Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 03 августа 2017 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СЕМЬЯ КАК ОБРАЗ СПАСЕНИЯ
Сегодня все чаще слышишь «социальное воспитание», «патриотическое воспитание», «гендерное воспитание». Все эти понятия тесно и неразрывно связаны с «семейным воспитанием», которое, на наш взгляд, является важнейшим для формирования успешной личности.
Данная публикация посвящена одному из сложных вопросов нашего общества – семейному воспитанию. Сегодня семья во много отличается от семьи древнего общества: человек градирует социально. Однако нужно отметить, что практически каждая современная семья нуждается в советах, а то и в надлежащей методике воспитания своих детей. Отношение к религии неоднозначное, поэтому не многие родители связывают семейное воспитание с христианским, а семью с религией.
Со временем произошло изменение сознания как у родителей, так и у учителей. Тенденцией становится то, что родители пытаются полностью переложить ответственность за собственных детей на различные учреждения образования и воспитания. Некоторые учителя уверены, что их преподавательская деятельность заканчивается в стенах школы. Хочется напомнить, что педагогика – это наука для родителей и педагогов, и основное в данном вопросе – тесное сотрудничество обеих сторон, направленное на воспитание трудолюбивой, образованной, здоровой и духовно нравственной нации.
Время безверия и атеизма привело к тому, что в мировосприятии многих современных людей отсутствует представление о религии, о христианстве.
Нравственность каждый понимает по-своему. Например, избежать того же СПИДа детей наших учат не путем воспитания скромности, целомудрия, а совсем по-другому: жить в блуде и при этом предохраняться от беременности. К чему приведет такая нравственность?
В своих учениях Святитель Тихон Задонский подчеркивал, что современные родители приобщают своих детей к изучению иностранных языков, водят их в художественные школы, однако о христианском учении и воспитании заботятся: такие родители не дают своим детям должного воспитания «рождают их к временной жизни, и к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не тела, но души человеческие убивают своим нерадением!».
Не современные гаджеты, не красивая одежда, не материальный достаток и даже не хорошее образование не может принести счастья, духовного здоровья и благополучия. Непременные условия – братство и жертвенность. Еще издавна святые отцы учили: чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Отчего возникают разводы, разрушается семья? Оттого что каждый думает только о себе. Семья становится крепкой, когда люди отдают себя друг другу.
Прежде чем начать разговор о семейном воспитании, нужно понять, что же такое семья? У каждого из нас своё понимание этого слова.
Не может вырасти духовно богатый, чистый, благородный ребенок в бездуховной семье. Жизнь каждого из нас начинается в семье, протекает и заканчивается в семье.
Ни в одной книге Святого Писания не дается конкретного определения слову семья, но в ней есть понимание этого слова и понятия: «оставит человек мать и отца, прилетит к своей жене, и будут они одной плотью».
С семьи начинается все: зачатие и рождение ребенка, воспитание человека, формирование патриота и гражданина своей страны. Семья должна быть источником радости, люби и уважения, привязанности, заботы и добра. Это главные семейные добродетели, на которых строится любое современное общество. Это то, без чего не может существовать человек.
Семья предоставляет ребенку как само собой разумеющееся обеспечение существования и защищенность; она защищает его от страха и предоставляет поле деятельности, так что он может расти без забот.
Семья – это важный источник образования и воспитания, поскольку любовь и симпатия являются жизненным принципом семьи, воспитательным и формирующим фактором. При этом различаются функции родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек.
Молодые родители при рождении первенца или ещё до его рождения любят покупать разные пособия, книги, журналы по воспитанию своего чада. А ведь духовно-нравственные основы семьи обобщены и четко прописаны в той самой главной книге, в Библии. К сожалению, мы почти не читаем эту священную книгу, а если и читаем, то между строк, не придавая большого значения изречениям, но если мы научимся её внимательно читать, то она сможет стать для любой современной семей самым лучшим пособием по воспитанию ребёнка.
В Священном Писании союз молодых людей, основанный на взаимной любви и понимании, уважения и взаимопомощи, союз женщины и мужчины определяется как «семья», «брак». В Ветхом Завете эти понятия переводятся такими словами, как «быть господином», «жить вместе», «взять жену», «возвысить женщину». Писание описывает брак, семью как физическую, социальную и духовную общность мужчины и женщины.
В Священном Писании описывается создание Богом Адама, а потом и Евы, это подчеркивает, что первые мужщина и женщина созданы Всевышним: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» [1, с. 7]. Такое отношение должен иметь каждый мужчина к своей жене во все дни их брака. Библия учит мужчину-мужа оберегать и любить жену, наслаждаться жизнью с женой, потому что – это доля, судьба данная Богом.
Важная заповедь, касающаяся роли мужа в браке, написана Апостолом Павлом в послании к Ефесянам. Он призывал мужей любить своих жен «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефесянам 5:25-33) [1, с. 1773].
Воспитание – вос-питать, то есть питать любовью детей. Любовь отца и матери к своему реденку – любовь бескорыстная, особенная, жертвенная, которая в Священном Писании сравнивается с пшеничным зерном: оно не умрет, упав в землю, но останется одно «а если умрет, то принесет много плода» [1, с. 1713]. Ясли, няня, продленки, отдельный отдых матери и отца без ребенка – все это разрушает семью. Когда ребенку говорят: «Я устала! Отстань! Не мешай! Надоели твои вопросы! Вырастешь – узнаешь», то не стоит удивляться, что он ищет ответы у кого угодно, только не у родителей.
Основой любого воспитания должен быть личный пример родителей, ведь они – это в своём роде идеал для ребёнка. Для воспитания детей важным является не насильное удержание от чего-либо, а духовная жизнь матери и отца: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» [1, с. 1561].
Каждый взрослый, умудренный жизнью, человек знает золотое правило морали: не поступай так, как ты не хотел бы, чтобы они поступили по отношению к тебе. Этому нужно учить с детства. Подтверждение мы опять же находим в Святом Писании. Вот оно, только более развёрнутое: «Благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя давай, и от взявшего твоё не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» [1, с. 1506].
«Кто любит своего сына, тот его и наказывает». Это предложение, записанное в Книге Притч, содержит фундаментальный принцип воспитания. Наказание необходимо, оно является неотрывной частью воспитания. В Священном Писании даются советы отцу и матери по поводу наказания своих детей. Подчеркивается, что наказание делает человека лучшим, более порядочным. Дети, которых не наказывают за непослушание, не питают уважения к какому-либо авторитету (к родителям). В Библейской Книге Притчей Соломоновых написано: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» [1, с. 881]. Конечно же, любое наказание и для ребенка и для родителей «кажется не радостью, а печалью» (Евреям 12:11) [1, c. 1818], но все мы знаем, что со временем, после осмысления приходит момент понимания и раскаяния.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был хорошим, вырос счастливым, обладал духовным и физическим совершенством. Однако в жизни не всегда так получается. Практика показывает, что чаще всего мать и отец сами не знают и не понимаю, что хотят от чадо, и не понимают, как воспитать ребенка. Помнить нужно, что сами родители являются примером для ребенка, а христианское религиозное воспитание – это главные принципы.
В результате можно сделать вывод, что родственные узы, семья – это первичная форма развития общества. Религия и семья находятся в тесной связи между собой, поэтому семья является первым носителем религии. Для воспитания ребёнка родителям нужно одно – просто любить своё дитя. Безгранично и жертвенно любить, не смотря ни на что. Библия не заставит вас любить своего ребёнка, но любящим родителям она поможет в любых вопросах воспитания. Воспитание и Евангелие, в сущности, одна и та же вещь. Только в то время как первое из них – это орудие, которое действует, когда человек живет среди других, то второе – это сама жизнь, воплощающаяся каждый день.
Список литературы:
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в русском переводе с приложениями. – Из-во «Жизнь с Богом», 1973. - 2357 с.
дипломов
Оставить комментарий