Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 мая 2017 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОПТИМИЗАЦИЯ КОМПОЗОЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В ГРУППОВЫХ ВИДАХ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ УЧЕТА СПЕЦИФИКИ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Данная статья посвящена исследованию взаимодействий в эстетической гимнастики, а именно интеграции из одного группового вида гимнастики в другой, с учетом специфики данного вида спорта. Установлено, в композиции любого вида спорта существуют контактные, контактные стоя и бесконтактные взаимодействия. В каждом виде спорта оно строится по своим правилам.
В статье представлены результаты тестов Фирилёвой и Яроцкого, проба Ромберга, которые позволили оценить способность к согласованию движений спортсменов в эстетической гимнастике, спортивной аэробике и черлидингу. Далее приведены сравнения полученных результатов спортсменов. После чего, путем интеграции из групповых видов гимнастики: спортивной аэробики и черлидинга, предложены взаимодействия спортсменам из эстетической гимнастики, с учетом специфики и правил вида спорта.
Экспериментально обоснована возможность оптимизации взаимодействий спортсменок в эстетической гимнастики по средствам интеграции средств из других видов спорта с учетом специфики самого вида спорта.
Соревновательные программы в гимнастике представлены индивидуальными, парными и групповыми упражнениями, но с появлением новых массовых гимнастических направлений, таких как: спортивная аэробика, эстетическая гимнастика, черлидинг, количество групповых и командных выступлений значительно увеличилось.
В настоящее время групповые упражнения приобрели большую популярность. Конкуренции в этом виде возросла и требуется искать новые методики тренировки и составления упражнения [1].
В каждом групповом виде гимнастики есть свои особенности взаимодействия спортсменок, которые можно заимствовать друг у друга, если это не противоречит правилам. Таким образом делать тот или иной вид спорта более зрелищным и интересным.
РЕЗУТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.
1. Отличительной особенностью групповых комбинаций является наличие взаимодействия гимнасток, которые обогащают композицию, делают её более выразительной, эффектной и зрелищной [3]. Взаимодействия могут быть контактными и бесконтактными. В элементах взаимодействия успех каждой гимнастки зависит от согласованности движений партнерш, поэтому их ещё называют элементом сотрудничества [2, 3].
При подборе и установлении порядка поддержек в программе выступления нужно руководствоваться соображениями, приведенными ниже [2].
- Сложность поддержек надо постепенно увеличивать, чтобы у зрителей все время нарастал интерес к выступлению. Поэтому первые поддержки должны быть наиболее простыми, а последние - динамичными, сложными, с элементами равновесия, выходами в стойку на большой высоте в необычных условиях опоры. Самая последняя поддержка, как финальное звучание в оркестре, должна быть наиболее эффективной;
- По характеру рисунка поддержки должны быть разнообразными. Важно, чтобы основные движения, статически красивые положения, элементы, выполняемые участниками в групповом построении, выглядели наиболее эффектно.
В групповых упражнениях специфика поддержек определяется: удержанием позиции в опоре на одном или нескольких партнерах непродолжительное время, задействованными в движении.
В процессе изучения практического опыта в области взаимодействия подготовки в эстетической гимнастики был проведен опрос 30 тренеров города Санкт – Петербурга. Большинство анкетируемых были старше 30 лет (80 %) и имели спортивно - педагогический стаж более 5 лет (100%), то есть считались достаточно опытными.
Как показал опрос, большинство (75 %) тренеров уже имели опыт работы с различными возрастными категориями занимающихся и, следовательно, могли проанализировать процесс взаимодействий гимнасток.
Все спортивные педагоги были уверенны, что согласованность двигательных действий является неотъемлемой частью в упражнении, а одной из тенденций развития современной эстетической гимнастики является виртуозное исполнение взаимодействия.
100 % респондентов считают, что взаимодействия в эстетической гимнастики очень важны. При этом 45 % тренеров усложнили бы технику поддержек и столько же повысили бы зрелищность поддержек, 8 % – интегрировали бы бесконтактные взаимодействия и 2 % - ничего не стали бы менять (рисунок 1).
Рисунок 1. Варианты видоизменений поддержек в эстетической гимнастике.
По мнению большинства 90 % респондентов отметили, что музыка влияет на построение взаимодействий и добавили, что поддержки выстраиваются в кульминации музыки, а остальные (10 %) – что музык не влияет на построение взаимодействий (рисунок 2).
Рисунок 2. Влияние музыки на построения взаимодействия в групповых видах гимнастики
На пути совершенствования взаимодействий 45 % тренеров считают, что нужна специальная подготовка, 40 % - интеграция из других вида спорта, с учетом специфики эстетической гимнастики, 15 % - усложнение взаимодействий (рисунок 3).
Рисунок 3. Пути совершенствования взаимодействий в групповых видах гимнастики
В заключении мы выяснили недостатки взаимодействий в эстетической гимнастики: 50 % тренеров считают, что отсутствует система оценивания и 50% тренеров - недостаточно технической подготовленности для выполнения самих взаимодействий (рисунок 4).
Рисунок 4. Недостатки взаимодействий в эстетической гимнастике
Проведены сравнительные тестирования между выбранными групповыми видами на оценку способности к согласованию движений по Фирилёвой (1981) (рисунок 5), далее проба Ромберга (рисунок 6), и тест Яроцкого (рисунок 7), оценили способность к равновесию спортсменов.
Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов теста Фирилёвой (усл.ед) спортсменов в групповых видах гимнастики
Так как большинство спортсменок справились с тестом на хорошую оценку, можно сделать вывод, что способность к согласованию движений у гимнасток хорошая.
После оценки способности к согласованию движений по тесту Фирилёвой Ж.Е., спортсменам по групповым видам гимнастики была предложена проба Ромберга, которая позволила оценить способность к равновесию.
В результате спортсменки из эстетической гимнастики показали способность к равновесию не плохую. Из 10 человек на оценку «отлично» справились 2 спортсменки, 5 справились на оценку «хорошо» и 3 гимнастки - «удовлетворительно» (рисунок 6).
Рисунок 6. Сравнительный анализ результатов по пробе Ромберга (сек) спортсменов в групповых видах гимнастики
Можно сказать, что в целом способность к равновесию у черлидиров отличная, так как почти все выполнили тест на оценку «отлично».
В результате сравнительного анализа по пробе Ромберга (способность к равновесию) лучше справились спортсмены из черлидинга, потом эстетическая гимнастика и потом спортивная аэробика. На рисунке 6 наглядно показано, что способность к равновесию у спортсменов по черлидингу лучше, чем у эстетической гимнастики и спортивной аэробике.
Заключительным тестом, являлся тест Яроцкого, который позволил оценить способность равновесию, статокинетическую устойчивость и вестибулярный аппарат. В эстетической гимнастике с данным тестом справилось 6 человек из 10, а остальные не прошли тестирование (рисунок 7).
Рисунок 7. Сравнительный анализ результатов по тесту Яроцкого (сек) спортсменов в групповых видах гимнастики
По спортивной аэробике спортсмены, проходившие тест Яроцкого показали средний результат. 5 человек из 10 справились с заданием равновесия, статокинетическую устойчивость и вестибулярный аппарат рисунок 7). Следует уделить внимание спортсменкам из спортивной аэробики комбинациям на равновесия.
Таблица 3.
Сравнительный анализ результатов теста Яроцкого (сек) спортсменов в групповых видах гимнастики
Результат оценки |
Эстетическая гимнастика |
Спортивная аэробика |
Черлидинг |
Свыше 10 сек |
6 |
5 |
6 |
Ниже 10 сек |
4 |
5 |
4 |
Из этого можно сделать вывод, что примерно у всех спортсменов из групповых видов гимнастики способность к равновесию одинаковая, но в каждом из них есть свои недостатки и над ними надо работать.
Были предложены команде по эстетической гимнастики контактные взаимодействия, которые соответствовали правилам соревнований и могли быть выпалены в композиционной программе (таблица 2).
Таблица 2.
Содержания взаимодействия для эстетической гимнастики
№ |
Описание взаимодействий |
1 |
2 гимнастки держат за руки третью, четвертая лежит на полу на спине. Третья падает спиной на ноги 4-ой, долее отталкивает ногами и 3-я переворачивается назад с прямыми ногами; |
2 |
2 гимнастки держат за руки третью, остальные стоят спинами друг к другу в наклоне вперед корпус параллельно полу, и она пробегает по спинам; |
3 |
Гимнастка встает на плечи сокомандницам и выполняет падение на спину, где ее ловят гимнастки, далее ей держат за руки подталкивают и гимнастка выполняет переворот назад. |
Спортсменами на тренировках были выучены и отработаны предложены взаимодействия по принципу от легкого к сложному.
Можно сделать вывод, что мы экспериментально обосновали возможность оптимизации взаимодействий спортсменок в эстетической гимнастики по средствам интеграции средств из других видов спорта с учетом специфики самого спорта.
Список литературы:
- Быстрова. И.В. Особенности адаптации представительниц художественной гимнастики к групповой спортивной деятельности / И. В. Быстрова // Материалы 10-й межвузовской научной конференции. — Спб.,2007. — 34 с.
- Замов Б.М. Обучение парным и групповым акробатических упражнений с помощью технических устройств. ГЦОЛИФК - М.: 1983.
- Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. Учебник для тренеров, преподавателей и студентов институтов физической культуры. М.: Издатели: «Всероссийская федерация художественной гимнастики, Санкт- Петербургская Государственная Академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта» 2003г. – 262 с.
дипломов
Оставить комментарий