Статья опубликована в рамках: CXLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 декабря 2024 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
INTERETHNIC BARRIERS IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Victoria Vorobyova
student, Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
Vasily Laktionov
scientific supervisor, candidate of historical sciences, associate professor of the department of philosophy, economics and socio-humanitarian disciplines, Voronezh State Pedagogical University,
Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
В данной статье на основе опубликованных работ рассматривается значение межэтнического общения для молодых россиян в условиях культурного разнообразия и глобализации. Проводится анализ барьеров: языковых, этнокультурных, культурных, эмоциональных, психологических препятствующих взаимодействию молодых людей различных этносов.
Проведенное собственное исследование демонстрирует неоднозначное восприятие межэтнических барьеров среди молодежи. С одной стороны, респонденты проявляют толерантность и интерес к другим культурам. С другой стороны, сохраняется тревожность, связанная с языковыми барьерами, различиями в ценностях и нормах поведения. Россияне видят в этом основные источники конфликтности взаимодействия. Более половины опрошенных, опираясь на свой личный опыт взаимодействия, обеспокоены существующими барьерами межличностного общения.
ABSTRACT
This article, based on published works, examines the importance of interethnic communication for young Russians in the context of cultural diversity and globalization. An analysis of barriers is conducted: linguistic, ethnocultural, cultural, emotional, psychological, hindering the interaction of young people of different ethnic groups.
The conducted own research demonstrates an ambiguous perception of interethnic barriers among young people. On the one hand, respondents show tolerance and interest in other cultures. On the other hand, anxiety associated with language barriers, differences in values and norms of behavior remains. Russians see this as the main sources of conflict in interaction. More than half of the respondents, based on their personal experience of interaction, are concerned about the existing barriers to interpersonal communication.
Ключевые слова: барьеры, межэтническое общение, стереотипы, молодежные группы, стереотипы, коммуникация.
Keywords: barriers, interethnic communication, stereotypes, youth groups, stereotypes, communication.
В современном мире, характеризующемся глобализацией и многообразием культур, межэтническое общение становится все более актуальной темой, особенно среди молодежи. Молодежные группы являются не только отражением культурного многообразия, но и площадкой для проявления различных барьеров, препятствующих полноценному взаимодействию.
Причины появления барьеров в межэтническом общении молодёжи многообразны и часто взаимосвязаны. Предвзятость и стереотипы играют значительную роль в формировании барьеров. Молодежь, воспитывающаяся в обществе с установленными стереотипами о других этнических группах, может переносить эти предвзятые представления на свои взаимодействия, что подрывает доверие и открытость.
Типы межкультурных барьеров определяются наличием в процессе межкультурной коммуникации четырех основных сфер, в границах которых разворачивается взаимодействие участников: языковой, этнокультурной и психологической, эмоциональной. Исходя из этого, мы также выделяем четыре основные группы барьеров межкультурной компетентности: языковые, этнокультурные, психологические, эмоциональные. Каждая из этих групп характеризуется своими специфическими особенностями, и поэтому для их преодоления не существует единых универсальных способов. Каждая группа межкультурных барьеров требует соответствующих ее специфике способов преодоления.
Языковые барьеры являются одними из самых явных препятствий в межэтническом общении. Они возникают в ситуации, когда взаимодействующие стороны говорят на разных языках. Наиболее типичный пример - попытка иностранца объясниться с окружающими в чужой стране, не зная местного языка. К данному виду коммуникативных барьеров относятся также случаи, когда у собеседников различный уровень владения языком. Так бывает, например, если у одного из них сильный акцент или они говорят на сильно отличающихся диалектах одного и того же языка. Последний вариант особенно характерен для английского языка, на основе которого в мире существует множество диалектов. Очевидно, что для преодоления такого барьера необходимо повысить свой уровень владения языком, поработать над произношением, увеличить словарный запас, попрактиковаться в устной речи - в общем учиться, периодически проверяя и оценивая свои результаты.
Таким образом, причина языкового барьера в общении - недостаточное владение языком, а решение проблемы кроется в изучении языка. Наконец, нельзя не отметить языковых барьеров, возникающих даже между людьми, говорящими на одном языке. Дело в том, что в любом языке есть синонимичные и многозначные обороты, а разные оттенки смысла в устной речи могут выражать интонация, громкость и т.д. В ситуациях, когда люди изначально не настроены на взаимопонимание, находятся в плену стереотипов, ошибочного восприятия другого человека, они зачастую ошибочно понимает смысл сказанного. Это усиливает различия в толковании сказанного и воспринятого. Для преодоления таких барьеров необходимо стремиться к адекватному восприятию партнёра по общению, к позитиву и доброжелательности, к конструктивному прояснению смысловых нюансов.
В отличие от языковых, этнокультурные барьеры коммуникации базируются на социальных, культурных, этнических и религиозных различиях участников. Основной причиной здесь является недостаточное знание одним из коммуникантов культурных особенностей другого. Эти барьеры обусловлены особенностями этнического сознания, доминирующими ценностями и стереотипами, проявляющимися в общении. Как правило, эти факторы характеризуют личностные качества участников и воспринимаются ими как само собой разумеющиеся. Однако каждый участник коммуникации является носителем определенного менталитета и взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями и мироощущением своей культуры.
В теории межкультурной коммуникации утверждается, что поведение участников межкультурного общения определяется ценностями их культур, степень различия которых может порождать соответствующую глубину и остроту межкультурных барьеров. Коммуникативное поведение зависит от множества факторов, таких как социальное положение участников, контекст общения, выбор невербальных средств, размер коммуникативной дистанции и т. д., которые чаще всего различаются в разных культурах. Однако один из самых трудно преодолимых барьеров — это неуважение к иным взглядам и нетерпимое отношение к нормам другой культуры. Например, вежливость американцев определяется принципом свободы окружающих, поэтому они терпимы к проявлению межкультурных различий и нормы повседневного поведения у них менее строги, чем в российском обществе. Американцев, приезжающих в Россию, оскорбляет манера русских откровенно их рассматривать, будь то на улице или в общественном транспорте.
Культурные барьеры также порождаются социальными факторами, связанными с принадлежностью участников коммуникации к различным социокультурным группам. Если партнеры по межкультурной коммуникации имеют схожие социальные характеристики и, следовательно, схожий социальный опыт жизнедеятельности (принадлежат к одной профессии, одному полу, одному возрасту), то это значительно облегчает их взаимопонимание. Однако часто партнеры имеют разные социальные характеристики и несхожий социальный опыт. В таких случаях собственный опыт обычно оценивается выше, чем чужой, поэтому при столкновении с чужой культурой люди руководствуются преимущественно личным опытом, что существенно ограничивает их взаимопонимание с партнером.
Основным способом преодоления этнокультурных барьеров коммуникации является повышение межкультурной грамотности партнеров. В межкультурном взаимодействии культурная образованность значительно отличается от простой «обученности». Развитие культурной грамотности индивида предполагает целенаправленное изменение субъекта, формирование у него необходимых знаний и навыков, способствующих его адекватной ориентации в практических ситуациях межкультурной коммуникации. Имеющееся знание в таком случае приобретает личностный смысл, поскольку его носитель вырабатывает личную экзистенциальную позицию.
Повышение межкультурной грамотности существенно влияет на мировоззрение и ценностные ориентации человека, формирует его личностные качества, способы решения жизненных задач и систему представлений о себе. Таким образом, культурная грамотность становится показателем личностной компетентности индивида, проявляющейся в его способности осуществлять коммуникацию с инокультурными партнерами и эффективно использовать свои знания в конкретных ситуациях, а также в готовности быстро переходить от общих рассуждений к сознательно обоснованным действиям и поступкам.
Эмоциональные барьеры могут возникать по ряду причин, среди которых наиболее значимыми являются страх, недоверие и предвзятость. Страх зачастую проявляется как результат негативного опыта, который молодежь могла пережить при общении с людьми другой этнической группы. Этот опыт может включать в себя конфликты, оскорбления или дискриминацию, что, в свою очередь, может привести к развитию уклончивого или агрессивного отношения к представителям этих групп. Например, молодой человек, столкнувшийся с предвзятым отношением, может начать избегать контактов и общаться только со сверстниками своей этнической группы, что ограничивает его возможности для расширения кругозора и обогащения опыта общения.
Такие страхи и предвзятости создают ощутимые препятствия для формирования дружеских и конструктивных отношений. Отказ от межэтнического взаимодействия не только обедняет личное развитие индивидуума, но и снижает уровень межэтнического взаимодействия в целом. В результате этого, общество может стать более разобщенным, где люди не стремятся понимать или принимать друг друга, что приводит к усилению стереотипов и предрассудков.
Психологические барьеры часто обуславливаются различиями в поведении, манерах, нарушением личной дистанции и типом мышления. Эти различия могут вызывать у человека чувство скованности и неуверенности, так как становится сложно предугадать поведение оппонента. Например, человек может не понимать, почему собеседник из другой культуры говорит с ним так, как он это делает, и автоматически интерпретировать это как агрессию или неуважение. Это может привести к недопониманию и конфликтам, которые можно было бы избежать.
Чтобы преодолеть эти препятствия, важно заниматься собственной психологической проработкой. Это включает в себя развитие навыков расслабления и умения снимать напряжение. Значимый аспект заключается в желании понять собеседника, поставить себя на его место и попытаться взглянуть на ситуацию с его точки зрения. Такая работа над собой способствует не только увеличению уверенности в общении, но и открывает двери для более глубокого и качественного межличностного взаимодействия.
Каково отношение молодежи к межэтническим барьерам?
В основании исследования, которое мы решили провести лежит гипотеза о том, что среди молодежи в возрасте от 16 до 30 лет существует спектр мнений по вопросу межэтнических барьеров. Цель исследования – выявить, как молодежь воспринимает и оценивает межэтнические барьеры.
В ходе проведения исследования мы получили следующие результаты:
Ответивших «Да» или «Скорее да, чем нет» – чуть больше половины (52%). Это означает, что респонденты обеспокоены барьерами в межэтническом общении. Такие ответы могут быть связаны с реальными трудностями в коммуникации между разными этническими группами или с личным опытом участников.
По данным опроса, 47% респондентов выразили уважение к культуре и традициям представителей других национальностей. Это говорит о в целом положительном восприятии, толерантности и стремлении к открытости в межнациональном взаимодействии. 14% опрошенных высказали опасения, считая их потенциальной угрозой, а еще 14% заинтересованы в изучении других культур. 12% отметили, что им нравится обмениваться опытом с представителями других стран. Негативное отношение выразили 5%, а 8% заняли нейтральную позицию, не выделяя ничего особенного в других культурах. Интересно, что никто не высказался категорически против присутствия таких людей в своем городе. В целом, данные отражают толерантное и открытое отношение большинства к межкультурному взаимодействию.
Большинство респондентов (62%) считает, что основные барьеры в межэтническом общении связаны с различиями в ценностях и нормах. На втором месте оказались языковые и коммуникативные различия, которые отметили 58% участников опроса. Традиции и обычаи, как источник разногласий, указали 44% опрошенных, а религиозные убеждения — 36%. Меньше всего внимания уделили различиям в образовании (15%) и внешнем виде (20%), что указывает на меньшую их значимость в контексте межкультурного взаимодействия.
Согласно опросу, большинство респондентов (46%) считает, что к межэтническим конфликтам чаще всего приводят культурные различия. На втором месте находятся религиозные разногласия (45%), за ними следуют споры о границах территорий (41%), разные идеологии (33%) и экономические трудности (31%). Меньше всего влияния участники опроса приписывают неразрешённым историческим обидам (28%) и этническим стереотипам (26%).
Исследование показывает, что большинство респондентов (39%) сталкиваются с недопониманием или конфликтами с представителями других этносов редко. При этом 32% сообщили, что подобные ситуации в их жизни никогда не возникали, а 20% отметили, что такие конфликты случаются часто. Лишь 9% участников указали, что сталкиваются с этим регулярно.
Основным способом преодоления межэтнических барьеров, по мнению респондентов, являются образовательные программы и культурные мероприятия, которые собрали по 27% голосов. Несколько меньше опрошенных, около 17%, считают, что успешными будут комплексные меры, включающие все перечисленные подходы. При этом законодательные инициативы (10%), цифровые платформы (8%) и волонтёрские программы (7%) отмечаются как менее популярные варианты. Примечательно, что 4% участников опроса считают, что никакие меры не предпринимаются. Таким образом, результаты показывают, что наибольшее внимание уделяется программам просвещения и культурному обмену, хотя дополнительное развитие законодательных и технологических инициатив могло бы усилить эффект предпринимаемых усилий.
Результаты опроса показывают, что лишь 20% респондентов активно участвуют в мероприятиях, направленных на преодоление межэтнических барьеров и конфликтов. При этом 39% признались, что не принимают участия, а 41% выразили желание присоединиться в будущем. Эти данные свидетельствуют о значительном потенциале для вовлечения людей, которые готовы включиться в подобные инициативы, что подчёркивает важность информирования и создания возможностей для участия.
Ответы участников опроса показывают, что большинство респондентов оценивают наличие барьеров в общении на среднем уровне (3 балла), что составило 52%. Высокие оценки (4 и 5 баллов) были даны 27% участников, указывая на наличие выраженных проблем у части опрошенных. Низкие оценки (1 и 2 балла) составили 21%, что свидетельствует об отсутствии серьёзных коммуникационных барьеров у этой группы. Средний балл равен 3 что в целом отражает умеренную степень сложности в общении.
Большинство респондентов (56%) оценивают уровень уважения к другим культурам в своём регионе как средний. При этом 26% участников отметили низкий уровень уважения, что указывает на существование определённых проблем в межкультурных отношениях. Лишь 18% опрошенных считают, что уровень уважения в их регионе высокий. Эти данные подчеркивают необходимость усиления работы по развитию межкультурного диалога и взаимопонимания.
Согласно результатам опроса, ключевым фактором снижения конфликтности является образование и просвещение – этот вариант выбрали 60% респондентов. На втором месте находится культурный обмен с результатом 58%, что подчеркивает важность взаимодействия между культурами. Немаловажную роль играют диалог агентов влияния (38%) и совместные проекты (33%), которые способствуют укреплению взаимопонимания. Поддержка со стороны властей также получила 33% голосов, а наименьшее значение респонденты отвели медиа и информационной политике (20%), что, возможно, свидетельствует о недоверии к информационным инструментам. Эти данные подчеркивают важность комплексного подхода к решению конфликтных ситуаций.
Современные социальные сети играют важную роль в межэтнических отношениях, оказывая как положительное, так и негативное влияние. Среди их ключевых преимуществ — способность способствовать распространению информации о культурных особенностях разных этнических групп. Это мнение разделяет большинство людей (68%), отмечая, что ознакомление с традициями и ценностями других народов укрепляет взаимопонимание. Кроме того, около 52% респондентов обращают внимание на то, что соцсети предоставляют уникальную платформу для диалога и сотрудничества между представителями различных этносов.
Также важной функцией социальных платформ становится мониторинг и предотвращение распространения экстремистских идей — на это указывает 39% участников. Однако риски, связанные с их использованием, также значительны. Так, 28% считают, что соцсети могут стать инструментом для разжигания межэтнической розни или обострения существующих конфликтов. При этом радикальные идеологии и группы находят поддержку через эти платформы (14%), а манипуляция сознанием, особенно молодых пользователей, может усилить межэтнические противоречия (16%).
Следовательно, социальные сети обладают колоссальным потенциалом для укрепления культурных связей между этносами. Однако их неконтролируемое использование способно приводить к негативным последствиям. Этот баланс подчеркивает необходимость более активной модерации и ответственности со стороны создателей контента, пользователей и самих платформ.
Важным аспектом является редкость реальных межэтнических конфликтов, что указывает на относительно благополучную ситуацию. Однако данные подчеркивают необходимость активизации образовательных программ и культурных мероприятий, которые респонденты выделили как наиболее эффективные способы преодоления барьеров. Потенциал для вовлечения молодежи значителен: многие готовы участвовать в инициативах, но пока не имеют для этого достаточных возможностей.
Таким образом, анализ полученных данных показал неоднозначное восприятие межэтнических барьеров среди молодежи. С одной стороны, респонденты проявляют толерантность и интерес к другим культурам, что выражается в высоком уровне уважения к традициям и стремлении к открытому взаимодействию. С другой стороны, сохраняются тревоги, связанные с различиями в ценностях, нормах, языковыми барьерами и религиозными убеждениями, которые респонденты видят, как основные источники конфликтов.
Список литературы:
- Андреева Г. М. Социальная психология : учебник. – М. : Аспект-Пресс, 2014. – 363 с.
- Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации : учеб. пособие. – 2-е изд. – М. : КНОРУС, 2016. – 256 с.
- Ярмонова А. А. Психологические аспекты общения : учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВГАС, 2023. – 216 с.
дипломов
Оставить комментарий