Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2017 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Такишева С.А., Калиев Т.Т., Аметова Н.О. ЗНАЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В СВЯЗИ С ТЕКСТОМ И ОСОБЕННОСТИ ТИПОГРАФИКИ В ДЕТСКОЙ УЧЕБНОЙ КНИГЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(21).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЗНАЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В СВЯЗИ С ТЕКСТОМ И ОСОБЕННОСТИ ТИПОГРАФИКИ В ДЕТСКОЙ УЧЕБНОЙ КНИГЕ

Такишева Сагадат Абаевна

студент, кафедры «ТиЕНД» КРМУ,

Казахстан, г. Актобе

Калиев Тимур Талгатович

студент, кафедры «ТиЕНД» КРМУ,

Казахстан, г. Актобе

Аметова Нилуфар Оразбаевна

студент, кафедры «ТиЕНД» КРМУ,

Казахстан, г. Актобе

Гришаева Ольга Валентиновна

научный руководитель,

канд. биол. наук, КРМУ,

Казахстан, г. Актобе

В современном мире все большей популярностью среди детей и их родителей пользуются компьютеры, планшеты и прочие электронные устройства, несущие определенную развивающую информацию. Разнообразие этой информации велико и имеет различные формы – это развлекающие и обучающие игры, мультфильмы, видеофильмы, музыка, песни и даже электронные версии книг. Тем не менее, невозможно переоценить значение обычной бумажной книги в развитии ребенка.

Чем же хороша обычная книга? В чем ее преимущества перед электронным аналогом? Как она создается, и в чем заключается особенная роль учебной книги для ребенка, который еще не умеет или только учится читать? Все эти вопросы мы попытались осветить в данной статье путем практического изучения проблемы создания книжных иллюстраций в синтезе с текстом и особенностями «детской» типографики во время работы над созданием азбуки в учебном исследовательско-творческом проекте «Рисунок в детской обучающей книге в контексте интеграции с педагогикой и психологией детского чтения» [3, с.136].

В процессе исследования были изучены работы Долгиеровой Л. В., Солодковой О. А., Алуевой М. А., Кулика Е. В., Югая Ю., Максимова А., Орловой Е. О. и др. авторов, освещавших интересующие нас вопросы [4; 11; 1; 7; 14; 8; 10]. По результатам изучения собранных литературных материалов проведен синтез и обобщение сведений о роли учебной книги в общем развитии ребенка и значении связи иллюстраций с текстом, а также о необходимости соблюдений определенных требований типографики для наиболее эффективного усвоения представленной информации в целом.

Книжные иллюстрации – одни из первых произведений искусств, с которым знакомится ребёнок [4]. При первом знакомстве с книгой основное внимание детей привлекают именно иллюстрации. Они смотрят и оценивают яркие картинки, даже если уже умеют читать, поэтому одной из главных задач нашей работы над книгой-азбукой является создание содержательных иллюстраций, которые помогут правильнее преподнести детям читаемый текст.

Художник-иллюстратор детской книги «появляется» в жизни ребенка, когда тот ещё не умеет разговаривать и читать [7]. Восприятие же цветных изображений и эмоциональное восприятие передаваемых родителями образов, содержащихся в книге, присутствует с очень раннего возраста малыша. Так как иллюстрация – это реально видимое изображение, она очень важна в развитии ребёнка и помогает воспитывать в нем эстетическую восприимчивость [9; 6]. Иллюстрации учат ребенка видеть красоту природы, расширяют кругозор, помогают познавать мир. Ясность, простота, выразительность – главные показатели художественной ценности зрительного образа [7; 2, с. 119].

Общеизвестно, что цвет – это главный помощник художника. Именно цвет всегда играет важную роль в процессе восприятия ребёнком иллюстрации, что связано с особой эмоциональностью детей [12]. Чем младше ребенок, тем большее значение имеет для него яркая, многокрасочная обложка и внутреннее содержание книги.

Современные психологи и детские педагоги особо подчеркивают значимость иллюстрации в детской учебной книге как важнейшей и неотъемлемой составляющей учебного процесса [1, с. 106; 10, с. 80; 13]. Вместе с тем общеизвестно, что количество «читающих» людей становится с каждым днем все меньше. Что является причиной отрицательной тенденции в развитии книгочтения? Несомненно, XXI век – это век информационных технологий, легко и повсеместно доступных, разнообразных по направлениям, уровням и формам представления. Тем не менее, общество должно понимать, что с именно с детской иллюстрированной книги, содержащей художественные образы [12], начинается развитие и воспитание высоких эстетических чувств, любви к прекрасному у детей.

Поскольку ребенок всегда копирует поведение взрослых [10, с. 79], он учится любить то, что любят его родители. Чем правильнее, доступнее представлена перед ребенком информация, тем быстрее и легче он ее усваивает, что способствует эффективному развитию его мышления, воображение, речи, памяти и т.д. [13]. Огромное значение во всем этом имеет грамотный синтез иллюстрации и текста, представляющий собою соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Рассмотрим пример, взятый нами из практических наработок материалов к книге-азбуке по проекту «Рисунок в детской обучающей книге в контексте интеграции с педагогикой и психологией детского чтения». Книга рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста и содержит русский алфавит, сопровождающийся короткими четверостишьями и созданными по ним  иллюстрациями животных. Иллюстрация с изображением филина (рис. 1), выполнена Калиевым Тимуром (эскиз) и Лупаревым Русланом (графическая обработка), студентами кафедры «ТиЕНД» специальности «Графический дизайн». Учитывая особенности внешнего строения, поведения, среды обитания и образа жизни в целом, был создан художественный образ филина, выраженный в гармоничном сочетании текста и рисунка:

 

Филин – птица важная,

Быстрая отважная.

Он летает по ночам –

Ловит мышек тут и там.

 

Рисунок 1. Филин.

 

Рассмотрим другой персонаж книги – цаплю (рис. 2). Черно-белая иллюстрация выполнена Мокан Викторией (эскиз), студенткой кафедры «ТиЕНД», и Лупаревым Русланом (графическая обработка). Здесь на место детализированного и реалистичного рисунка приходит контурное изображение, оставляющее возможность для свободной фантазии ребенка в выборе цветов и красок. Данная иллюстрация входит в состав раскраски, развивающего приложения к азбуке. При этом авторы использовали допустимые приемы стилизации животных, техническое «упрощение» рисунка и постарались сохранить соответствие образа цапли художественному описанию:

Цапля-длинноножка,

Потанцуй немножко –

Дразнятся лягушки,

Цаплины подружки.

 

Рисунок 2. Цапля.

 

Основой для синтеза текстовой и зрительно-образной информации является параллельно-последовательное восприятие текста и иллюстраций в книге [1, с. 106]. Особенно важно соблюдение условий синтеза в детских книгах, поскольку информационная нагрузка на иллюстративную составляющую в них особенно велика. Чем больше ребенок получает информации из текста, тем важнее соблюдение его связи с иллюстрациями.

Еще один немаловажный этап в создании детской книги – грамотный подбор шрифта и соблюдение правил типографики, или искусства оформления печатного текста. Правильная типографика позволяет сделать текст гармоничным,  красивым, удобным для чтения [14; 8; 5].

Шрифт и композиция книги очень важны для понимания и восприятия детской аудиторией. Текст, для аудитории дошкольного возраста должен набираться шрифтами крупных кеглей (14-18) для удобства медленного чтения по слогам. Строка, загруженная мелким шрифтом, не воспринимается ребенком [8], приводит к быстрой утомляемости глаз и рассеиванию внимания.

Для детских изданий не рекомендуются узкие шрифты, печать светлыми буквами на темном фоне и цветными буквами на цветном фоне. Цвет шрифта лучше делать черным, фон – белым. Детские издания не могут быть оформлены больше, чем в две колонки.

Таким образом, мы убедились в том, что, несмотря на всеобъемлющую информативность Интернета и телевидения, детская книга остается одним из важнейших средств передачи художественной мысли, являя собою источник избирательного и разнонаправленного развивающего материала. При этом какой бы содержательностью текста не обладали детские книги, в том числе и учебные, самое важное в них – это иллюстрации, так как дети, прежде всего, обращают внимание на рисунки. Синтез иллюстраций с текстом обеспечивает параллельно-последовательное восприятие ребенком информации. Основным принципом типографики детской книги являются простота и доступность – чем проще шрифтовое оформление и крупнее буквы, тем эффективнее и легче воспринимается текст книги ребенком.

 

Список литературы:

  1. Алуева М.А. Синтез текста и рисунка в детской художественной книге// Историческая и социально-образовательная мысль, 1010. – Вып. № 1. – С. 105-109.
  2. Бейнарис Н.С. Функции, значимость и особенности создания иллюстрации в концепции детской учебной книги// Текст. Книга. Книгоиздание, 2014. – Вып. № 1(5). – С. 115-125.
  3. Гришаева О.В. Образовательное проектирование как метод обучения в высшем учебном заведении// Мат-лы межд. научно-практической конф. «VIII Торайгыровские чтения», посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2016. – Т. 1. – С. 135-139.
  4. Долгиерова Л.В. Особенности иллюстраций в детской книге, 2015. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/16/osobennosti-illyustratsiy-v-detskoy-knige (дата обращения 05.03.2017 г.)
  5. Кривцов Н.Ф. Анализ шрифтов детской печатной продукции. – 2014. – URL: http://bibliofond.ru/view.grlmv/1305678// (дата обращения 20.03.2017 г.).
  6. Комцян Т.Б., Черткова В.И. Книжные иллюстрации как источник воспитания младшего поколения. – URL: https://nauchforum.ru/studconf/ gum/xxviii/8498   (дата обращения 05.03.2017 г.).
  7. Кулик Е.В. Роль книжной иллюстрации в детских книжках, 2012. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/09/11/seminar-na-temu-rol-knizhnoy-illyustratsii-v-priobshchenii (дата обращения 05.03.2017 г.). 
  8. Максимов А. Почему в детских книгах такой крупный шрифт? – URL: https://thequestion.ru/questions/71662/pochemu-v-detskikh-knigakh-takoi-krupnyi-shrift (дата обращения 24.03.2017 г.).
  9. Никитина Т.Ю. Особенности иллюстрирования различных типов изданий. – URL: http://www.fairyroom.ru/?p=13584 (дата обращения 05.03.2017).
  10. Орлова Е.О. Детское «нечтение» // Начальная школа на рубеже веков: взгляд в будущее: сб. статей. – Новгород: НовГУ, 2001. – Вып. 2. –  С. 78-80.
  11. Солодкова О.А. Работа с книжными иллюстрациями в младшей группе. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/28/ rol-knizhnoy-illyustratsii-v-detskikh-knizhkakh (дата обращения 05.03.2017 г.).
  12. Шрамкова Г.Д. Роль книжной иллюстрации в приобщении детей к чтению. – М., 2014. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/28/rol-knizhnoy-illyustratsii-v-detskikh-knizhkakh (дата обращения 05.03.2017 г.)
  13. Эльсессер Н.П. Роль книги и чтения в жизни детей. – URL: http:// multiurok.ru/files/rol-knighi-i-chtieniia-v-zhizni-dietiei.html (дата обращения 24.03.2017 г.).
  14. Югай Ю. История возникновения шрифта. – URL: http://pechatnick.com/ articles/istoriya-vozniknoveniya-shrifta (дата обращения 24.03.2017 г.).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий