Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXL-CXLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 сентября 2024 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сенатор В.В. КОНЦЕПЦИЯ ДЕКАДАНСА В «АНТИХРИСТЕ» ФРИДРИХА НИЦШЕ И ЕЁ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXL-CXLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8-9(136). URL: https://sibac.info/archive/social/8-9(136).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

КОНЦЕПЦИЯ ДЕКАДАНСА В «АНТИХРИСТЕ» ФРИДРИХА НИЦШЕ И ЕЁ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ

Сенатор Владислава Витальевна

студент, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

THE CONCEPT OF DECADENCE IN FRIEDRICH NIETZSCHE'S ANTICHRIST AND ITS PHILOSOPHICAL ROOTS

 

Vladislava Senator

Student, Institute of History, Social and Humanities Education, Novosibirsk state pedagogical University,

 Novosibirsk, Russia

 

АННОТАЦИЯ

В данной работе анализируется понятие «декаданса» и его интерпретация в произведении «Антихрист» известного философа Фридриха Ницше.

ABSTRACT

This paper analyzes the concept of «decadence» and its interpretation in the work «Antichrist» by the famous philosopher Friedrich Nietzsche.

 

Ключевые слова: декаданс, христианство, Фридрих Ницше

Keywords: decadence, christianity, Friedrich Nietzsche

 

Понятие «Декаданс» в переводе с французского языка переводится как «упадок», данное понятие стали использовать в конце XIX века и зародилось оно во Франции. Изначально так называли художественные течения, для которых смысловое содержание заключалось в идеи упадка настроения, культуры, духовной жизни и постепенного разрушения каких-либо сфер общества. Декаденские настроения стали появляться в период сомнений, размышлений и страха человека перед постоянно меняющимся миром. На рубеже XIX и XX веков начинается процесс переоценки ценностей, переход от одной исторической эпохи к другой. Термин не всегда несёт в себе отрицательные оттенки, напротив, некоторые учёные используют данное понятие для характеристики начала нового этапа в истории. И, как раз, философским содержанием понятие «декаданс» наполнил Фридрих Нищше в своих работах [1, с. 196].

Фридрих Ницше в своём произведении «Антихрист» уделяет внимание понятию декаданса, рассматривая его как основной признак упадка западной культуры и цивилизации. Основой работы является критика христианства как одной из мировых религий. Именно христианство стало главным источником и причиной упадка Европы, создавая иллюзии морали, законов, которые противоречат естественным инстинктам человека.

Философ видит причины упадка в духовной сфере общества, культура и вместе с ней человеческая сущность стали символами распада множества цивилизаций. Декаданс представляется как слабость, как уничтожение жизненной энергии и отказ от самой жизни. Христианство медленно внушает людям о том, как необходимо быть послушными, безвольными существами. Слабость человека, его грехи и пороки возвышаются, страдания и смирение превосходят силу духа. В научном труде «Антихрист» Ницше утверждает, что именно христианская мораль со всеми догматами и законами, построенная как раз таки на сострадании и аскетизме, ведёт к деградации человеческого общества, подавляет его волю и природные инстинкты [4, с. 139].

Христианство религия декаданса, потому что оно прославляет ценности, которые противоречат жизни: смирение, терпение, отказ от земных радостей (получение удовольствия чаще всего считается грехом), отрицание телесных удовольствий и стремление не к настоящей жизни, а к загробной. Иллюзия того, что в загробной жизни будет счастья, спокойствие и умиротворение, нужно только ждать своего рокового часа. Такие идеалы символизируют страх перед жизнью, желание отрицательно относится к естественным стремлениям человека. Христианство, по его мнению, активно пропагандирует ценности слабости и самоотречения, которые не способствуют динамике развития и процветания общества. Он задаётся вопросом, может ли христианин с таким отношением к жизни быть полезным обществу, ведь в рамках такого религиозного мировоззрения сильные стороны, увлечения, желания, цели человека жёстко подавляются [3, с. 251].

Для Ницше христианство стало идеальной иллюстрацией декаданса, так как оно поощряет слабость, посредственность и отсутствие индивидуальной силы. В «Антихристе» он пишет: «То, что является безвредным для индивида, для человечества оказывается смертельным — для всех тех, кто не выдерживает в борьбе с жизнью» [2, с. 481]. Христианство превращает людей в «послушное стадо», которое не имеет воли и творческого начала для своей деятельности. Они не осознают всей человеческой силы и на что способен человек.

Истинное христианство же Ницше находит своё отражение в смерти Иисуса. Именно данное событие является радикальным примером изменения жизни, смены душевного состояния, к высшему уровню. Образ Иисуса символичен – «символ вечности в мгновении, символ смысла в бесцельном потоке становления» [2, с.497]. Философ хотел найти истинное толкование, а именно «абсолютное начало» в самом человеке и осмыслить его существование.

Негативное влияние христианства огромно, появление и становление человека сильным духом происходит не благодаря развитию христианства, а вопреки ему. Для перехода к сверхчеловеку, по мнению Ницше, необходимо качественное изменение ценностей человека.

Первоначальные идеи декаданса Ницше черпал из своих прошлых размышлений о культуре и морали. Данная концепция базируется на его критике традиционных метафизических систем, которые он считал иллюзорными и вредными для человеческого развития. Основа философии Ницше изначально противоречит догмам христианства, его концепция воли к власти — природной силы, стремящейся к расширению и самоутверждению. Декаданс же ослабляет эту волю и растрачивает всю энергию [4, с. 92].

Одним из источников вдохновения Ницше была философия Артура Шопенгауэра, его идея о влечении к самоуничтожению и о том, что жизнь — это страдание. В отличие от Шопенгауэра, Ницше не считал страдание необходимой частью человеческой жизни, которое необходимо каждому преодолевать через отрицание воли. Также стоит отметить влияние античных философов, таких как стоики и киники, чьи идеи о моральной силе, самоконтроле и отказе от удовольствий пересекались с критикой декаданса. Жизнь для Ницше — это всегда движение, борьба, но никак не смирение, пассивность и отказ, а декаданс ведёт к остановке этого движения, к моральной и духовной стагнации [4, с.127].

Таким образом, концепция декаданса в «Антихристе» — это ключевой элемент философии Ницше, которая отлично вписывается в его философскую систему. Декаданс, по его мнению, основа христианской морали, которая неизбежно ведёт к ослаблению человеческой природы и стагнации развития.

 

Список литературы:

  1. Губанов Н. И., Губанов Н. Н. Декаданс современной философии // Философия и общество, 2011. № 4. С. 194-200.
  2. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Рипол-классик, 1997.Т. 2. 864 с.
  3. Эбаноидзе И. А. Ницше, Ф. Письма. М.: Культурная революция, 2007. 400 с.
  4. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. 115 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.