Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2018 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кулиев З.З. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

Кулиев Зиятхан Закир оглы

студент юридического факультета, кафедра уголовного права, ВоГУ

РФ, г. Вологда

Дрянных Наталия Викторовна

научный руководитель,

доцент, кандидат философских наук кафедры философии ВоГУ

РФ, г. Вологда

Философия техники, как отдельное направление, существует уже довольно большой промежуток времени. Это связано с тем, что данный феномен, как область философских исследований, направлен на осмысление природы искусственного с точки зрения антропологических, аксиологических, историко-культурологических, методологических и другие проблем.

Важным условием становления технического знания в античной Греции была мыслительная и творческая свобода граждан, не ограничивающаяся религиозной догматикой. Именно творческая свобода способствовала становлению особого типа рационального постижения мира – технической рациональности, «как устойчивая совокупность правил и норм поведения индивида, носящая прогматико-технологический калькультивный характер, но неразрывно связанный с ценностями, принятыми членами данного сообщества» [4, c. 50].

Развитие философии техники проходило периоды, в основе которых лежат как пессимистические, так и оптимистические идеи. Эти две крайние позиции, возникшие еще в древности, восходят к различному пониманию роли техники в жизни человека и общества, а в современном техническом знании утверждаются позиции в виде техницизма и антитехницизма.

С одной стороны технический оптимизм (техницизм), абсолютизирует возможности техники, идеализирует ее возможности, выражая веру в безпредельную благотворность техники, ибо «без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры» [2 c, 148]. С другой стороны – технический пессимизм (антитехницизм) негативно оценивает влияние техники, считая, именно технику причиной всех бед человека. Так, Н. Бердяев утверждал, что техника овладевая духом, рационализировало его, ставит цель превратить человека в автомат, и «окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели», ибо «сначала человек зависел от природы, и зависимость эта была растительно-животной. Но вот начинается новая зависимость человека от природы, от новой природы, технически-машинная зависимость. В этом вся мучительность проблемы» [2, c. 150].

Конечно еще в древности, в частности в период античности, понятие «техника» уже имела несколько значений. В другом  определении обращается внимание на особый уровень мастерства, искусства ремесленника по творческой реализации своих способностей, их реализации в искусственной среде. Об этом утверждал еще Хрисипп, утверждающий, что разум человека технологичен по своей природе, не может не порождать технику, так как «разум – это наладчик (technites) побуждения» [5, c. 216].

Интерес к исследованию техники как к философской проблеме отчетливо проявляется уже у Платона и Аристотеля. Так, Платон, рассуждал о существовании трех скамьях. К первой он относил непосредственно образ скамьи. Ко второй созданная самим Богом, копия этой идеи (скамья, созданная ремесленником) и копия копии, то есть скамья, нарисованная живописцем. Соответственно, ремесленник (художник) не создавал вещи в творческом акте, ибо это была прерогатива Бога, а лишь отражал в материале, то есть искусственной среде, все то, что заложено природой.

Для Аристотеля техника есть живой организм, ибо «душа есть, как бы рука: как рука есть орудие орудий, так и ум – форма форм, ощущение же форма ощущаемого» [1, с. 440]. Аристотель также считал, что природа, это сама сущность вещей, она имеет начало движения всегда.

Природа другими словами, это реальность, благодаря которой можно объяснить различные изменения и движения, происходящие не по вмешательству человека, а сами собой. Природа имела сразу несколько начал, она мыслилась как живое, как сакральное, поскольку источником всех изменений, которые могли происходить своим чередом мог быть только Бог. Создание вещей в античности, разделялось на две подгруппы: с одной стороны, существовала связь со знанием или другими словами с наукой, а также с природными изменениями. Поэтому человек в большей степени стремится свести свое биологическое существование к минимуму для того, чтобы реализовать потребности путем создания нужных ему предметов [4, c. 50].

Более того, в  этот период формируется особый тип мышления – техническое мышление, представляющее собой сложный процесс, зависящий от «интеллекта, практических навыков, способностей человек» [3, c. 19].  «Являясь целостной системой, «техническое мышление, как и научное, включает такие структурные элементы как рассудок и разум» [там же].   Однако основной его чертой все же является рассудочность, что выражается в идеях не только Платона и Аристотеля. В античности встречаются фигуры философов практиков, непосредственно воплощающих в реальности технические знания. Это Герон Александрийский, Евдокс, Архит, Архимед, Гиппарх, Птолемей.

Вершиной технической мысли становится идеи Архимеда, который довольно точно и полно описал, и реализовал на практике замысел «научного ремесла», который совершил переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной «технической науки».

В доказательство своих теорий, Архимед прикрепляет к ним различные чертежи, на которых показана, как поведет тело, попавшее в жидкость. Именно к этим чертежам относится само знание, другими словами физические и математические положения. По сути дела, почти вся теория Архимеда направленна на выяснение «законов» устойчивости кораблей.

Таким образом, техническая рациональность есть сложная и динамическая система, «не просто действие по фиксированным правилам, следование которым приводит к заранее намеченной цели», а изменение самих правил. Конечно, такое представление о технической рациональности имеет глубокие исторические корни и отражается, в первую очередь в античной культуре, науке и философии.

Представлений о технике выражалось как в пессимистических, так и в оптимистических взглядах на природу техники. Уже в трудах Платона, Аристотеля, Хрисиппа, Герона Александрийского, Евдокса, Архита, Архимеда, Гиппарха, Птолемея отражается многообразие проявления технических свойств предмета, выражающегося, прежде всего, в искусстве создания нового, практического применения в реальной материи.

 

Список литературы:

  1. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1976. – 550 с.
  2. Бердяев Н. А.Человек и машина // Вопросы философии, 1989. – № – С. 147-162.
  3. Дрянных Н. В. Особенности технического типа рациональности  // Актуальные проблемы философии науки и техники : сборник научных статей / Мин-во обр. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т ; под ред. Б.В. Ковригина, Н.А. Ястреб. – Вологда: ВоГУ, 2016. – 144 с. 
  4. Дрянных Н. В. Соотношение научного и технического типов рациональности / Н. В. Дрянных. – Человек в техносреде: конвергентные технологии, глобальные сети, Интернет вещей. Сборник научных статей. Вологда, 2014. – С. 47-51.
  5. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2 издание, Москва: Мысль, 1986. – 571 с.
  6. Платон Государство. // Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Собр. соч. в 4 т. Т. 3. Москва: Мысль, 1994. С. 390-394.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.