Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Васильева А.В. «СТРАНА ОЗ». ЭСТЕТИКА АБСУРДА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(33). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(33).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«СТРАНА ОЗ». ЭСТЕТИКА АБСУРДА

Васильева Алиса Викторовна

магистрант 2 курса, институт филологии, иностранных языков и медиакоммункации ИГУ,

РФ,  г. Иркутск

В декабре 2015 году на широкий экран России вышел фильм Василия Сигарева «Страна ОЗ». В июне 2015 года он был удостоен приза за лучший сценарий на фестивале «Кинотавр». Кинолента относится к жанру черной комедии. Автор сценария Василий Сигарев в одном из интервью определяет его как «трэш-комедия, притом романтическая». [3]

Сюжет фильма классический. В основе повествования лежит формула «фильма-дороги». Главная героиня - Ленка Шабадинова (в исполнении Яны Трояновой) под Новый год приезжает из поселка Малая Ляля  на заработки в большой город (Екатеринбург). Она направляется к киоску на улице Торфорезов, где должна приступить к смене, но по пути попадает в разные нелепые истории. Фильм состоит из серии коротких новелл с участием Ленки и жителей города. Несмотря на то, что в произведении отсутствует ярко выраженный конфликт, тип сюжета можно определить как «последовательное испытание социумом», в котором  «кто-то приходит со стороны и испытывает мир героев». [2] Протагониста олицетворяет главная героиня – Ленка. Антагонист воплощен совокупностью лиц, которых она встречает на своем пути. По словам И.М. Болотян, «этот тип конфликта характеризуется рассогласованием языковых норм, периферийным положением культурного обращения, когда язык демонстрирует исключительно тотальное отчуждение одного героя от другого». [2].

По словам режиссера, фильм является пародией на новогодние фильмы, в частности «Елки». В «Стране ОЗ» автор обыгрывает идею новогодней сказки. Об этом говорит и название фильма – «Страна ОЗ», в котором есть отсылка к названию чудесной страны из сказки о волшебнике изумрудного города. Образ Ленки перекликается с образом сказочной героини Элли с маленькой собачкой Тотошкой, идущих по дороге к назначенному пункту и встречающих на своем пути разных героев, нуждающихся в помощи. Среди них в кино оказывается водитель-наркоман, который под воздействием опьянения не может определить, где правая рука, а где левая;  не в меру трезвый Роман, который ищет себе компанию, чтобы встретить Новый год; бард, соблазняющий героиню, в то время как его жена, дочь и теща уехали из дома. На то, что «Страна ОЗ» является пародией, указывают и разные отсылки к сюжетам известных сказок, встречающиеся в фильме и тексте сценария.  В киноленте фигурируют образы Деда Мороза, снегурочки, «чудовище горбоносое», «медвежата», «Бастинда». Все они встречаются главной героине случайно при нелепых обстоятельствах. Так, Дед Мороз выходит из больницы в бахилах и садится в попутную машину; две снегурочки-«проститутки» в камере смеются над Ленкой;  в злую колдунью Бастинду превращается Дюк после новогодней ночи в киоске. А трое мужчин, в квартиру которых Ленка попадает, спускаясь с балкона этажом выше, в тексте сценария именуются «медвежатами», что является отсылкой к русской народной сказке «Маша и три медведя». Но если в сказке девочке удается уйти от медведей невредимой, то в фильме главная героиня получает фингал под глазом.

В одном из интервью Сигарев сообщает, что одним из предложенных названий фильма было «Колобок». [8] Развитие сюжета фильма действительно напоминает сказку о колобке – персонаже, который сбежал от старика и старухи и был съеден лисой. Ленка также уходит из дома (в тексте сценария Любка, она же теть Люб, баба и ма) и переживает ряд неблагоприятных встреч, а в конце попадает в больницу с простреленной головой. Показывая абсурдность ситуаций, бессознательность поведения героев, автор стремится передать атмосферу праздника – всеобщего новогоднего безумия. Время действия сжато до одних суток, что еще больше создает ощущение тотального помешательства. По словам автора «только в Новый год возможна такая концентрация безумия». [4] В данном случае, название фильма можно понять иначе. «ОЗ» как «ноль-три» - номер телефона скорой помощи.

В фильме показаны утрированные собирательные образы персонажей. В сценарии у многих из них нет имен: водитель, мужчина, бард, женщина, фифа, медвежата. Герои и язык примитивны. В фильме использовано большое количество нецензурной лексики. У главных героев меньше реплик, чем у второстепенных. Главная героиня обычная наивная провинциалка. Она не знает, о чем говорить, что спрашивать, что отвечать («А у меня сестра копчик сломала»), оттого часто попадает в нелепые ситуации. В тексте реплик скрыто много каламбуров. Кличка собаки Дюди превращается в репликах героини в «Тютю». Говорящее название фейерверков «Хиросима» перефразируется в «Керосина». Герои не понимают друг друга. Так, например, на вопрос барда о социальных сетях: «Вы где есть?» - Ленка отвечает: «Здесь» [6]. Нарушено взаимопонимание между героями, что усиливает комический эффект.

Экранный рассказ построен динамично. Кадр выстраивается не только по горизонтали, но и по вертикали. Героиня совершает подъемы и спуски. Поднимается на ледяную горку, съезжает вниз, поднимается вверх на лифте, спускается с балкона, падает с табуретки, ложится на землю и др.

Сигарев уделяет повышенное внимание к вербальной стороне и к структуре сценария. В фильме две сюжетные линии: сцены приключений главной героини сменяются сценами в киоске, где Дюк и Андрей (играет Андрей Ильенков – соавтор сценария) встречают Новый год. Эти две линии синхронно взаимосвязаны и построены на антонимическом монтажном столкновении кадров (к примеру, вслед за кадром, когда Роман устраивает грандиозный фейерверк во дворе, следует кадр, в котором Андрей запускает одну маленькую ракету).

Драматургия фильма крещендирующая. Повествование подчинено линеарному принципу. События нанизываются на сюжетную ось последовательно. Конфликт постепенно расширяется. Композиционно картину можно разделить на шесть основных частей: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка (см. табл.1)

Таблица 1.

Композиция фильма «Страна ОЗ»

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

(2 мин.)

(4 мин.)

(50 мин.)

(25 мин.)

(5 мин.)

(4 мин.)

Ирка в гостях у грека

Сестра копчик сломала

Часть А

 

 

Часть В

 

 

Сцена с участием Ленки и Романа  на балконе. Ранение в голову.

Ленка в больнице.

 

 

Экспозиционная часть представляет время и место действия: канун Нового года, лестничная площадка «хрущевки». «Ирка в глазке с коробкой хоккея. Непрерывно жмет на кнопку звонка». [6] Дверь открывает «крупный длинноволосый мужик с греческим носом», кружит ее в танце и роняет с балкона. Далее следует завязка конфликта: Ирка вместе с Ленкой идут разбираться с греком. В ответ тот снова скидывает Ирку с балкона. С момента подключения Ленки развитие действия отчетливо ведется по принципу нарастания экспрессии (фабульной, пластической) и постепенно подводит к кульминации и развязке.

Основная часть фильма делится на две части, каждая из которых состоит из отдельных эпизодов.  Первая часть А (протяженность около 50 мин.) решена как последовательное изложение шести эпизодов (по месту события): 1) машина с водителем-наркоманом, в которую садится Ленка и попадает в аварию; 2) трасса: Ленке предлагает помощь водитель проезжающей мимо машины, который оказывается мэром города (играет Евгений Ройзман); 3) ледяной городок, где Ленка катается с горки и знакомится с Романом; 4) двор, где Ленка и Роман запускают фейерверки; 5) у основания памятника Ленина, где Ленка встречает барда; 6) квартира барда.

Во второй части В (протяженность около 25 мин.) так же можно выделить четыре крупных эпизода (по месту события): 1) квартира этажом ниже, куда спускается Ленка по балконам и, где получает в глаз; 2) двор: появление мальчика, у которого Ленка просит телефон, после чего ее задерживают сотрудники полиции; 3) камера полицейского участка: конфликт с двумя снегурочками; 4)такси, в котором едут Ленка и Роман.

Кульминация представлена заключительной сценой на балконе, где происходит несчастный случай. Развязкой является сцена в больнице.

Между частями композиции проведена отчетливая граница в виде пластического рефрена – балкона, с которого падают или спускаются главные герои. Впервые образ балкона появляется на 3-й минуте фильма и связан с падением Ирки. Следующий раз (6-я минута) балкон не показан в кадре, видна только выпавшая Ирка, лежащая на снегу. В третий раз (53-я минута) балкон отмечает конец первой части А и начало второй Б, разделенных сценой перехода Ленки с одного балкона на другой. В последний раз (83-я минута) балкон служит местом действия, где происходит разговор между Романом и Ленкой.

Образ балкона в фильме - это не только граница, но и своеобразный символ («место не снаружи и не внутри»). В основе его понимания лежит идея двойственности. Она проявляется в одновременном чередовании двух параллельных сюжетных линий, что семантически закрепляет два ракурса видимости. С одной стороны, созерцательный взгляд на человеческий мир извне (сюжетная линия Ленки). С другой – постижение мира изнутри (эпизоды в киоске). Обе части отчетливо разнятся по визуально-пластической, звуковой, темпоритмической природе. Главная героиня пребывает в мире и открыто сталкивается с ним. Дюк и Андрей смотрят на мир сквозь маленькое окно киоска. Эти два разных взгляда на жизнь все время противопоставляются и сталкиваются. В конце есть сцена, где после того, как киоск сгорел, Андрей идет по улице и скорость его движения не совпадает со скоростью перемещения дальнего плана. Кадры с медленно движущимся Андреем как бы накладываются на панораму улицы. Движение прерывается внезапным видением выплывающего из-за угла корабля с Ленкой Шабадиновой на борту. Она спрашивает Андрея, где находится улица Торфорезов. Ошеломленный тот не может ничего ответить. Разница взглядов в кадре отмечена разными точками зрения. Андрей смотрит на Ленку снизу вверх, а Ленка сверху вниз. Этот эпизод является в тексте сценария лирическим отступлением, язык которого показан на контрасте с основным текстом. Стилистика его напоминает язык классических приключенческих романов.

В фильме ощущается отсутствие автора и героя. Главные герои ленты представляют собой опустошенные формы, все действующие лица являются ярко выраженными стереотипами. В фильме наблюдается тенденция к обесцениванию, свойственная интертекстуальной природе постмодернистского произведения. Подобное обесценивание распространяется на отношения между героями и на предметный мир. В руки героини все время попадает телефон, но она не может им воспользоваться; есть компьютер, но отсутствует интернетная связь; бутылка газировки скатывается по лестнице, разбрызгивая содержимое; разбитая машина перемещается на эвакуаторе; персонажи говорят о несуществующем виртуальном танке, который угнали; и, наконец, героиня ищет дорогу к киоску, которого нет (в конце он сгорел). Все перечисленные вещи представляют собой низкопробную продукцию массового потребления. Новогодние огни елок, бумажные стаканчики с шампанским, однотипные дома и микрорайоны, работа по графику, машины, ноутбуки, телефоны представляют собой стандартный набор современного представителя общества потребления. Все это появляется в экранном пространстве под аккомпанемент популярных музыкальных хитов. За кадром звучит песня Александра Серова «Я люблю тебя до слез» (в заключительном эпизоде на балконе), песня Юрия Визбора «Милая моя»  (в эпизоде с бардом), а также гимн России. Почти вся музыка, использованная в фильме, неоригинальная, кроме песни Гоши Куценко «Светлый дым», предложенной им на съемочной площадке. Она является ключевой лирической темой киноленты.

В «Стране ОЗ» вещи не используются по назначению, путь героини лишен конечной цели, слова не имеют значения, ситуации и поступки противоречат здравому смыслу. Это тотальное обесценивание всего указывает на то, что фильм является сатирой на современное общество потребления.

 

Список литературы:

  1. Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н.А. Агафонова. — Минск: Тесей, 2008. — 392 с.
  2. Болотян И.М. Жанровые искания в русской драматургии конца XX - начала XXI века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Москва, 2008. - 29 с.
  3. Василий Сигарев: «Кто читает морали – у того проблемы» [Электронный ресурс]. URL:   http://chernozem.news/sigarev
  4. Василий Сигарев: «Только в Новый год возможна такая концентрация безумия». 01.12.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sobaka.ru/irk/city/cinema/42032
  5. Василий Сигарев: «Настал момент смеяться над зоопарком, в котором нам случилось жить». 25.05.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php?ID=179987
  6. Василий Сигарев, Андрей Ильенков. Сценарий фильма «Страна ОЗ» [Электронный ресурс]. URL: http://vsigarev.ru/news/?p=910
  7. Интервью с Василием Сигаревым о фильме «Страна ОЗ». 26.05.2015. URL: http://www.filmz.ru/pub/2/29641_1.htm
  8. Разведопрос: режиссёр «Страны ОЗ» Василий Сигарев. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6OxEbKlewRY
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.