Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2017 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Воронцова К.А. ЦВЕТ В АХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЦВЕТ В АХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ

Воронцова Ксения Алексеевна

студент, кафедра архитектуры, института строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Шенцова Ольга Михайловна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., кафедра архитектуры, институт строительства, архитектуры и искусства, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

 РФ, г. Магнитогорск

Сегодня в век урбанизации и технического прогресса не перестают существовать факторы, негативно влияющие на архитектуру и градостроительство. В архитектурной среде наблюдается дисгармония, отсутствие сомасштабности и колористическая беспорядочность. Вследствие чего наблюдается разрушение единства и  целостности городской среды, появляется ее дробность.

Во многих науках имеются разделы, посвященные цвету в городской среде. Развивается психология цвета.

Актуальность. Анализ исследований по проблеме цвета в городской среде показал, что сегодня  нет единого комплексного взгляда на данную проблему.

Необходимо уделять особое внимание вопросу цветовой колористики при проектировании архитектурного объекта, ведь именно методы и средства колористики способствуют четкому и скоординированному проектированию городской среды" [1].

Как утверждают шведские исследователи: «Большинство людей считает, что цвет заставляет нас испытывать чувство радости. Если это справедливо, то логично и обратное утверждение: когда мы счастливы, мы все видим в цвете, мы хотим расцветить мир. Противоположность цвету — его потеря, серость, ассоциирующиеся в большинстве языков со скукой и печалью» [5].

Цель работы – раскрыть актуальность проблемы цветовой организации среды города. Рассмотреть роль и функции цвета в пространстве города.

Архитектура играет важную роль в жизни человечества, организовывая наше жизненное пространство. Городская среда – это совокупность природы и созданных человеком определенных условий жизни: природных, социальных, экономических и техногенных. Сегодня на решение вопросов организации эстетичной и комфортной визуальной среды города, на восприятие городской среды зрителем направлено внимание архитекторов и архитекторов-дизайнеров. Они активно решают проблемы пространственной среды, которая непосредственно включает цветовую и световую составляющие, композицию архитектурных объектов и форм, ландшафтный дизайн, рекламное и торговое оборудование (банеры, витрины), автотранспорт и другое [4].

Проведение цветового анализа городской среды необходимо для того чтобы проектировать новые современные архитектурные объекты, сохранять историческое наследие (реконструкция и реставрация исторических объектов), определять цветокомпозиционную схему определенного города, составлять цветовые паспорта отдельных зданий, выделять отдельные архитектурные детали, расставлять цветовые акценты в городской среде.

При проектировании новых объектов городской среды необходимо учитывать следующие факторы: природные условия и территориальное местоположение города, климат; народные, региональные, местные традиции; функциональное назначение объекта; общий колорит местности; преобладающие цвета окружающей среды, которая динамична и периодически меняется; вкусы и материальные возможности населения города; световая среда района и или города; характер архитектурных форм и тектоника здания; развитие культуры населения; развитие технического прогресса. Именно эти условия обеспечивают создание в каждом городе неповторимой колористики.

Существуют еще сопутствующие условия, которые влияют на восприятие колорита городского пространства: масштабные направления, в которых рассматривается цвет в городской среде: район или город, улица или площадь, отдельное здание, деталь; видовые точки визуального  восприятия: вид сбоку, с фронта, сверху, снизу; наличие освещения (естественного и искусственного), падающие тени от окружающих объектов.

Так же на определение цвета объектов архитектурной среды влияет архитектурный стиль района, для которого характерна определенная цветовая гамма. Например, для русского стиля 12-15 веков характерен белый цвет, для русской архитектуры 17 века характерно сочетание красно-кирпичного и белокаменного оттенков с включением полихромных керамических фризов (майолика) и фресок. Для русского барокко 18 века типичны кобальтово-голубой и фисташковый цвета с наличием белых, позолоченных, бронзовых деталей, а в классицизме 19 века преобладают сочетания  желтого с белым и серого с белым цветов.

При реставрации и реконструкции исторических центров  ставится задача восстановления оригинальной цветовой гаммы.

Для создания единой цветовой концепции городского пространства необходимо: найти исторические корни городской архитектуры и провести химический анализ красочных слоев; выявить ведущий  цвет в контексте поздней застройки; анализ цвета на этапе проектирования; соблюдение проектной концепции при реализации проекта не смотря на возникающие субъективные причины (наличие покрасочных материалов на складе).

Соблюдение данных правил несомненно приведет городскую архитектуру к использованию полихромной палитры в городской среде и композиционной целостности городского пространства.

Обозначим основные принципы в построении комплексной системы цветовой среды города:

1) функциональное зонирование города, назначение объектов;

2) выделение цветом акцентов и ориентиров в отдельном районе, в городе в целом;

3) соответствие архитектурному стилю сооружения, района, города;

4) создание динамичных, меняющихся со временем (реклама, витрины, вывески) и постоянных, неменяющихся цветов городской среды;

5) повышение информационной составляющей среды;

6) влияние географического местоположения на цветовой колорит различных районов и города в целом.

Придерживаясь данных принципов можно получить следующий результат:

1) визуально эстетическую комфортную среду;

2) богатую неограниченную цветовую палитру при проектировании этой среды;

3) динамическую, меняющуюся со временем структуру цветовой среды;

4) запоминающийся индивидуальный цветовой облик города.

Обозначим некоторые приемы создания эстетической и комфортной колористической среды города.

— Единство и целостность городской улицы можно подчеркнуть более светлыми и нюансными тонами.

— Улица будет казаться длиннее и выразительнее если в горизонтальное членение фасадов объектов, граничащих с улицей ввести цвет тротуаров.

— Здания будут казаться выше, если вводить контрастный цвет в вертикальное членение фасадов этих зданий.

— Направлением цветового членения также можно подчеркнуть направления транспортных узлов, перекрестков.

— Более контрастным цветом по отношению к фоновой архитектуре можно выделить исторические памятники

Подводя итоги можно сказать, что для создания художественного образа города необходимо создание цветовой композиционной системы. Цветовой колорит городского пространства может служить характерной особенностью отдельно взятого города и являться его визитной карточкой. Житель определенного города будет чувствовать себя комфортнее, если цветовая среда города организована с учетом условий и принципов обозначенных в данной статье.

 

Список литературы:

  1. Герцман Е.А., Саньков П.Н. Цвеовая гармония города как проблема градостроительства (на примере центра города Днепропетровска) // VIII Международнаястуденческая электронная конференция "Студенческий научный форум"-2016 [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1398/20368 (дата обращения 22.11.2017)
  2. Ефимов, А.В. Колористика города/А.В. Ефимов. -М, 1990.
  3. Краснова Т.В., Карпенко С.С. Проектирование в дизайне и архитектуре средствами ассоциаций //Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-8. С. 1125-1130.
  4. Месенева Н.В., Милова Н.П. Оценка дизайна визуальной среды города Владивостока//Фундаментальные исследования [Электронный ресурс] URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41549 (дата обращения 25.11.2017)
  5. Методика проектирования колористики города//Викикак - совместное решение вопросов [Электронный ресурс] URL: http://life-prog.ru/1_809_metodika-proektirovaniya-koloristiki-goroda.html (дата обращения 26.11.17)
  6. Усатая Т.В., Шенцова О.М. Основы проектирования архитектурной среды. Магнитогорск, 2008.
  7. Шенцова, О.М. Основы цветоведения. Живопись и архитектурная колористика учебное пособие по направлению 630100 "Архитектура" /О. М. Шенцова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Магнитогор. гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова. - Магнитогорск, 2005.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий