Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Умбитбаева С.А., Сетко И.А. ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Умбитбаева Сауле Амержановна

студент, кафедра философии ОрГМУ,

РФ, г.Оренбург

Сетко Илья Андреевич

студент 2-го курса лечебного факультета ОрГМУ

РФ, г.Оренбург

Вялых Владимир Владимирович

научный руководитель,

канд. полит. наук, заведующий кафедрой философии ОрГМУ,

РФ, г.Оренбург

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются причины, по которым социальное бытие индивида часто обусловлено желанием испытывать экстремальные ощущения. Экстремальность будет рассмотрена как социо-культурный феномен с позиции диалектики в  связи с тем, что она обладает внутренне противоречивой природой. С одной стороны, индивид преодолевает себя через состояние экстремальности, с другой стороны, экстремальность зачастую означает экзистенциальное, пограничное состояние между жизнью и смертью. Таким образом, индивид, чье бытие детерминирует потребность экстремальностью, фактически отрицает инстинкт самосохранения, являющийся одним из базовых для человеческой природы. 

Ключевые слова: экстрим, адреналин, человек, философия, медицина, аутоагрессия, трансценде́нция.

 

Актуальность данной темы состоит в том, что одним из качеств, присущих бытию индивида, является стремление выйти за пределы собственных возможностей: физических, интеллектуальных и так далее. Способы  этой самоактуализации подчас принимают экстремальные формы, что находит свое отражение в увеличении числа сторонников экстермальных видов спорта или туризма.  Слово «экстрим» взято из английского языка «extreme» и дословно переводится как «крайний», «ограниченный». Обычно экстремальными называют поступки, связанные с угрозой для человеческой жизни. Однако анализ экстремальности с позиции философии предполагает диалектический подход, основанный на анализе противоречий данного феномена. С одной стороны, экстремальность предполагает зависимость индивида от получения предельно острых ощущений, выступающих источником положительных эмоций. С другой стороны,  экстремальность можно считать проявлением «аутоагрессии», то есть стремлением индивида причинить ущерб самому себе – как в физическом, так и в психическом плане.

Мы понимаем экстремальность как онтическое свойство индивида, обусловленное социальной средой и особенностями психики и проявляющееся в стремлении к самотрансценденции через преодоление границ своих физических и интеллектуальных возможностей.  Внутренняя противоречивость феномена этого феномена предполагает различные подходы к его изучению в сфере гуманитарных наук. Условно мы разделим подходы к анализу экстремальности на три группы: психологический, философский и культурологический. С позиции первого – психологического – подхода стремление индивида к переживанию экстремальности может быть одной из форм преодоления комплекса неполноценности. Автор данного понятия – психолог А. Адлер – подразумевал не только физическую, но так же и культурные, экономические и политические формы неполноценности[1, с.67].  Для их преодоления индивид выбирает крайне широкий диапазон средств: от самореализации в науке и искусстве до политики, военного дела, путешествий и т.д. Однако  экстремальный характер самопреодоления  индивида может быть связан не только с преодолением комплекса неполноценности, но и патологической тягой к смерти. Для подтверждения этого тезиса можно привести в пример теорию другого известного психолога и психоаналитика З. Фрейда. Он считал, что социальное поведение индивида обусловлено двумя базовыми стремлениями: стремлением к наслаждению (Эрос) и к смерти (Танатос). Зависимость индивида от экстремальности может в одинаковой степени считаться проявлениям как неконтролируемого стремления к удовольствиям, так и жажды смерти.

Но если представители психологии во многом воспринимали тягу к экстремальности как негативное проявление человеческой натуры, то отдельные представители философии выделяли в этом стремлении положительный момент. Так немецкий философ М. Хайдеггер считал, что   осознание человеком своей смертности, а иногда и стремление к ней является неотъемлемой частью его природы. В книге «Философия техники» Хайдеггер так же утверждал, что технический прогресс дает человеку массу возможностей для удовлетворения стремление к самотрансценденции, выходу за границы своего природного начала[4.,с.67]. Происходящее, как следствие, попадание индивида в пограничную ситуацию между жизнью и смертью заставляет его переосмыслить прожитое, переоценить свою жизнь, осознав ее смысл.

При анализе экстремальности как культурного феномена заслуживает внимания теория «играющего человека» Й. Хейзинга.  В своей книге «Homo ludens. Человек играющий» голландский философ анализирует роль игрового элемента в развитии современной культуры[5,с. 23]. Восприятие индивидом многих событий и явлений окружающей реальности в контексте феномена игры снижает уровень ответственности при совершении каких-либо действий, стимулирует стремление привнести игровой контекст в максимально возможное число аспектов своей жизнедеятельности. Даже ситуация смертельной опасности, в которую попадает индивид, занимающийся какими-либо экстремальными видами спорта, воспринимается не как потенциальная угроза жизни, но как игровая ситуация, которую можно пережить при условии соблюдения определенных правил.

В современном научном дискурсе экстремальность рассматривается в рамках двух теорий: теория адреналиновой зависимости и теория саморазвития. Суть адреналиновой зависимости заключается в следующем: при небольших стрессах происходит мобилизация защитных сил организма[2.,с.89]. После выброса гормонов страха, организм в качестве вознаграждения даёт дозу гормонов, пробуждающих эйфорию. В зависимости от индивидуальных особенностей определенного человека может формироваться адреналиновая зависимость. Этим и объясняется потребность в экстремальности,  которая из склонности характера превращается в онтическое свойство индивида. Последствием этого является то, что  угрозу в реальной жизни, иногда сами создают различные критические  обстановки.

 Теория саморазвития подразумевает существование 3-х эффектов экстремальной реальности. Первый из них - овладение новыми социальными ролями - помогает сделать личность человека более стабилизированной. Каждая новая социальная роль является вспомогательной «ножкой» опоры для самосознания человека, возможностью эксплуатации новых поведенческих стратегий, возможностью не потерять себя, если будет утеряна важная социальная ипостась[3., с. 123]. Понятно, что ограниченность и конкретность спектра характерных социальных ролей предрешает познание человеком лишь немногих сторон той реальности, в которой он обитает. Экстремальные условия всегда выступают фактором, заставляющим личность овладеть новой социальной ролью, а смена ролей означает преодоление личностного эгоцентризма, способ посмотреть на себя со стороны, из других требований и норм бытия, тем самым переосмыслить свое отношение к себе и окружающему, освоить новую степень реальности.

Второй эффект - преодоление привычных стереотипов поведения. Быт и основную деятельность можно уподоблять цепочке стереотипов, среди которых личность все в меньшей степени имеет шансов показать себя. В будничной жизнедеятельности, имеющиеся потенциальные возможности не всегда осуществляются: человек в жизни и профессиональной деятельности практически не выходит за рамки освоенных алгоритмов[2., с. 59]. А в психологии давно установлен тот факт, что, только осваивая новые формы деятельности, новые формы активности, личность эволюционирует; постигнутые виды деятельности практически не способны совершенствовать ее. 

Третий эффект связан с процессом смыслопорождения. Выходом из критических жизненных обстоятельств, вроде стресса, фрустрации, конфликта и кризиса является совершенно особая деятельность - деятельность переживания, в ходе которой совершается новый приемлемый для личности смысл жизни. Личностью выполняется внутренняя работа по раскрытию смысла жизни и смысла собственного присутствия на земле, расстановке ценностей, выбора модели поведения. Улучшая, уточняя и конкретизируя собственные смысловые уровни, личность развивается.

Таким образом, сегодняшнее стремление  к экстриму отражает важную социальную тенденцию: развивающаяся личность вынуждена искать способы интенсификации познания мира, поиска себя в этом мире, укрепления личностной устойчивости. Экстремальность в современном обществе становится одной из форм самотрансценденции, связанной с преодолением предела своих физических, психических и интеллектуальных возможностей. Это позволяет воспринимать современного человека не только как homo sapiens, но и как a homo transcendens - человек превосходящий, выходящий за пределы[3.,с 57]. И, несмотря на разницу подходов к феномену экстремальности, можно утверждать, что выход человека за пределы своих возможностей является одним из смыслов его бытия как биологического и социального существа.

 

Список литературы:

  1. Адлер А. О нервическом характере = Über den nervösen Charakter / Под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И. В. Стефанович. — Спб.: Университетская книга, 1997. — 388 с.
  2. Тимофеев, А.И. Душа экстремала и мир экстрима (философско- антропологические аспекты спонтанной экстремальной деятельности) / А.И. Тимофеев, В.В. Кузнецова.- СПб.: Изд-во Русск. христианск. гуманитар. акад., 2014.- 261 с.
  3. Леонтьев Д.А.  Очерк психологии личности. М.,1993. -43 с.
  4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. – 453 с.
  5. Хейзинга Й. Человек играющий. М.,1997. – 416с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.