Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2023 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кожина П.М. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.С. ГУМИЛЁВА ВО ВРЕМЯ ТРЕТЬЕЙ ПОЕЗДКИ В АФРИКУ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(123). URL: https://sibac.info/archive/social/5(122).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.С. ГУМИЛЁВА ВО ВРЕМЯ ТРЕТЬЕЙ ПОЕЗДКИ В АФРИКУ

Кожина Полина Михайловна

студент 5 курса, кафедра всеобщей истории Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

Данилова Валерия Юрьевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доц., кафедра всеобщей истории, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

N.S. GUMILEV'S ACTIVITIES DURING HIS THIRD TRIP TO AFRICA

 

Polina Kozhina

Student, Department of General History, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov,

 Russia, Vladimir

Valeria Danilova

Scientific supervisor, сandidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of General History, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov,

Russia, Vladimir

 

АННОТАЦИЯ

В статье описана третья экспедиция Н.С. Гумилёва в Африку, охарактеризованы его цели, деятельность во время экспедиции, приведена краткая характеристика «Африканского дневника». Деятельность Н.С. Гумилёва по изучению местных племен и культуры сделала важный вклад в развитие российской африканистики.

ABSTRACT

The article describes the third expedition of N.S. Gumilyov to Africa, his goals, activities during the expedition are characterized, a brief description of the "African Diary" is given. Activities of N.S. Gumilyov on the study of local tribes and culture made an important contribution to the development of Russian African studies.

 

Ключевые слова: Н.С. Гумилёв, Африка, «Африканский дневник».

Keywords: N.S. Gumilyov, Africa, "African Diary".

 

Н.С. Гумилёв – российский поэт, исследователь и этнограф. В 1909 году Н.С. Гумилёв совершил свою первую поездку в Африку, цель этой поездки отличалась от последующих, она носила больше туристический характер, чем исследовательский и была велением души. Но во время первой поездки он начал постепенно знакомиться с культурой местных жителей, изучать их языки и уже во вторую поездку в 1910 году Гумилёв отправляется с целью создания этнографической коллекции, сбора фольклора местного населения. К сожалению, свой «Африканский дневник» Н.С. Гумилёв начнет писать лишь в третьей поездке в Африку, поэтому все сведения о первых двух могут быть подтверждены лишь письмами, которые он отправлял своим родным и друзьям. Цель данной статьи – рассмотреть  деятельность Н.С. Гумилева во время его третьей поездки в Африку. Необходимо выяснить его вклад в изучение народов Восточной Африки.

Для данной работы по изучению третье поездки Гумилёва в Африку были выбраны работы А.Б. Давидсона и Е.Ю. Куликовой. В книге А.Б. Давидсона представлена подробная биография Гумилёва, описаны африканские путешествия, описана деятельность Гумилева как поэта [2]. Работа Е.Ю. Куликовой даёт характеристику «Африканского дневника», приводит мнения различных ученых на деятельность Гумилёва в Африке [3].

Третью поездку в Африку Н.С. Гумилёв наметил на 1913 год, эта поездка крайне отличалась от других. Во-первых, это была настоящая экспедиция, которую возглавил сам поэт, во-вторых, Гумилёву была оказана поддержка от музея антропологии и этнографии Имперской Академии наук, в-третьих, была четко сформулированная исследовательская цель поездки – сбор песен и легенд, создание зоологической коллекции и фотоколлекции. Гумилёвым была проделана работа по составлению маршрута, он составил два маршрута для презентации их Академии наук, но утверждён был менее дорогостоящий маршрут, который застрагивал восточную часть Абиссинии и западную часть Сомали. Возникает вопрос, почему Гумилёва, не профессионального этнолога и географа, ставят в руководство экспедицией. Дело в том, что к началу  XX века в России не было профессиональных африканистов, а В.В. Радлова, директора Академии наук, подкупило огромное желание Гумилёва исследовать этот континент, к тому же у Гумилёва был опыт в общении с коренными народами Африки.

Сборы были долгими, и когда, наконец, всё было готово, Гумилёв заболел, несколько дней он лежал с высокой температурой в бреду, но в день поездки взял себя в руки и поехал на вокзал, спустя неделю в письмах своей жене он писал о хорошем самочувствии. 7 апреля 1913 года начинается экспедиция.

Главные сведения об этой экспедиции запечатлены в «Африканском дневнике» Гумилёва, который он начал писать, начиная с подготовки к поездке. «Африканский дневник» представляет собой путевые заметки, состоящие из четырех глав, в них описаны впечатления Гумилёва о поездке, представлены названия этносов, их культурные особенности, даны описания собранных им предметов [1].

Одним из главных достижений Гумилёва в этой поездке было изучение племен, которые жили вдоль Нила. Во время экспедиции он постоянно общался с местным населением, брал интервью, изучал языки, записывал песни и традиции народов, эта деятельность была запечатлена на одном из привезенных негативов, сделанных во время поездки.

В его дневнике описано несколько случаев, где Гумилёв, рискуя жизнью, старался доказать местным жителям, что его цели благие и что ему можно доверять. Африканские племена пугались «белых людей» и часто деятельность экспедиции Гумилёва воспринималась как колдовство. В «Африканском дневнике» автор зафиксировал, что пытался сфотографировать пожилую африканскую женщину, а она сочла его колдуном и «прокляла» [1]. Но стоит отметить, что именно эта поездка была самой продуктивной по количеству добытого материала, так как Гумилёв во время первых двух поездок начал изучать языки и мог свободно общаться с местными. В его задачи входило собирать образцы растительности и фауны, но, как он сам писал в дневнике, это было ему не интересно, поэтому эта задача была перепоручена его коллегам по экспедиции.

При изучении деятельности Гумилёва на основе его дневника, могут возникнуть сомнения в достоверности информации. Сомнения могут быть вызваны тем, что дневник написан художественным языком, сам Гумилёв не был профессиональным этнографом, совершал ошибки в написании некоторых терминов, и в некоторых его историях чувствуется литературное преувеличение, например, в описании охоты на акулу. Он пишет, что матросы пытались вытащить акулу, но та не поддавалась и извивалась, тогда один из членов команды вспорол ей брюхо и они смогли затащить её на борт, внутренности оказались снаружи, сердце прыгало по борту, «как лягушка» [1]. Гумилёв столкнулся с критикой «Африканского дневника», один из главных аргументов критиков заключается в субъективности и предвзятости описанных им событий. Например, Куликова Е.Ю. в своей работе об «Африканском дневнике» приводит цитату Е.В. Богачевой, что «реальному пространству в книге противостоит метафорическое, мир души героя, сложная гамма переживаний человека, столкнувшегося с экзотическим миром»[3].

Кроме «Африканского дневника» Гумилёв занимался и написанием стихотворений, в которых поэтическим языком описывал увиденную им Африку и животных, например, стихотворение «Африканская ночь»[2].

В завершении статьи следует сказать, что, несмотря на критику Н.С. Гумилёва как исследователя Африки, его экспедиция в 1913 году от Научной Академии стала важной для развития российской африканистики, это было значимым событием в истории науки. Его изучение местных племен и культуры, сбор растительности и животных, привезенная им этнографическая коллекция, которая хранится в Кунсткамере и насчитывает 107 этнических предметов, 242 негатива и картины эфиопских художников [4] сделали важный вклад в  продвижение исследования территорий Африки, изучение которой до сих пор является актуальным для современной науки.

 

Список литературы:

  1. Гумилёв Н.С. Африканский дневник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gumilev.ru/prose/10/ (дата обращения 10.05.2023).
  2. Давидсон А.Б. Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин. Смоленск, 2001  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/davidson_nikolay_gumilev_poet_puteshestvennik_voin_2001__ocr.pdf (дата обращения 10.05.2023).
  3. Куликова Е.Ю. История… проза… поэзия? (Заметки об «Африканском дневнике» Николая Гумилёва) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gumilev.ru/about/175/ (дата обращения 10.05.2023).
  4. Семенова В.Н., Хартанович М.В., Купина Ю.А. Эфиопская коллекция Николая Гумилёва [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://collection.kunstkamera.ru/entity/ALBUM/1242178607 (дата обращения 13.05.2023).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.