Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2017 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
О СТИЛИЗАЦИИ РЕАЛИСТИЧНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЖИВОТНЫХ К ГРАФИЧЕСКИМ ИЛЛЮСТРАЦИЯМ В ДЕТСКОЙ КНИГЕ И ФОРМИРОВАНИИ «АВТОРСКОГО» СТИЛЯ
Создание детской учебной книги – процесс, требующий всесторонней проработки основных направлений сопутствующих и взаимосвязанных вопросов. Работа по их изучению проводится студентами 1 и 3 курсов кафедры «Технических и естественно-научных дисциплин», «Юриспруденции» и «Гуманитарных дисциплин» Казахско-Русского Международного университета в рамках реализации учебного исследовательско-творческого проекта «Рисунок в детской обучающей книге в контексте интеграции с педагогикой и психологией детского чтения» [2, с. 136].
Наряду с такими важными проблемами как синтез рисунка с текстом и типографика детской книги, возникает необходимость создания самих иллюстраций и, как следствие, определение важности стилизации изображений животных. Для чего нам необходимо использовать стилизацию рисунков?
Книга-азбука, выстроенная с использованием названий животных, обитающих на территории Актюбинской области, не только обучает алфавиту русского языка, но также играет и воспитательную роль – знакомит ребенка с фауной родного края. Поскольку особенности восприятия зрительно-образной информации детьми дошкольного возраста не позволяют использовать изображения, близкие к настоящим животным, мы следуем рекомендациям специалистов в области стилизации.
Стилизация – это процесс декоративного оформления, который из обычных животных, например, может сделать ярких, красочных и сказочных персонажей [3], либо просто упрощенный образ, лишенный отягощающих восприятие деталей. Нами выявлены и используются следующие принципы стилизации [4; 7; 8]:
- прежде всего, необходимо «ознакомиться» с самим животным – найти фотографии, изображения с разных ракурсов, ведь, стилизация начинается именно с этого;
- художник может, а иногда и должен допустить ряд «формально-анатомических ошибок» – убрать слишком хищные зубы и когти или упростить сложный окрас – это не повредит его произведению;
- необходимо выделить главные детали, характерные для образа данного животного, и показать их наиболее выразительно;
- нужно использовать минимум линий – рисунок не должен быть слишком сложным;
- стилизованные рисунки в книге должны быть все одного стиля;
- персонаж должен быть простым, условно-реалистичным и легко узнаваемым для детей.
В качестве примера рассмотрим стилизацию филина (рис. 1) для раскраски, выступающей в качестве развивающего приложения к азбуке. Эскиз выполнен Мокан Викторией, графическая обработка – Лупаревым Русланом. На рисунке мы видим типичного представителя хищных птиц с характерными признаками семейства совиных – пышное оперение, большая голова, огромные глаза ночного животного, «выразительные» брови. Образ дополнен привлекающими внимание деталями – лупой, мышью в норе, а также растительностью и рельефом степной зоны на фоне ночного неба.
Рисунок 1. Филин
Эскизы, выполненные разными студентами с помощью простого карандаша или гелевой ручки, в дальнейшем подвергались графической обработке для достижения эффекта четкости и общности стиля рисунков. Для достижения этих целей нами использовалась растровая программа Open Canvas 6 с применением графического планшета. Оpen Canvas – средство, получившее широкое распространение среди пользователей, увлекающихся рисованием [9, с. 32]. Программа с английским интерфейсом, обладает большим спектром функций для создания качественных иллюстраций по требованиям к цифровым изображениям для детских изданий [6, с. 110]. В качестве примера (рис. 2) приведем изображение снежного барса, выполненное Лупаревым Русланом.
Рисунок 2. Снежный барс
Выполнение одной законченной иллюстрации занимает довольно продолжительное время и, в зависимости от сложности, составляет от 2 до 5 дней. Данная работа не только интересна для будущего дизайнера, но также и способствует формированию и развитию необходимых профессиональных умений и навыков использования графических программ на практике.
Проведенные литературные изыскания показали, что формирование авторского стиля – процесс, требующий большого практического опыта и соответственно длительного времени. Для наиболее объективного определения этого понятия мы ознакомились с творчеством некоторых известных детских художников-иллюстраторов отечественных и зарубежных изданий. Наше внимание привлекли особенности стилей Анны Немеренко, Янссон Туве и Марии Ильницкой [1; 5]. Все три художника обладают неповторимыми особенностями стиля выражения и передачи художественных образов литературных персонажей. Резкие, размашистые линии, некая грубость и смелость рисунков польской художницы Немеренко А. в книге Тувима Ю. «Слон Хоботовский» [5] свидетельствует об отсутствии приукрашивания, о прямоте их автора.
Финская писательница и художник, автор иллюстраций к собственным сказкам о знаменитых муми-троллях, Янссон Т. стремилась к более упрощенной стилизации, ее персонажи были сделаны практически одной непрерывной линией на расплывчатом фоне, что способствовало усилению внимания именно на действия персонажей [5].
Рисунки казахстанской художницы, Ильницкой М. к сборнику "Волшебные сказки домашнего очага", отличаются преобладанием синих тонов в цветовой гамме, придающих особую успокаивающую нежность и мягкость все персонажам, выполненным с необычайной фантазией и изяществом [5].
Тем труднее добиться родственности стилей, чем большее количество художников работают вместе. Решение данной проблемы мы находим в совместном создании иллюстраций – это повышает не только уровень специальных навыков, но и повышает коммуникативные возможности.
Таким образом, стилизация иллюстраций имеет особо важную роль именно в детских книгах, так как они помогают ребенку развивать творческое воображение и легче всего закладываются в памяти. Качественная графическая обработка и стремление к выработке общего стиля рисунков, отвечающего художественному образу, содержащемуся в тексте, является важным условием создания интересных и максимально доступных к восприятию детей информационно-зрительных образов.
Список литературы:
- Балашова А. Как должны выглядеть иллюстрации в детских книжках. – URL: http://mel.fm/2016/07/26/book_illustration (дата обращения 05.03.2017 г.)
- Гришаева О.В. Образовательное проектирование как метод обучения в высшем учебном заведении// Материалы международной научно-практической конференции «VIII Торайгыровские чтения». – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2016. – Т. 1. – С. 135-139.
- Демидова А. Стилизация животных: учимся создавать логотипы и не только. – URL: http://fb.ru/article/145946/stilizatsiya-jivotnyih-uchimsya-sozdavat-logotipyi-i-ne-tolko (дата обращения 17.04.2017 г.).
- Лебедев В. О рисунках для детей. – URL: http://www.fairyroom.ru/?p=7894 (дата обращения 17.04.2017 г.).
- Легейрская А. 12 выдающихся иллюстраторов и дизайнеров детских книг. – 2017. – URL: http://culture.pl/ru/article/12-vydayushchihsya-illyustratorov-i-dizaynerov-detskih-knig (дата обращения 05.03.2017 г.)
- Миллер С. Как рисовать фэнтези. – Прайм-Еврознак, 2007. – 144 с.
- Никитина Т.Ю. Особенности иллюстрирования различных типов издания. – URL: http://www.fairyroom.ru/?p=13584 (дата обращ. 17.04.2017 г.).
- Снегирева Н. Стилизация – это что такое? – URL: http://fb.ru/ article/159597/stilizatsiya-eto-chto-takoe-stilizatsiya-v-iskusstve (дата обращения 17.04.2017 г.).
- Hart C. Cartooning for the beginner. – Watson-Guptill, 2000. – 130 р.
дипломов
Оставить комментарий