущество одного мужчины равно доле двух женщин. Также в период постоянных войн, после смерти мужа женщина переходила по наследству, после принятие ислама у женщины появилась возможность заключить брак второй раз после определенного срока траура, так как считалось, что душа мужа в это время может видеть свою жену. В Коране большое место уделяется разводу - «таляк», этой теме посвящается 65 сура Корана. Развод считается действительным, если муж в присутствии двух свидетелей или судьи скажет жене: «ты свободна» или трижды произнести: «Таляк». Существует три формы развода: развод-клятва, развод-проклятие, «развод хребта». Инициатива развода должна исходить от мужа, жена же может просить развод, только если муж неизлечимо болен или потерял рассудок. В «Хидоя» проводится 17 догматических формул, произнесение которых влечет за собой расторжение брака: «Ты отрезана!», «Ты отлучена!», «Поводья брошены на твою голову!», «Соединись со своим родом!», «Я отдаю тебя твоему семейству!» [4] Если сравнить отношение к разводу в исламе и христианстве, то в христианстве развод запрещен и считается грехом, а жениться на вдовах - все равно, что прелюбодействовать. Пророк Мухаммед положительно относился к бракам вдов, которые остались без мужа-кормильца.
Заключение.
В исламском мировоззрении семья занимает важное место, в Коране супружество установлено и обязательно для всех, отсутствует институт монашества, так как нет представления о греховности человеческой плоти, в отличие от христианства. Традиционная мусульманская семья основана на главенстве мужа, жена же должна повиноваться мужу. Таким образом, для большинства мусульманок это подчинение мужу не является чем-то ужасным, закрепощенным, так как, выполняя это требование, она соблюдает закон Аллаха, а Аллах всем богобоязненным обещал большую награду в раю. Своевольная жена может испортить репутацию семьи, а возвращение женщины в семью отца после развода с мужем считается великим позором для самой женщины. Поэтому женщины строго соблюдают предписания Аллаха. В современном мире женщина совмещает материнство и общественную жизнь. Например, в Саудовской Аравии женщины могут работать в помещениях отдельных от мужчин, правда их работа заключается чаще всего в деловом общении только с другими женщинами. Чаще всего женщины работают в сфере пошива одежды или в сфере женского образования. Во многих же других мусульманских странах положение женщины оставляет желать лучшего, в отличие от Европы, где право распоряжаться своим имуществом в замужестве появилось уже во второй половине 19 века. Многие исламские исследователи и рядовые мусульмане считают, что изменение положения женщины в обществе означает оскорбление против порядка, установленного самим Аллахом. Божественный порядок для них выше любых человеческих законов.
Список литературы:
- Антонов В.В. «Основы этики ислама». Брошюра. – Спб., 1993
- Балтанова Г.Р. «Ислам для женщин. Руководство молодой мусульманки»: СПБ.: Диля,2012
- Богучарский Е.М. Мусульманский этикет.- [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://fictionbook.ru/author/evgeniyi_maksimovich_bogucharskiyi/musulmanskiyi_yetiket/read_online.html (дата обращения 25.03.2017)
- Бурхануддин Маргинани. Хидоя (Комментарии мусульманского права в четырех томах). [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.worldislamlaw.ru/?p=1343- (дата обращения 24.03.2017)
- Вагабов М. В. «Ислам и женщина»- М.: Мысль, 1968.
- Гусейнов А.А. История этических учений. [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gusein/_13.php (дата обращения 25.03.2017)
- Коран. Перевод смыслов и комментарии Э. Кулиев. 8-е изд.- М.:Умма,2010
- Муртаза Мутаххари «Правовой статус женщины в исламе». - [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL:http://fictionbook.ru/static/trials/10/26/60/10266081.a4.pdf -(дата обращения 23.03.2017)
- Нуруллина Г.«Женщина в исламе».-М.:-УММА,2003
- Рассел Б. Брак и мораль / Бертран Рассел; (пер. с англ. Ю. В. Дубровина).М.: АCT, 2015
- Рахметоллова К.Ж., Шамганова А.А., Каиржанов Е.Т., Канагатова А.С. Введение в ислам.- [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.wiki.iteach.kz/images/e/e6/Lektsija_islam.pdf - (дата обращения 25.03.2017)
- Сунна о награде беременной женщине и достоинстве беременности.- [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://sunnaonline.com/uhti/sestram/446-2011-01-23-15-53-21- (дата обращения 21.03.2017)
- Шайдуллина Л.И. «Арабская женщина и современность. Эволюция ислама и женский вопрос» - М.: Наука,1987.
- Эфендиев Р. Мухтасар шариат. Учебник магометанского вероучения суннитского толка. 4.2 / Р. Эфендиев. Тифлис: Типография Т-ва «Культура», 1911
отправлен участнику
Оставить комментарий