Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 июля 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ковальчук К.В. ИДЕЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ РУССКИХ ЮРИСТОВ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(24).pdf (дата обращения: 30.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИДЕЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ТРУДАХ РУССКИХ ЮРИСТОВ

Ковальчук Кристина Владимировна

студент, юридический факультет Оренбургского государственного университета,

РФ, г. Оренбург

Иванова Марина Александровна

научный руководитель,

канд. юрид. наук, доц. кафедры теории государства и права и конституционного права Оренбургского государственного университета,

РФ, г. Оренбург

Аннотация: Недавняя заинтересованность в проблемах правового государства указывает на воссоздание российской интеллектуальной и правовой традиции конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, для которой существует тенденция утверждать правовые принципы в обществе, «связывать» государство  с правовыми нормами. Разница между западной юриспруденцией, которая теперь имеет в своем арсенале целый комплекс различных теорий правового государства, до недавнего времени советская правовая наука анализировала концепцию правового государства, которая является выдающейся в истории политических и правовых учений. Разрыв с этой традицией стал одной из причин отрицательных политических, правовых и социальных явлений в нашем обществе, негативно отразившихся на состоянии современной правовой науки.

Ключевые слова: правовое государство, закон, власть, общество, русские юристы.

 

Идея гуманизма,  господство закона и права, сохранение и установление свободы, являются предпосылками теории правого государства. Они были отмечены еще во времена Древнего мира, в таких странах, как Рим, Древняя Греция, Китай и в других странах. Появлением идеи правового государства считается начало XIX в.  

В то время государство со своей публичной властью, которая базировалась на законе, являлось как бы прообразом правового государства. Многие ученые древности пытались раскрыть связь между государственной властью и правом, благодаря которым обеспечивалось бы эффективное функционирование общества. Ученые считали что, наиболее справедливой и рациональной формой коллективной жизни, является такая форма, при которой закону должны подчинятся не только граждане, но и власть государства. Эта власть, признающая право и, в тоже время им ограниченная, как думали образцовые мыслители, является справедливой государственностью [2,с.4].

В древнем мире образ богини справедливости Фемиды с забинтованными глазами, мечом и масштабами справедливости символически представлял собой справедливую и разумную организацию государственной власти. Ее образ выражен, одинаково равный для всего правопорядка, то есть единство власти и права.

Эти данные могут быть включены непосредственно в их исконную форму в систему принципов и идей, которые формируют концепцию правового государства в настоящее время. Но это невозможно, потому что не всегда они поддавались жесткой логике, точности и последовательности.

Такие гуманистические мотивы через некоторое время были переданы соответствующим государственно-правовым взглядам. По их словам, право и закон торжествуют над злом.

Большой вклад для развития теории правового государства был внесен мыслителями  XVIII - XX веков.

Современные концепции правового государства основаны на идеях европейских просветителей, которые считают, что бюрократическое государство эпохи абсолютизма будет заменено таким состоянием, основанным на идее автономной личности, обладающей неотъемлемыми правами и свободами. Впервые права и свободы человека были юридически закреплены в Конституции США и также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина Франции. С точки зрения концепции естественного права люди по договору образуют государство для защиты своих прав и свобод.

Идея правового государства тесно связана с концепцией разделения властей.

Понятие правового государства, сложилась в политико-правовой доктрине XVIII - XX вв., оно включает в себя: установление истинных гарантий прав и свобод личности; разделение на законодательную, исполнительную и судебную властей[1,с. 20] .

Политико-правовые идеи правового государства нашли отражение в трудах русских философов, где они критиковали произвол феодализма. Юристы и философы предоктябрьского периода в своих работах якобы завершили российскую концепцию правового государства. Шершевич Г.Ф. отметил следующие пути формирования и основные границы правового государства:

1) Чтобы устранить произвол, необходимо найти нормы объективного права, которые определяют границы свободы каждого человека и ограничивают определенные интересы и другие, в том числе государственную организацию, следовательно, идею господства права в управлении.

2) Если личная инициатива требует свободы, то государству достаточно ограничиться защитой субъективных прав.

3) Для того чтобы новый режим не был нарушен самими властями, необходимо строго определить полномочия этих органов, отделить законодательную ветвь от исполнительной власти, утвердить независимость судебной власти и разрешить выборные общественные элементы

Представители науки об административном праве уделяли пристальное внимание историческим условиям формирования правового государства, но их вряд ли можно обвинить в национальных и правовых ограничениях. Они полагались на изучение истории формирования государственных институтов стран Западной Европы, Америки, что позволило сделать идеальные теоретические обобщения. Достоинство юристов заключается в том, что они предлагали конкретные административные и правовые механизмы для преобразования политических и правовых институтов России в требования правового государства. Предложенные модели состояния «господства права » отличались своей целостностью и спецификой [3,с. 5].

Свойственно, что правовое государство не рассматривалось русскими юристами как конечный этап формирования государства: на смену правовому государству, по их мнению, должно прийти «культурно-правомерное государство». Они считали что, условия экономической жизни, концентрирование капитала и производства,  не дадут государству ограничиться охраной права, а потребуют от него участия в социальной жизни, прежде всего в интересах «экономически слабосильных классов». Таким образом, правовое государство сменяется «культурным государством». Так, идеалом является не «минимальное государство» либерального типа, а завершение властно-распорядительных функций в культурном государстве, которое должно сопровождаться созданием социально-экономических условий для развития самодеятельности граждан.

Идея правового государства присутствовала в исследованиях русских юристов независимо от употребления соответствующей терминологии. В то же время они спорно оценивали результаты разработки этой теории.

Невзирая на критику, идеалы правовой государственности продолжали вдохновлять не только ученых-юристов, но и всю мыслящую интеллигенцию. Особенность понимания русским обществом этих идеалов отмечал в 1916 г. Н. Полянский: «Мы почти не преувеличиваем, заявляя, что стремление к осуществлению правового государства испытывает российское общество, особенно острое, острее, чем на Западе, потому что оно встречает нас больше, чем где-либо еще на Западе, препятствия к его реализации или к тому, что мы все еще молоды, еще не перестали быть импульсивными, еще не превратилась в настойчивую, но спокойную энергию» [4, с.54].

В последние годы в процессе формирования реформ в России произошли глобальные изменения в научных взглядах на государство и право. Концептуальные положения и пути формирования правового государства  приводятся в работах современных исследователей права и государства, таких как С. С. Алексеева, В. Н. Хропанюк, В. Н. Кудрявцева и др. Таким образом, В. Н. Хропанюк проводит различие между экономической, социальной и моральной основой правового государства. «Экономическая основа правового государства - это производственные отношения, основанные на многоукладности, на разных формах собственности (государственная, коллективная,  частная, акционерная, кооперативная и т. д.)  справедливая и одинаково защищенная юридически». В правовом государстве собственником  должен быть потребитель и производитель  материальных благ.  Правовой принцип государственности реализуется только при наличии свободы и независимости собственности, что обеспечивается правом.

Изучение проблем правового государства для науки административного права России неотделимо от развития ее предмета.

Обозначение недостаточности для лица защиты только внутренней и внешней безопасности, защиты личной свободы и собственности, В. Гольцев писал, что первой заслугой государства остается осуществление правосудия в отношениях между гражданами и в отношениях между правительством. Таким образом, «сохранение лучших черт правового государства, уважение человеческого мышления, неприкосновенность человеческой личности, состояние настоящего времени выполняет такие задачи, как благосостояние, которые выходят за рамки общественных объединений людей. Правовое государство меняется культурным государством ».

 

Список литературы:

  1. Теория государства и права. / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. С. 20.
  2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. С. XI-XVI.. Теория государства и права / Под ред. А.И. Денисова. М., 1980. С. 4.
  3. Общая теория права. / Отв. ред. А.С. Пиголкин. М., 1994. С.
  4. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. Т. 1. М., 1995. С. 54.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.