Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 01 июня 2017 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Концов С.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ» НА ПРИМЕРЕ ЯПОНСКОЙ И РУССКОЙ ВЫБОРКИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ» НА ПРИМЕРЕ ЯПОНСКОЙ И РУССКОЙ ВЫБОРКИ

Концов Сергей Вячеславович

магистрант, кафедра  психологии ВИУ РАНХиГС,

РФ, г. Волгоград

Зиновьева Дина Муратовна

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц. ВИУ РАНХиГС,

РФ, г. Волгоград

Анализируются личностные особенности представителей субкультуры «аниме» русской и японской выборки. Делается вывод о том, что существуют значимые различия между этими выборками, исключая различия, связанные с национальными особенностями

Ключевые слова: субкультура «аниме», личностные особенности, молодёжь, самооценка, кросскультурное исследование.

Во множестве видов субкультур мы сосредотачиваем своё внимание на субкультуре «аниме», которая является видом молодёжной субкультуры. Мы выбрали её для нашего исследования в связи с крайне актуальными изменениями в социуме – в последние 5 лет происходит быстрая популяризация так называемых «фестов» - «аниме» фестивалей, как правило объединённых общей тематикой, и представляющие собой конкурс среди «косплееров» - людей, пытающихся точно скопировать визуальный образ любимого «аниме» персонажа с помощью костюмов, грима и декораций. Кроме того, мы исследовали не только русских представителей субкультуры, но и её японских представителей, так как субкультура зародилась в Японии, и очень важно отследить значимые различия относительно восточной и западной культуры [5].

Для начала стоит определить понятие субкультуры. Мы используем понятие  субкультуры за авторством О. М. Глушковой, принятое в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами [1].

Аниме стало популярным во всем мире, особенно в западных странах в течение 1990-х годов с экспорта анимационных фильмов и видео из Японии. Особенно это пришло, и стало заметным резкое различие между мультфильмами, когда японская франшиза «Покемон» получила массовую популярность в конце 1990-х годов. Согласно исследованию Джетро (2005), японская анимация была номером один в мире анимации за последние два десятилетия, и более 60% мультфильмов, транслируемых по всему миру производятся в Японии [3;с.125].

Необходимость изучения субкультур, в частности субкультуры «аниме», заключается в отсутствии психологического анализа личности представителей субкультуры «аниме» на фоне растущей популярности аниме сообществ, фестивалей, и главным образом «косплей» направления. Также существует необходимость в кросскультурном подходе к изучению этой субкультуры, с целью выяснения её положительных и отрицательных сторон, а также культурных особенностей её представителей.

В работе используются метод теоретического анализа; проективные методы:  «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае и П. Коста, «Мотивационный тест» Хайнца Хекхаузена, проективная методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда, проективный тест «Куб» Тадажко Нагао, проективный графический тест «Дерево» К. Коха, проективная методика «Незаконченные предложения» Джозефа М. Сакса. Кроме того, для валидности и достоверности результатов нами был использован метод двойного перевода ("back-translation"), при котором методики были переведены с английского на японский С.А. Бабенко, а с японского на английский Щука Осе. Перевод был сверен с оригиналом, отличий выявлено не было, что говорит о валидности и надёжности исследования данными методиками.

Объектом эмпирического исследования являются представители субкультуры «аниме» в России и Японии (Волгоградский клуб «Сатори» и Хиросимский клуб) и люди, проживающие в Японии и России, в основном из Волгоградской области и префектуры Хиросима, в возрасте от 18 до 27 лет.

 

Рисунок 1. Возрастные различия представителей субкультуры «аниме»

 

В нашем исследовании приняли участие юноши и девушки в возрасте от 18 до 27 лет, 59 мужчин и 61 женщина. Касательно других параметров, количество человек, увлекающихся и не увлекающихся «аниме» соответственно 60 и 60, по национальному признаку так же – русских и японских респондентов 60 и 60 соответственно. Возрастные различия респондентов – «анимешников» представлены на столбчатой диаграмме (рис. 1). Как видно из данной столбчатой диаграммы, наибольшее количество респондентов в возрасте 21 года (26,7%), а наименьшее количество человек 26 (3,3%) и 27 лет (1,7%).

 

Рисунок 2. Продолжительность увлечения «аниме»

 

В данной выборке представитель субкультуры «аниме» чаще всего увлекается аниме на протяжении 4 лет (33%) (рис. 2). Менее всего представителей субкультуры, которые только что начали увлекаться аниме (2%) и тех, кто увлекается им на протяжении 11 лет (2%). Это может говорить о том, что в Сатори и Хиросимский клубы приходят как правило те, кто на протяжении 2-8 лет увлекаются «аниме». Зная некоторые особенности субкультуры из других исследований, можно предположить, что те, кто только начал увлекаться «аниме» ещё стесняются рассказывать о своём увлечении другим людям, а те, кто увлекается им более 8 лет, вероятно, остывают к данной субкультуре и выходят из неё, либо так же стесняются своего возраста, ведь большинство анимешников моложе них, или же не имеют свободного времени, и желают потратить его на просмотр очередного сериала, нежели провести его за беседами с более молодыми и неопытными фанатами «аниме».

 

Рисунок 3. Уровень самооценки представителей субкультуры «аниме»

 

Методика «Кто Я?» по показателю уровня самооценки выявила данные, представленные на круговой диаграмме (рис. 3). Большинство представителей субкультуры «аниме» имеют адекватный уровень самооценки (44%). Респонденты, несмотря на своё увлечение, всё же, являются социально активными людьми, участвуют в различных мероприятиях, поэтому они оценивают себя адекватно своим достоинствам и недостаткам. Неадекватно заниженную самооценку имеют 28% респондентов, их система взаимодействия с окружающим миром строится на принижении своих достоинств, концентрация на неудачах и ошибках в жизни. Неустойчивая самооценка наблюдается у 20% респондентов данной группы, такая самооценка бывает у людей сомневающихся, тех, кто не может однозначно сказать, положительно ли он оценивает свою какую-либо личностную черту, или отрицательно, это может говорить о переживании кризиса, или же нерешительности как характерной черте. Неадекватно завышенная самооценка наблюдается у 8% респондентов данной группы, она опасна тем, что «анимешник» может быть закрыт к новому опыту, нечувствителен к личным ошибкам, неудачам, оценкам и замечаниям окружающих.

Таблица 1.

 Результаты расчёта непараметрического критерия Манна-Уитни русских и японских респондентов

Название параметра

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

Средний ранг

Социальное Я

,001

русские 37,63

японские 23,37

Физическое Я

,004

русские 36,10

японские 24,90

Отношение к отцу

,000

русские 39,23

японские 21,77

Страхи и опасения

,001

русские 22,93

японские 38,07

Отношение к друзьям

,002

русские 37,45

японские 23,55

Отношение к матери

,000

русские 21,37

японские 39,63

Экстраверсия - Интроверсия

,003

русские 37,15

японские 23,85

Контролирование - Естественность

,000

русские 44,95

японские 16,05

Мотив достижения

,000

русские 43,60

японские 17,40

Мотив власти

,003

русские 36,50

японские 24,50

Честолюбие

,001

русские 36,75

японские 24,25

Сформированность личности

,000

русские 37,50

японские 23,50

Общительность

,000

русские 20,30

японские 40,70

Надёжность окружения

,000

русские 22,77

японские 38,23

Реальность планов

,001

русские 37,00

японские 24,00

 

 

Был проведён расчёт непараметрического критерия Манна-Уитни между представителями субкультуры «аниме», а затем такой же расчёт между национальными выборками. Результатом расчёта статистического непараметрического критерия Манна-Уитни между национальными выборками стало выявление схожих (таб. 1) с представителями субкультуры «аниме» переменных, таких как: физическое я (р≤0,05); отношение к отцу (р≤0,01); отношение к матери (р≤0,01); экстраверсия – интроверсия (р≤0,05); контролирование – естественность (р≤0,01); мотив достижения (р≤0,01); мотив власти (р≤0,05); честолюбие (р≤0,01); сформированность личности (р≤0,01); общительность (р≤0,01); надёжность окружения (р≤0,01). Следовательно, по данным параметрам значимые различия в выборках наблюдаются не из-за личностных различий представителей субкультуры «аниме», а из-за их национальных особенностей. Таким образом, имеются следующие значимые различия респондентов – «анимешников»: социальное я (р≤0,01); страхи и опасения (р≤0,01); отношение к друзьям (р≤0,05). Полученные результаты подтверждают то, что у русских и японских представителей субкультуры «аниме» существуют значимые различия в личностных особенностях, не связанные с национальными особенностями.

Значимыми оказались «социальное я» - «анимешники» в России и Японии по разному оценивают свой социальный статус, свою вовлеченность в общественную жизнь, и выше её оценивают русские респонденты; «страхи и опасения» - респонденты из японской выборки меньше переживают, у них меньше страхов по поводу их настоящего и будущего, в отличие от русских представителей субкультуры «аниме»; «отношение к друзьям» - у русских «анимешников» крепче дружеские связи, они больше ценят дружбу, и больше стремятся к тому, чтобы завести новых друзей, в отличие от японских «анимешников».

Говоря о перспективах досуговой сферы нужно упомянуть, что данное направление молодежной субкультуры продолжает активно развиваться. С каждым годом увеличивается количество проводимых мероприятий, что в свою очередь предполагает поиск новых форм работы, которые будут направлены, с одной стороны, на укрепление социальных связей в данном сообществе, а с другой — на повышение социальной и творческой активности представителей данной субкультуры. И мы надеемся, что данная субкультура благодаря нашему исследованию будет более детально изучена другими психологами, для выявления большего количества разнообразных связей и различий между представителями субкультуры «аниме».

 

Список литературы:

  1. Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон: известия вузов. — № 26. 2009.
  2. Гуревич П. С. Субкультура [Текст] / П. С. Гуревич // Культурология. XX век: Энциклопедия. – Т. 2. – СПб., 1998.
  3. Иванов Б. А. Введение в японскую анимацию. — 2-е изд. — М.: Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры», 2001. — 396 с.
  4. Катасонова Е.Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: Очерки современной японской массовой культуры. — М.: Восточная литература РАН, 2012. — 357 с.
  5. Косплей в России и за рубежом [Электронный ресурс] Аниме и манга в России. — Режим доступа: http://anime.hiendgear.com/Articles/cosplay.shtml (дата обращения: 30.05.2017)
  6. Шмелев, Л. Л. Молодежные культурные и социальные движения в России [Текст] / Л. Л. Шмелев // Социс. – 1998. – № 8. – С. 102–109.
  7. Eng, Lawrence (February 28, 2012). "Chapter 4: Strategies of Engagement: Discovering, Defining, and Describing Otaku Culture in the United States". In Ito, Mizuko; Okabe, Daisuke; Tsuji, Izumi. Fandom Unbound: Otaku Culture in a Connected World. Yale University Press. pp. 85–104.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.