Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2018 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ГОРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ. БОРЬБА С ЭПИДЕМИЯМИ
История всего человечества тесно связана с многочисленными эпидемиями, которые часто сопровождали его на планете в различных регионах, а число жертв сильно превышало потери во время войн. Всевозможные моры постоянно преследовали человеческий род на протяжении всего его существования. Очевидно, что ужасные условия для проживания и плохое состояние здоровья некоторых районов различных континентов, как в самых бедных, так и самых богатых странах создают наилучшие условия для проявления, становления и распространения различных опасных инфекционных заболеваний. В то же время самую большую известность получила такая эпидемия как чума, которая распространилась и дала о себе знать уже в средневековой Европе, и которая вошла в историю как «чёрная смерть».
Средневековая Европа характеризует себя крупными эпидемиями, которые оставили глубокий след в истории человечества. Эпидемий было несчетное количество, но «черная смерть» больше всего выделялась среди остальных. В результате, как утверждают историки, опираясь на летописи, церковные записи о погребениях и другие документы, твердят только об одном - большинство крупных городов опустели в связи с разрухой во всех областях хозяйственной и общественной жизни из-за массовых вспышек эпидемий. Условий для развития эпидемий в то время было большое множество: возникновение и рост городов, а также их развитие, массовые передвижения огромного количества людей, не исключены и крестовые походы.
Размеры европейских городов были достаточно невелики. Как правило, они были очень малы и тесны и насчитывали в себе лишь от одной до шести тысяч жителей. Только достаточно крупные города могли вместить в себя несколько десятков тысяч человек. Они были окружены высокими деревянными, чаще каменными стенами. Сами стены отличались наличием башней и массивных ворот, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия недругов. Со временем они становились тесными и не могли вместить в то время всех городских построек. Поэтому обычно иногда вокруг стен могли постепенно возникать местные предместья — посад, который был населен главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной и той же специальности жили обычно на одной улице. Возникали улицы — кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и так далее. Предместья иногда обносились новым кольцом стены или укреплениями. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них даже никогда не могли проникнуть лучи солнца. Уличного освещения в то время вообще не существовало. Из-за того, что значительная часть зданий была построена из дерева и они очень плотно друг к другу примыкали, часто из-за этого случались различные пожары. Всякий мелкий рогатый скот нередко пасся в самом городе, а свиньи находили себе там обильную пищу и прекрасно обустраивались там, так как всякий мусор, и остатки пищи, и нечисть домов обычно выбрасывалась прямо на улицу.
В городах вследствие антисанитарного состояния часто могли вспыхивать эпидемии, смертность от которых была очень велика. Средневековый город являлся грязным - нечистоты зачастую выливались непосредственно на улицу. По этой причине постоянными спутниками жизни таких городов могли стать эпидемии, которые уносили жизни жителей этих городов.
Эпидемии различных заразных болезней описывались как «мор». Под мором подразумевали не только саму чуму, но и такие различные заболевания как: тиф, дизентерию, оспу. Массовые эпидемические заболевания могли представлять наибольшую опасность.
Эпидемия все время влияла не только на хозяйственную жизнь людей, но и на политическую, социальную, религиозную жизни и послужила их переменам. До начала эпидемии практически все образованные жители Англии могли разговаривать на французском. Но так как многие французские учителя в Англии к тому времени умерли, английский начал постепенно доминировать над французским языком. Перемены затронули даже религиозную жизнь. Французский историк Жаклин Броссолле подчеркнул, что из-за нехватки кандидатов в священники церковь бывало стала часто набирать в свои служители невежественных и равнодушных людей. Ж. Броссолле считал, что падение важнейших образовательных и религиозных центров стал одной из причин, которые могли вызвать Реформацию. Эпидемия, естественно, оставила свой темный след и в том же искусстве, где смерть стала главной тематикой. Знаменитый всему миру «танец смерти», который представлялся скелетами и трупами, стал очень популярным символом господства и власти смерти в то время.
У людей, болеющих чумой, не было уверенности, что они доживут до следующего дня, что давало им повод забыть о всяких ограничениях в своей жизни. Мораль пришла в страшный упадок. А так как церкви не в силах были предотвратить чуму, то у людей иногда возникало чувство, что церковь их окончательно предала. Но не смотря на все это, по мнению многих историков, социальные изменения, которые последовали за эпидемиями чумы, дали толчок развитию того же индивидуализма, предпринимательства, а также помогли сделать общество более подвижным экономически и социально, что в конечном счете могло послужить, а точнее стало предпосылкой для перехода к капитализму. Массовая эпидемия побудила создать некие системы санитарного контроля. Когда эпидемия утихла, в Венеции впервые было решено очистить большинство улиц. Даже сам французский король Иоанн II Добрый так же сделал приказ произвести уборку улиц в качестве профилактики чумы. Такие меры он принял сразу же после того, как узнал о неком таинственном древнегреческом враче, по чьему совету чистили и мыли улицы, и тем самым Афины были избавлены от чумы. Так уже в средние века большинство улиц с открытой канализацией, в конце концов, были вычищены. Эпидемии чумы смогли положить также начало становлению санитарных законодательств и городских санитарий. В то время главной задачей большинства городов было не только воспрепятствовать распространению таких опасных инфекционных болезней, но и начать проводить общесанитарные мероприятия для избавлений от них навсегда.
Самая известная вспышка чумы в странах Европе была названа «черной смертью». Она, скорее всего, дала начало в Азии, а затем, вместе с крысами, которые жили на корабле, была занесена в Милан в 1348 году. А через несколько лет почти все страны Европы были охвачены эпидемией. В некоторых регионах стран умерло до 75 процентов населения, а по некоторым оценкам, эпидемия взяла с собой жизни 27 миллионов человек. Но это было далеко не единственное черное дело чумы. Джованни Боккаччо писал: «Брат отрекается от брата, дядя от племянника, сестра от брата, жена от мужа. Более того, хоть это и кажется невероятным, отцы и матери отказываются посещать своих больных детей и ведут себя так, как будто они чужие»
Неизвестная причина, которая вызывала лепру, делала людей изгоями общества (по сей день сохранилось выражение «бежать, как от прокаженных»). Прокаженные заживо закапывались в землю, сжигались на кострах, сбрасывались в ущелья, топились в реках и озерах. Так, например, в 1321 году в некой французской провинции под название Лангедок в течении одного дня было сожжено 600 человек, из которых половина болела проказой.
Центром средневековой медицины стал университет. Их прототипами явились школы, которые могли существовать в арабских халифатах. В Западной Европе университеты представляли из себя сначала объединения учащихся и учащих, которые могли частный характер. Уже В XI веке возник и университет в Салерно, который был преобразован из Салернской медицинской школы, а уже в XII-XIII вв. начинают появляться университеты в Париже, Болонье. Также многие врачи могли принадлежать к монашеским орденам.
В университетах имело место изучение некоторых античных писателей. Прежде всего изучались труды Галена. Задачей ученых было в первую очередь подтвердить правильность учений признанных в то время авторитетов в соответствующей области и комментировать их. Первая теория была выдвинута Гиппократом и предполагала, что причиной многих эпидемий может являться проникновение в организм людей определенных веществ, которых он называл миазмами и которые находились в почве или в космосе, и несомненно, в болотистых местах. Согласно этим представлениям, вдох этих миазм у людей мог привести к возникновению всяких массовых заболеваний. Эта точка зрения обосновывалась только исходя из наблюдений, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось.
Для медицины средних веков были характерны сложнейшие лекарственные прописи. А фармация была непосредственно очень тесно связана с той же алхимией. Численность частей в одном рецепте нередко доходила до нескольких десятков. Важное место среди всех лекарств занимали и противоядия: так называемый териак, который включал в себя 75 составных частей (основу которых составляло змеиное мясце), а также митридат (он же опал). Териак считался и средством против всех внутренних инфекционных болезней, в том числе и «моровых» лихорадок. Ценность всех этих средств была очень дорогой.
Для борьбы с очень распространенной в средние века «проказой» были выработаны различные специальные меры. К ним относилась изоляция «прокаженных». «Прокаженные» снабжались трещоткой, рогами, или колокольчиком для сигнализации издали, чтобы избежать контакта со здоровыми людьми. У городских ворот входящие осматривались так называемыми привратниками. Из-за распространения проказы стали появляться специальные изоляторы для этих больных – так называемые лепрозории, которые были организованы специально учреждёнными католическими церковьями для призрения всех прокажённых орденом святого Лазаря (отсюда и получилось само название - лазареты). В Западной Европе в XIII веке насчитывалось не менее 20 тысяч лепрозориев для больных, страдающих проказой. Борьба с заразными болезнями могла поспособствовать проведению некоторых общесанитарных мероприятий. Города обеспечивались чистой и доброкачественной водой, происходило создание водопровода. Вслед за больницами на Востоке стали возникать первые стационары и в Западной Европе, например, Парижский «Отель Дье» - дом Божий. Чаще всего больницы устраивались при монастырях.
За помощью к Богу люди обратились сразу после того, как над ними нависла угроза. Люди жертвовали церкви все свое имущество, веря, что Бог защитит их от чумы или, по крайней мере, даст им жизнь на небе, если те умрут. К тому времени в руках церкви скопились несметные богатства и сокровища. Многие пытались найти спасение даже в талисманах, церковных амулетах, а также изображениях Христа. Другие прибегали к магии, суевериям и различным псевдомедицинским средствам. Считалось, что уксус, всякие ароматы или другие особые микстуры будут способны уберечь их от болезни. Кровопускание стало самым излюбленным способом лечения больных. Ученые Парижского университета считали причину бедствий в расположении планет Галактики. Однако ошибочные представления и лечебные средства были не в силах остановить надвигающуюся смерть.
Стали возникать особые противоэпидемические учреждения и проводились некоторые мероприятия: стали появляться особые портовые надзиратели, которых называли «попечителями здоровья», создавались карантины. Позже стали появляться «городские врачи». Роль этих врачей заключалась в проведении противоэпидемических мероприятий. А в ряде городов были внесены специальные правила или же регламенты, целью которых было предотвратить занос и распространение всех этих заразных болезней.
Гипотеза о контагиозном распространении болезней получила развитие в трудах итальянского врача Джироламо Фракасторо (1478-1553) только в эпоху Возрождения. Он опубликовал свой труд в книге «Siphilides Libris III», где сформулировал положения о заразности больного для окружающих его людей. Заразой или же контагием Д. Фракасторо считал поражение, которое переходило от одного человека к другому. Эти взгляды Д. Фракасторо изложил и в ряде сочинений, из которых главным является опубликованное в 1546 году «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». В своих исследованиях Д. Фракасторо показал, что широко распространенная в то время болезненная форма «чумная лихорадка» представляет собой ряд различных болезней (чума, лихорадка с чечевицей, сыпной тиф и лихорадка с укольчиками), а также установил различия между lepra graecorura (известная как слоновость) и lepra araborum (известна как проказа), и показал, что широко распространенный тогда сифилис является не просто особой болезнью, а не измененной формой проказы или сапа, как тогда считалось. Д. Фракасторо разделил догадки о мельчайших невидимых началах заразных болезней, которые передаются от больного человека к здоровому, он признавал, что контагий, который является источником заразы, материален, телесен и что зараза может представлять собой невидимые, «недоступные нашим чувствам частицы», которые Д. Фракастором назывались семенами заразы. Д. Фракасторо считал, что контагии бывают нескольких видов: одни поражают только через соприкосновение, другие оставляют еще очаг и являются контагиозными через этот очаг. Некоторые же контагии распространяются не только через контакт или посредством одного лишь очага, но еще и на расстоянии. К очагам относил одежду, деревянные и другие предметы, которые сами по себе остаются неиспорченными, но которые способны сохранить первичные семена контагия и поражать при помощи последних. Из учения об «очаге», в понимании Д. Фракасторо, он сделал вывод о необходимости уничтожения зараженных больным вещей и о возможности дезинфекции их особыми лечебными порошками.
Методы медицинского оказания помощи больным, которые были на волоске от жизни из-за острого течения гнойной-воспалительных инфекций в то время являлись примитивными и очень жестокими. Раны иногда прижигались накаленным железным изделием или обрабатывали их поливая кипящей смолой или крутым кипятком.
Численность население в Европе на протяжении уже второго тысячелетия косилось эпидемиями чумы и оспы, тифа и туберкулеза, проказы и сифилиса. Но в то время сильно верующий христианин не мог никак себе позволить мыться, ибо мыться являлось грехом. Уже в XI веке папа Климент III издал такой указ, при котором было запрещено по воскресеньям не только купаться но и даже мыть лицо. Но de facto к XI веку в христианской Европе и так уже было мало кому мыться. Позднее, кроме религиозных причин, возникнут более объективные - в Западной Европе закончатся леса (на приготовление самой пищи дров уже катастрофически не хватало), и наступит похолодание («малый ледниковый период»).
Длительный период эпидемий побудил врачей к разработке более новых профилактических мероприятий. В 1374 году в Венеции впервые был применен карантин. Прокаженным нельзя было пользоваться пекарней, мельницей и даже ходить в церкви. К тому времени еще относится и появление в странах Европы первых больниц и убежищ для больных, которые болели проказой. Начиная с XVI века стали уделять больше внимания получению сведений о распространениях каких-либо определенных инфекционных заболеваний в некоторых странах. В летописях же имеются также некоторые указания на дезинфекционные мероприятия и средства в этих странах. Уже в XI веке стало необходимым изоляция больных, захоронение их на специальных кладбищах трупов умерших от болезней. С 1352 года на дороге во время различных чумных эпидемий стали разводить большие костры. Все эти указанные меры явились своеобразными предшественниками карантинов. Внутренние карантины начались применяться приблизительно в 1510-1519 годах, во время которых строго запрещалось посещение больных или отпевать умерших. Дом в случае смерти одного из жителей опечатывали, а около его дома, в котором имелись заболевшие, выставляли различные посты. В летописях имеются указания на дезинфекционные мероприятия.
Список литературы:
- Шах С. Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов / Соня Шах ; Пер. с англ. — М.: Альпина, 2017. — 358 с
- Даниэл М. Тайные тропы носителей смерти. - М. Прогресс, 1990 - 400 с.
- Казанцев А.П., Матковский В.С. Справочник по инфекционным болезням. - М.: Медицина, 2005. - 400 с
- Джироламо Фракасторо «О Контагии, контагиозных болезнях и лечении в трех книгах» под ред. К. М. Быкова (1954)
- Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В. Ю. Эпидемиология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003. — 448 с: ил.
- Черкасский Б.Л. Глобальная эпидемиология. - М.: Практическая медицина, 2008. - 447 с:ил.
- Инфекционные болезни: Учебное пособие для вузов (под ред. проф. Шуваловой Е.П.). Ростов н/Д: Феникс, 2001. 960 с.
- Макэведи К. Бубонная чума // В мире науки. 1988. № 4. С. 30–55.
дипломов
Оставить комментарий