Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2018 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мызникова А.Р. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Мызникова Анастастасия Романовна

студент, Вологодский государственный университет,

РФ, г. Вологда

Дрянных Наталия Викторовна

научный руководитель,

доцент, кандидат философских наук кафедры философии ВоГУ

РФ, г. Вологда

Философия техники, как отдельное направление, существует уже довольно большой промежуток времени. Это связано с тем, что данный феномен, как область философских исследований, направлен на осмысление природы искусственного с точки зрения антропологических, аксиологических, историко-культурологических, методологических и другие проблем. Так, В. П. Кохановский утверждает, что «философия техники – направление философских исследований, в центре которого находится всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации; тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли» [1, с. 84]. В этом определении подчеркивается философско-методологический и социокультурный статус данного исследования, анализирующего технику как целостный социокультурный, динамический и противоречивый феномен.

Слово техника (от греч. – ремесло, искусство, умение) представляет собой систему «материальных инструментов, знаний и навыков, используемая для получения определенных результатов и отличающаяся антропогенным происхождением и воспроизводимостью» [2]. 

В тоже время под техникой можно подразумевать как знания, так и деятельность человека, связанную с производством искусственных предметов, как изготовление и применение орудий, инструментов и машин, с помощью которых осваиваются вещество, энергия и информация.

Одна из древнейших мировых держав, богатая философским и научно-техническим наследием является Китай, в котором появляются истоки зарождения технических и научных достижений. Так, автор книги «Это изобретено в Китае»  Мао Цзо-Бэнь утверждал, что «великому китайскому народу принадлежит множество открытий и изобретений, ценнейшим вкладом вошедших в историю мировой науки и техники. Бумага, компас, книгопечатание с подвижных досок и разборный шрифт, порох — вот четыре великих изобретения китайской древности. Но, кроме них, китайский народ добился огромных успехов в области астрономии и математики, водного хозяйства и сельскохозяйственного производства, архитектуры и медицины и еще в очень многих отраслях науки и техники»[3, с. 3]. 

В целом, можно сказать, что достижения  Древнего Китая задолго обогнали научные открытия Запада. Причиной такого явления ученые считают,   особый взгляд на природу, так как научная мысль Востока искала гармоничный синтез природы и практической деятельности людей. Поэтому высшая идея  китайской философии техническое совершенствование, которое основывалось на глубоких научных,  философских принципах и мистических знаниях. Так, еще в 1 веке до нашей эры китайцы интенсивно использовали знания по обработке и добыче  железа,  применяли технологии плавки металлов, создали технические сооружения, книгопечатание, компас, порох.

По мнению китайских мудрецов, понимание мира должно строиться на соотношении, непрерывном взаимодействии двух начал - Инь и Ян, которые упорядочили хаос и привели к разделению Вселенной на небо и землю (ян был небом, а инь — землей).  Два начала олицетворяли иррациональное, к которому относили мистику, магию, мифологию, религиозные идеи и рациональное, как взаимодействие научных и технических знаний.  Именно такое соединение и сформировало философию техники Древнего Китая, которая особенно ярко выразилась в технике текстов, в которых хранятся технические расчеты, принципы технического мышления и поведения. Так, например, в «Хунь фань» из книги «Шань Шу» рассматриваются пять элементов (металл, дерево, вода, огонь и земля), которые выступают важными в экономическом, духовном и техническом смысле ресурсами.

При этом менялся и стиль мыслительной деятельности, формировался особый тип разумности, представляющий собой технический тип рациональности, как «совокупность правил и норм поведения индивида, носящая прагматико-технически калькулятивный характер» [4, с. 50], неразрывно связанные с моральными, ценностными компонентами. 

Более того, именно особый тип технического мышления, разумности,  рациональности, как  качественной характеристики этого процесса, «представляет собой то, что отличает человека от всех других существ, выделяя его из объективного мира, а рациональность – это, прежде всего, качественная характеристика этого процесса» [5, с. 9]. Поэтому благодаря гибкости и включение в процесс мышления нравственных компонентов технические достижения Древнего Китая обретают философский смысл.

Китайских ученых интересовало не само бытие или природа, их ценность. Поэтому в основе технической деятельности используются такие нравственные принципы, как добро (шань), означающее, что все, что создано человеком,  должно быть направлено на пользу обществу, гуманность (жень), означает, что техника  не только облегчает жизнь человеку, но и   освобождает его от принуждения, взаимосвязь (шу), которое проявляется в единстве природного и искусственного.

Синьсин, как морально-нравственная категория, как  источник творческих способностей, лежащаяв основе технической деятельности людей. Высокая ступень Синьсин благоприятно влияет на способность ученых понимать технологии предыдущих поколений и видеть изменения веществ на разных уровнях. Таким образом, вселенские тайны могут открыть лишь те, у кого душа благородна. Если ученый  не имеет высокую степень Синьсин, то он не сможет понять технологии предков, создать технические объекты.

Конечно, этические категории данного периода не ориентированы на глобальные изменения окружающей природы, но они ориентируют на  ограниченность действий человека с взаимодействие с природой при создании технических объектов, ибо «высшая добродетель человека подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними.

Человек, обладающий высшей добродетелью, так же как и вода, должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбным; в своих словах должен быть искренним; в управлении страной последовательным; в делах исходить из возможностей; в делах учитывать время» [6, с. 19]. Поэтому все изобретения, которые сделали китайские мудрецы в области техники, такие как строительство ирригационных сооружений, дамб, каналов,    строительство Велико китайской стены,  храмов и гражданских зданий, должно  покоиться на идее   срединного пути, не причинения зла природе.

Таким образом, технические достижения Древнего  Китая показывают приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. Сохранившиеся материальные и философские  источники позволяют проследить процесс развития техники Китая, которая оказала большое влияние и на европейскую цивилизацию.  Более того, в основе философско-технических идей лежат морально-этические принципы, служение человеку, неспособное принести вреди природе, окружающей среде.

 

Список литературы:

  1. Кохановский, В. П. Современная философия: словарь и хрестоматия / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 544 с.
  2. Словарь философских терминов / научная редакция профессора В.Г. Кузнецова – М.: Инфра-М, 2005. – 731 с.
  3. Мао Цзо-Бэнь. Это изобретено в Китае. Москва: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1959.  –160 с.
  4. Дрянных, Н. В.   Соотношение научного и технического типов рациональности // Человек в техносреде: конвергентные технологии, глобальные сети, Интернет вещей. Сборник научных статей. Выпуск 1. / Под ред. доц. Н.А. Ястреб. – Вологда: ВоГУ, 2014. – С. 47 -52
  5. Дрянных, Н. В.   Рациональность в структуре познания и деятельности. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2005. Монография. – С. 1-105.
  6. Лао Цзы. Дао дэ цзин / Лао Цзы. – Москва: Медков С. Б., 2012, – 192 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий