Статья опубликована в рамках: C Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2021 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИСЛАМСКОЙ МОЗАИКИ В СИРИИ
DECORATIVE ELEMENTS OF ISLAMIC MOSAIC IN SYRIA
Rosa Oso
master's degree, Institute of International Relations, Kazan Federal University,
Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
В данной работе исследуются декоративные элементы исламской мозаики, как одного из самых известных декоративных искусств, о котором мусульмане заботились и использовали в своих сооружениях. Как религиозных, так и гражданских, таких как мечети, школы и т.д.
В исследовании представлена информация о положении и важности мозаики в исламском обществе, а также приверженность этого общества некоторым элементам мозаики, таким как: геометрические, ботанические или письменные. При этом человеческие и животные изображения были запрещены по религиозным причинам. В исследовании также упоминаются использованные мотивы, рисунки и цвета.
Подробно отображается информация о типах и формах растений, а также о типах и формах геометрических и письменных мотивов. И учитывая, что Сирия была одной из первых стран, в которых мозаика распространилась на раннем этапе, а также из-за присутствия в них первых исламских мозаик, это исследование было проведено на основе моделей исламской мозаики в Сирии.
После изучения, описания и анализа были достигнуты результаты, представленные в этом исследовании. Также в работе освещается представление художественного видения будущего в виде предлагаемых представлений, основанных на истоках исламского искусства мозаики и в сочетании с развитием искусства и декоративных элементов, а также в соответствии с современными требованиями мозаичного декора. Поэтому актуально проводить интенсивные исследования элементов исламского искусства, в особенности мозаики, чтобы развивать их в соответствии с архитектурой будущего.
ABSTRACT
This paper explores the decorative elements of Islamic mosaics as one of the most famous decorative arts that Muslims cared for and used in their structures. Both religious and civil, such as mosques, schools, etc.
The study provides information about the position and importance of mosaics in Islamic society and the commitment of this society to certain elements of mosaics, such as: geometric, botanical or written. At the same time, human and animal images were forbidden for religious reasons. The study also mentions the motifs, drawings and colors used.
Information about the types and forms of plants, as well as the types and forms of geometric and written motifs, are displayed in detail. And given that Syria was one of the first countries in which mosaics spread at an early stage, and because of the presence of the first Islamic mosaics in them, this study was based on models of Islamic mosaics in Syria.
After study, description and analysis, the results presented in this study were achieved. The work also highlights the presentation of an artistic vision of the future in the form of proposed representations based on the origins of Islamic mosaic art and combined with the development of art and decorative elements, as well as in accordance with the modern requirements of mosaic decoration. Therefore, it is relevant to conduct intensive research on the elements of Islamic art, especially mosaics, in order to develop them in accordance with the architecture of the future.
Ключевые слова: Сирия, мозаика, элементы декора, исламское искусство, вид декора, мотивы мозаичного искусства.
Keywords: Syria, mosaic, decorative elements, Islamic art, type of decoration, mosaic art motifs.
Исламское здание украшало тип украшения, который превратился в самостоятельное искусство –– мозаичное искусство, хотя многие его элементы изначально были заимствованы от предыдущих цивилизаций, общие характеристики этого искусства легко отличали его от других. Ислам принес людям особую веру, которая помогла изменить местные стили в архитектуре и декоре.
Первая из этих особенностей - сокращение изображения живых организмов, особенно людей, и это привело к исчезновению личности художника, характера, который обычно появляется при лепке человеческих статуй.
Как результат является приверженность мусульманского художника в украшении своих зданий геометрическим орнаментам и ботаническим мотивом, но эти украшения и надписи были мало заметны и слишком плоскими [1].
Орнамент в исламском искусстве - это не что-то, добавляется к произведению искусства после его завершения, чтобы украсить его несущественным образом, и не средство удовлетворения желаний людей, ищущих удовольствия. Это украшение не должно рассматриваться как простое заполнение пространства, чтобы избежать пустоты, а скорее то, что можно найти в красивых и сложных рисунках на произведениях искусства в каждом регионе и в каждую эпоху исламской истории, которые выполняют важные функции, выражающие их значение.
Одна из высших функций, выполняемых украшениями в мозаике – напоминание о единобожии через создание бесконечных мотивов, вдохновляющих на созерцание.
Внешний вид материалов меняется в зависимости от облицовки, отделки и изменения внешнего вида конструкций. В любом произведении исламского искусства украшение играет роль в глубоком структурном изменении его внешнего вида, позволяя скрыть основные формы или сводя к минимуму их влияние на наблюдателя. Это все помимо эстетической функции, присущей всем цивилизациям [2].
Исламская религия призывает нас созерцать творение Бога, чтобы думать, созерцать и ощущать величие Бога.
Исходя из этой идеи, мусульманский художник намеревался созерцать окружающую его природу со всеми ее существами: горы, реки, растения, животные, и даже самого человека, чувствуя красоту и величие и ощущая силу Бога, которая не могла сравниться ни с чем. И постарался передать всю эту крастоу в мозаичном искусстве. Все его достижения в искусстве, выражающие все эти различные чувства и идеи, и сделало исламское искусство красивым, богатым и разнообразным. Благодаря тому, что художник использовал природу, собственный разум и при этом оставался приверженцем Бога в его работах присутствовали четыре основных элемента:
1 –– элементы растений; 2 –– инженерные элементы; 3 –– элементы человека и животных; 4 –– религиозные элементы; Это основные элементы, которые мусульманский художник использовал во всех видах своего искусства, даже в рукописной фотографии [3].
Среди общих характеристик, которые характеризовали арабское исламское искусство в области украшения, являются: разнообразие в декоре, соблюдение симметрии, включение различных украшений и покрытие им каждого пространства, избегание изображений людей и животных, особенно в религиозных зданиях, и компенсация этого декоративными темами, ботаническими мотивами, инженерными и природными сценами [4].
1 –– Ботанические мотивы
Ботанические мотивы в мозаике формировались преимущественно из ветвей, листьев и цветков растений. При этом мы не можем узнать тип растения, как он существует в действительности, а, скорее, лишь обще очертания.
Художник воспользовался феноменом разнообразия, роста и ветвления растений в их различных формах, поэтому он нарисовал связанные цепочки непрерывных и ветвящихся украшений.
Среди растений, расписанных в исламском искусстве, можно узнать цветок гвоздики, роза балади, горох, пальмовые листья и виноградные листья.
Форма листьев, их края и их внутренняя стилизация были разнообразными, и художник полагался на повторение, контраст и симметрию при размещении своих декоративных элементов для сохранения единого мотива и получения целостной картины [5].
2 –– Инженерные элементы
Геометрические мотивы в мозаике приобрели огромное значение в исламской цивилизации, не имеющее аналогов в других цивилизациях. Геометрические мотивы были более распространены в Египте и Сирии. Иногда они становились основным элементом, охватывающим большие площади произведения. Геометрические формы в виде звезды распространились в Египте, Леванте в эпохе мамлюков, а также в Ираке в эпоху сельджуков, а затем распространились в Магрибе.
Несмотря на сложность геометрических мотивов, на самом деле они просты по принципам и правилам, среди которых было разделение периметра на равные части и соединение точек друг с другом для получения различных геометрических форм. Это указывает на интерес мусульман к науке о геометрии как в теоретическом, так и в практическом плане. Все произведения искусства в исламском искусстве были построены на основе геометрических линий, будь то элементы растений или животных.
Геометрические мотивы зависели от квадрата, треугольника и круга, который был основой всех геометрических мотивов. Многоугольная и ветвящаяся исламская звезда, а также различные единицы и подразделения, которые возникли вокруг нее в пространстве, все это изначально зависело от простых геометрических линий.
Знакомство мусульманского художника с геометрией очевидно, потому что геометрические мотивы зависят от точных измерений длины и углов в различных геометрических формах [6].
3 –– Изображения людей и животных
Человеческие и животные мотивы в мозаике особо много использовали в Персии и Индии, затем в Египте и Леванте в эпоху Фатимидов и Айюбидов, а затем в Андалусии. Художник использовал живые существа в качестве декоративных элементов, которые он адаптировал и модифицировал, чтобы они придавали ему пользу в своих проектах, и, несмотря на это, можно отличить тип животного или птицы, их естественность и полноту движения.
Художник постарался выразить сцены природы, а также тысячи воображаемых чудесных существ из своего воображения. Животные мотивы в изобилии использовались в украшениях из дерева, гипса, меди, ткани, хрусталя и керамики.
Эти изображения помещались в геометрические формы, например в форму звезды, и распределялись, сохраняя симметрию в форме [7].
4 –– Элементы письменности
Среди самых красивых исламских декоративных элементов надписи в мозаике использовались в декоративных формах, такие как писания Корана, хадисы, пословицы, стихи и мольбы.
Мусульманский художник преуспел в использовании письма в качестве декоративного элемента, поэтому он работал над изяществом букв и симметрией их частей, украсив их ответвления и арки ветками растений и цветами.
Это искусство также основывалось на использовании декоративной каллиграфии в больших масштабах, потому что арабская каллиграфия обладает способностью носить орнаментальный характер. Поэтому исламские здания украшены письмом насхи, цветочной каллиграфией, куфическим, ортогональным письмом в манере, соответствующей тематике геометрического и растительного декора [8].
Среди стилей написания можно отличить стиль «нусхи» نسخي)), прямоугольный стиль «куфи» كوفي)) и «завия» قائم الزاوية, стиль связанный с растительностью «уараки» ورقي)), стиль «рукаха» (رقعة) и «дивани» (الديواني).
Мусульмане осознали, что арабская каллиграфия в мозаике отличается особенностями, которые делают ее чисто декоративным элементом, не обращая внимания на письменное содержание.
Каллиграфы изобрели фразы, написанные ортогональным или пересекающимся куфическим шрифтом, чтобы они появлялись в форме животного или птицы. Письма использовались на различных предметах старины и на зданиях под потолком, чтобы соединить горизонтальные уровни с вертикальными и куполами.
У письма была своя тема, подчеркнутая интересными мотивами, стоящими за ней [9].
Список литературы:
- Аль-Утард, Надер. Искусство исламской архитектуры, Сирийские археологические ежегодники. Том 3. Сирия: Управление общих древностей, 1953. –– 77 с.
- Аль-Фаруки, Исмаил Раджи-аль-Фаруки. Атлас исламской цивилизации. Эр-Рияд: Высший институт исламской мысли, 1998. –– 539 с.
- Эль-Шаркави. Исламские мотивы и их использование в современных декоративных приложениях. Египет: Хелуанский университет, 2000. –– 23 с.
- Аль-Рихави, Абдель-Кадер. Арабско-исламская архитектура, ее характеристики и влияния в Сирии. Дамаск, 1999. –– 36 с.
- Абу Халил. Арабско-исламская цивилизация. Дамаск, 1994, –– 280 с.
- Аль-Микдад Халил. Сирийские мозаики и древние религиозные верования. Дамаск: публикации министерства культуры, 2008, –– 40 с.
- Мухаммад Суад Махер. Исламское искусство. Египет: египетское общее книжное управление, 1986. –– 216 с.
- Науфал Усама. Мифические сцены в сирийской мозаике. Дамаск: Университет Дамаска, 2010. –– 29 с.
- Balty, Janine. Mosaiques Antiques De Syrie. Bruxelles, 1977. –– 5 p.
дипломов
Оставить комментарий