Статья опубликована в рамках: CXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2022 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВОПРОС О ВОСПИТАНИИ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проблема воспитания человека на примере философских идеалов Древней Греции. Анализируются представления современной молодежи о воспитании личности.
Ключевые слова: воспитание, философия, душа, человек, добро.
Введение: Проблема воспитания души – первоосновы человечности – располагается в центре внимания всех человековедческих наук. Рассмотрение этой проблемы в философско-историческом ракурсе позволит обнаружить философско-педагогические начала построения концепций воспитания духовно-личностного опыта у современного общества в русле актуализации человеческих ценностей, установление собственных позитивных суждений и выражения гуманного отношения в действиях.
Воспитание – это не только передача накопленного опыта из поколения в поколение, это и формирование нравственных идеалов, моральных принципов, культурных традиций, формирование целостной личности и здорового общества, взращивание и сохранение ценностной парадигмы человечества.
Цель исследования: рассмотреть вопрос о воспитании человека на примере древнегреческой культуры через призму философского знания.
Материалы и методы: Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать влияние воспитания на процесс формирования личности.
2. Обозначить взаимосвязь философии и воспитания.
3. Провести анкетирование современной молодежи на предмет вопроса о воспитании личности.
В качестве методологии исследования использовались исторический и аналитический методы.
Результаты и обсуждения: уже в поэмах Гомера («Илиада» и «Одиссея») мы встречаем большой интерес к вопросам воспитания. Начинает складываться образ совершенного человека, развитого физически, нравственно, умственно. В период расцвета Эллады (VI-IV вв. до н.э.) сложились два ведущих государства-полиса: Афины и Спарта, и два образа организации воспитания. В Спарте акцент был сделан на воспитании физических качеств и силы духа человека, но и нравственные беседы никто не отменял, поскольку решающее значение имело формирование целостной личности [1]. В Афинах дети получали традиционное семейное воспитание, целью которого было физическое развитие, формирование чувства прекрасного и традиционных нравственных установок. Необходимо было сочетать физическое и духовное развитие личности.
В VI в. до н.э. в Древней Греции начинают складываться первые философские школы. Древнейшей из них была – пифагорейская, в которой уделялось много внимания организованному процессу обучения и воспитания человека. С этого момента воспитание получает философский контекст и обоснование. Демокрит соотносит воспитание ребенка с его природой, Сократ осуществляет антропологический поворот философского знания и рассматривает воспитание как процесс интеллектуального и нравственного восхождения личности, «зная добро, человек не будет творить зла». Убеждение, по мысли Сократа, выступает основным воспитательным средством. В широкий греческий кругозор входят понятия добра, справедливости, красоты, добродетели.
У Платона, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков он тоже считает истинное знание. Знание подлинного бытия, то есть того, что всегда себе тождественно и неизменно, – а таков у Платона, как мы уже знаем, мир идей, являющихся прообразами вещей чувственного мира, – должно, по замыслу философа, дать прочное основание для создания этики. А последняя рассматривается Платоном как условие возможности справедливого общества, где люди будут добродетельны, а значит, и счастливы [2].
Ученик Платона – Аристотель практически во всех своих произведениях рассматривает вопросы обучения и воспитания. Воспитание, по мысли Аристотеля, должно сочетать в себе семейный и общественный характер. Главная цель воспитания – это формирование у молодежи добродетели. Целенаправленное воспитание способствует развитию души, которая, по Аристотелю, состоит из трех компонентов: растительного (питание, размножение), животного (ощущения, чувства), разумного (мышление, познавательная деятельность). Душа – организующая форма. В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. Высшие функции возникают на основе низших, поэтому сама природа души требует единства различных сторон воспитания – физического, умственного, нравственного и эстетического. Умственное воспитание имеет первостепенное значение: его неправильность ведет к деформации души, духовному оскудению. Поэтому главная задача воспитания – развивать природу ребенка через совершенствование его разума.
Таким образом, подобно мыслям древнегреческих философов, которые рассматривали воспитание как процесс интеллектуального и нравственного восхождения личности, современная молодежь продолжает воспитывать эти стороны путем самодисциплины, самообразования и искусства.
Выводы: В результате проведенного анкетирования (приняли участие 100 человек, 18-20 лет) на вопросы о воспитании личности, мы получили следующие данные. На вопрос: «Нужно ли человеку воспитывать себя?» – 96,2% респондентов среди молодых людей ответили «да». Подавляющее большинство воспитывает себя с помощью чтения книг, просмотра фильмов, спорта и самодисциплины («пытаюсь не злиться на близких в трудных ситуациях», «отказываюсь от развлечений, если не получилось выполнить поставленную задачу», «выполняю обещания и обязательства», «анализирую свои действия и чувства», «становлюсь более независимым», «пытаюсь перебороть неуверенность в себе, научиться любить себя», «развиваю концентрацию и терпения с помощью различного рода ограничений»).
Далее был задан вопрос: «Какие духовные качества положительно влияют на воспитание человека?» (справедливость – 89,5%; честность – 89,5%; добро – 78,7%; смелость – 54,3%; добродетель – 49,5%; истина – 48,6%; красота – 17,1%).
И в качестве заключения: «Прекращается ли процесс воспитания человека во взрослом состоянии?» – «нет» – ответили 95,2% опрошенных.
Список литературы:
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 512 с.
- Лосев А.Ф. Платон; Аристотель. – М.: Мол. гвардия, 1993. 383 с.
- Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Образование и наука. 2010. № 1 (69). С. 11-22.
- Слободчиков В.И., Игнатьева Г.А. Антропологическая перспектива развития человеческого потенциала образовательных систем // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2016. № 1 (5). С. 1-15.
дипломов
Оставить комментарий