Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2023 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ А.И.ДЕНИКИНА
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу политических взглядов А.И. Деникина. Главное внимание уделяется главной политической идее – переходу России к конституционной ограниченной монархии. Делается вывод о приверженности Деникина «либеральному консерватизму», т.е., сочетанию экономической, идеологической свободы личности с твердой государственной властью, патриотизмом и верностью историческим традициям.
Ключевые слова: политические взгляды, реставрация, конституционная монархия, либеральный консерватизм.
Несмотря на большое количество публикаций на тему Гражданской войны в России, трагические страницы данного периода истории нашей страны все еще сохраняют большое количество «белых» пятен. События 1918-1920 годов подвергаются непрерывной переоценке и переосмыслению в угоду времени, важное место в трактовке исторических событий занимают персоналии, неоднозначно, оцениваемые современными авторами. Так, в российской историографии наблюдается повышенный интерес к политическим взглядам и собственно к личности Антона Ивановича Деникина.
Биография Антона Ивановича Деникина непроста, и безусловно интересна. Родился Антон Иванович в деревне Шпеталь Варшавской губернии 4 декабря 1972 года. Отец, выходец из семьи крепостных крестьян, служил в Александровской бригаде пограничной стражи, базировавшейся в Польше. Мать-полька, родом из семьи мелких землевладельцев. Обучение Антона Ивановича началось очень рано, в 4 года под руководством матери, он начал изучение русской грамоты, а в 6 лет уже учился в «немецкой» школе. Окончив 6 классов во Влоцлавске, поступает в «механико-техническое отделение» реального Ловического училища, которое в 1980 году успешно окончил. После окончания реального училища, имея высокие баллы по математике, Антон Иванович имел возможность поступить в любое высшее техническое учебное заведение, но карьера военного привлекала молодого человека больше всего. Следует отметить, что на выбор будущей профессии, оказал влияние и отец Антона Ивановича, майор пограничной службы, бывший крепостной крестьянин Деникин Иван [10, с. 1].
Не трудно догадаться, что большое влияние на зарождение и дальнейшее развитие политических взглядов Антона Ивановича оказала военная среда, образование и сама атмосфера юнкерского училища, в котором он обучался с 1890 по 1892 годы, а также Академия Генерального штаба (1895-1899 гг.). За годы обучения в юнкерском училище у Антона Ивановича сформировалось особое военное восприятие окружающей действительности, в котором важное место занимали такие понятия, как долг государю и Отечеству [8, с. 85].
Царь воспринимался как Верховный Главнокомандующий армии, а долг и святая обязанность офицера царской армии – защита национальных идеалов – государя, Отечество, которое он олицетворял, и веру – православие. Таким образом, за годы обучения в военном училище военно-политические взгляды Антона Ивановича приобретают черты верности, долга и патриотизма. Деникин в эти годы о государственном устройстве мыслит, как сугубо военный человек, очень далекий от политики.
Чтение книг, посещение академических курсов, некоторые связи с петербургской интеллигенцией оказывали влияние на кругозор Антона Ивановича. Знакомство с подпольной пропагандистской литературой, например, «Освобождение» П. Струве, «Красное знамя» А. Амфитеатрова, в которых говорится о необходимости упразднить военное сословие, вызывает у него резко отрицательное отношение к ней. Непонимание сущности армии как государственно-охранительного аппарата, незнание ее быта и взаимоотношений. В рабочем и крестьянском вопросе, явная игра на низменных страстях, в большинстве случаев только ради получения политического веса, без учета интересов государства. Таким предстает взгляд Антона Ивановича на подпольные журналы и литературу, издававшуюся за границей и нелегально проникающую на территорию Российской империи.
Антон Иванович никогда не сочувствовал народничеству, с его террором и призывами к народному бунту, ни марксизму, с его превалированием материалистических ценностей над духовными и уничтожением человеческой личности. Он принял российский либерализм в его идеологической сущности. В связи с этим, у него сформировалось мировоззрение, которое можно обобщенно свести к трем основным положениям: конституционная монархия, радикальные реформы и мирные пути обновления страны. Это мировоззрение Антон Иванович донес практически без изменений до революции 1917 года, не принимая активного участия в политике, всецело отдавая себя армии [3, с. 72].
Накануне, Первой мировой войны, Антон Иванович получил очередное военное звание генерал-майора и был назначен на должность генерала для поручений при командующем войсками Киевского военного округа. Однако штабная работа тяготила его, Антон Иванович подает рапорт о переводе на должность командующего 4-й стрелковой бригады.
С наступлением 1917 года новость о революции в Петрограде доходит и до линии фронта. Через четыре дня, Антон Иванович напишет в своем дневнике, что перевернулась страница истории, новость о революции ошеломляющая, неожиданная и поистине грандиозная, но, в общем, войска отнеслись к ней спокойно. Командующий состав осторожно высказывается о невозможности возврата к прежнему, надеется, что страна получит государственное устройство, достойное великого народа – конституционную ограниченную монархию, а также о победоносном продолжении войны [4, с. 58].
Однако год спустя, разворачивающиеся события вынудят Антона Ивановича отказаться от одного из своих политических принципов – мирного пути обновления страны. Антон Иванович предан принципам монархизма, он рос и воспитывался в военной среде. Отец, окружающая атмосфера во время учебы, служба в царской армии – все внушало мысли о долге, службе и преданности своему Отечеству, которое неразрывно связано с фигурой государя – императора. Он во главе Добровольческой армии, отстаивает интересы белого движения, сражается за свои идеи [5, с. 94].
События 1917-1920 годов, революция и последующая гражданская война приводят к видоизменению политических идей Антона Ивановича, принцип «мирных путей обновления страны» оказывается абсолютно невыполнимым. «Моим всегдашним желанием было, чтобы Россия дошла до этого (конституционная ограниченная монархия) путем эволюции, а не революции. Надежды не оправдались, - приводит слова А.И. Деникина, исследователь Д. Лехович» [7, с. 8]. Антон Иванович Деникин в 1918 году объявляет, что его единственная задача, это борьба с большевиками и освобождение от них России. Это показатель того, что он отступает от принципа «мирного пути обновления страны», под влиянием происходящих событий.
Антон Иванович по-прежнему выступает за реформирование России, а именно за переход к конституционной ограниченной монархии. И, конечно же, за реформирование армии. Укрепление военно-политической мощи России возможно в двух направлениях: создание сильной боеспособной армии и хорошей школы, где «...сеют свет чистый, яркий, горящий полным напряжением разума, правды и любви к родине и монарху». [5, с. 145]. Армия для Антона Ивановича, это инструмент поддержания политического порядка, главная функция которой, состоит в защите монархии и страны в целом.
Отношение Антона Ивановича к личности государя, являвшегося олицетворением монархии, постепенно изменялось, но монархические принципы остаются неизменными, он верит в монархию как в единственную форму организации русского общества. Так, в 1918 году Антон Иванович признает себя монархистом, но с оговоркой «конституционный» [9, с. 149].
В наказе Деникина № 175 от 15 декабря 1919 г. Особому совещанию говорится: «Единая, Великая, Неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка… Борьба с большевизмом до конца… Вопрос о форме правления дело будущего… Русский народ создаст верховную власть без давления и без навязывания… Внешняя политика – только национальная, русская» [1, с. 428–429]. Генерал Антон Иванович Деникин оставляет за народом право выбора формы правления, но, сам придерживается монархических убеждений.
Для обозначения взглядов Деникина хорошо подходит введенный П.Б. Струве термин ««либеральный консерватизм», суть которого в сочетании экономической, идеологической свободы личности с твердой государственной властью, патриотизмом и верностью историческим традициям» [2, с. 13]. А.И. Деникин писал, что его политические взгляды не были тайной и соответствовали либеральному направлению. Но воплощение их в жизнь встречало непреодолимые трудности.
Список литературы:
- Врангель П.Н. Записки. Ноябрь 1916 – ноябрь 1920 года. Т. 1, 2. М., 2006. 382 с.
- Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Т. 1. М., 2005. 464 с.
- Деникин А.И. Путь русского офицера. М., 1991. 320 с.
- Деникин А.И. Старая армия. М., 2005. 516 с.
- Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вооруженные силы Юга России // Белое дело: В 16 т. Т. 4. М., 1996. 248 с.
- Ипполитов Г.М. Деникин. М., 2000. 665 с.
дипломов
Оставить комментарий