Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2023 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФЕНОМЕН БОЛЬШОГО БИЗНЕСА США В ТВОРЧЕСТВЕ ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА
THE PHENOMENON OF BIG BUSINESS IN THE USA IN THE WORKS OF THEODORE DREISER
Polina Grigorieva
student, Department of Architecture and Garden and park and Landscape Construction, Multidisciplinary College, Orel state agrarian University named after N.V. Parahina,
Russia, Orel
Mariia Bykova
Teacher, Multidisciplinary College, Orel state agrarian University named after N.V. Parahina,
Russia, Orel
АННОТАЦИЯ
На рубеже XIX – XX веков США добиваются колоссальных успехов в экономическом развитии. Определяющую роль в жизни страны играли монополистические корпорации. Крупный бизнес обладал главенствующей ролью как в экономике, так и в политике. Успешные предприниматели становились воплощением американской мечты. Но отношение общества к ним было неоднозначным, что найдёт отражение в творчестве известных писателей рубежа веков. Особенно ярко это отразилось в произведениях Теодора Драйзера.
ABSTRACT
At the turn of the XIX – XX centuries, the United States is making tremendous progress in economic development. Monopolistic corporations played a decisive role in the life of the country. Big business had a dominant role both in the economy and in politics. Successful entrepreneurs became the embodiment of the American dream. But the attitude of society towards them was ambiguous, which will be reflected in the works of famous writers of the turn of the century. This was especially vividly reflected in the works of Theodore Dreiser.
Ключевые слова: большой бизнес, США, монополии, литература, Теодор Драйзер.
Keywords: big business, USA, monopolies, literature, Theodore Dreiser.
Американская литература начала ХХ века носила публицистический характер, отображая, словно зеркало, проблемы американского общества. Значительное внимание уделялось роли большого бизнеса в развитии США, его влиянии на американское общество и менталитет.
В 1900-е и 1910-е годы в печать вышли романы таких писателей, как Ф. Норрис, Т. Драйзер, Э. Синклер. Их книги стали литературой протеста. Критика монополистического общества, изображение его отрицательных сторон становится отличительными признаками литературы начала ХХ века. Изменившиеся условия жизни диктовали новые темы: разорение и обнищание фермерства, капиталистический город и маленький человек в нём, обличение монополистического капитала, бесправие рабочих на предприятиях, борьба за развитие трудового законодательства, способы противодействия рабочему движению со стороны бизнеса.
Духовные ценности предавались забвению. На смену им пришло поклонение успеху, который определял американский менталитет и образ жизни. «Он [успех]стал выступать в качестве основного мерила ценности личности» [1, с. 148]. Олицетворением этого успеха стали монополисты, образ жизни и могущество которых стали идеалом для амбициозных молодых людей, стремившихся воплотить в реальность американскую мечту. Данная проблема нашла своё отражение в творчестве Теодора Драйзера.
Одна из основных тем Теодора Драйзера (1871 – 1945) – это трагедия личности в мире, где всё определяется финансовым успехом. Самое известное его произведение «Трилогия желания» состоит из романов «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и «Стоик» (1947), где Драйзер детально прослеживает путь американского дельца Фрэнка Каупервуда к богатству и власти. Прообразом Каупервуда стал Чарльз Йеркс – трамвайный король Филадельфии и Чикаго. Драйзер писал о своём главном персонаже с «симпатией мальчишки из Индианы, где царила характерная для Среднего Запада атмосфера целеустремленности и дерзаний, способствовавшая появлению столь многих Титанов бизнеса» [5, с. 338]. В «Трилогии» смешалось в равной степени восхищение и презрение к очередному Титану, что было характерно в целом для всего американского общества первой трети ХХ века: несмотря на разрушительную поступь гигантов, люди продолжались восторгаться их мощью, напористостью, успешностью.
Фрэнк начинает свою карьеру в период Гражданской войны и сразу после неё. Пока одни воевали, Каупервуд делает стартовый капитал. Он цинично высмеивает патриотизм народа: «Пусть воюют другие, на свете достаточно бедняков, простаков и недоумков, готовых подставить свою грудь под пули... Что касается его, то свою жизнь он считал священной и целиком принадлежащей семье и деловым интересам» [3, с. 74]. Победа Севера над Югом создала условия для бурного капиталистического развития США, и Каупервуд, как и реальные воротилы американского бизнеса, воспользуется этим по максимуму.
В «Трилогии желания» большое внимание уделяется коррупции. Мы узнаем, что подлинными хозяевами Филадельфии являются члены «триумвирата» — Молленхауэр, Батлер и Симпсон. Молленхауэр — крупный углепромышленник и одновременно политический заправила; Батлер контролирует коммунальное хозяйство города; Симпсон — финансист и сенатор, лидер Республиканской партии в законодательной палате штата. От имени этой партии Симпсон «мог диктовать свою волю городскому самоуправлению, изменять правила выборов, — пишет Драйзер. — К услугам Симпсона был целый ряд влиятельных газет, акционерных обществ и банков» [3, с. 197]. Писатель создал типичную картину, характерную для любого крупного города США.
Драйзер также показал эволюцию Республиканской партии, которая теперь не просто подчиняется интересам большого бизнеса, но сама становится частью этого бизнеса, перенимая организационные черты трестов. Писатель раскрывает феномен боссизма. Выполняя волю финансовых магнатов Америки, боссы правящей партии обеспечивали избрание угодных этим магнатам кандидатур. В качестве примера укажем на образ Мак-Кенти. Драйзер не только дает великолепный портрет этого босса, не только раскрывает его характер и личную жизнь, но и показывает условия, породившие этот социальный тип: «Ещё совсем мальчишкой Мак-Кенти много чего узнал — он постиг все тонкости подтасовки избирательных бюллетеней, и покупки голосов, и казнокрадства, и всевластия политических лидеров... — словом, всего, из чего в Америке складывается (или складывалась) политическая и финансовая жизнь» [2, с. 90].
В ходе борьбы за расширение своего влияния Каупервуд обнаруживает нового врага, ставшего на его пути, — разгневанный народ. Конфликт Каупервуда с антимонополистическим народным движением становится основным содержанием второй части «Титана», разрешение конфликта — кульминацией всего романа. Впервые деньги оказываются не всемогущими, Каупервуд терпит поражение: в страхе перед народом большинство городского муниципалитета отклоняет законопроект, выдвинутый в пользу Каупервуда. Однако на момент написания книги Драйзер ещё не является жестким критиком американской действительности – рабочие в «Титане» не столько заставляют монополистов пойти на уступки, сколько просто уравновешивают социальные весы и пока не представляют собой серьезной организованной силы, что, в принципе, отражало ситуацию конца XIX в.
Драйзер считает, что хищники типа Каупервуда, творя зло, несут добро: лично обогащаясь, грабя народ, они в то же время несут благо обществу, осуществляя прогресс. Вот почему Драйзер то негодует, называя Каупервуда жадным волком, ненасытным стяжателем, то любуется им, восхищается его энергией и хваткой. Каупервуд – гений финансовых махинаций; следовательно, он художник, и все иные его деяния подчинены созидательным усилиям. «Финансовая деятельность – то же искусство, сложнейшая совокупность действий людей интеллектуальных и эгоистичных» [3, с. 148].
В «Стоике» Драйзер полностью развенчивает Каупервуда, его индивидуализм, его идеалы, связанные с преследованием личного интереса и наживы. «Капитализм неспособен предложить такие духовные ориентиры, которые направляли бы личность по пути выявления и полноценного развития ее лучших качеств; предлагаемый капитализмом ориентир — служение идее богатства и власти» [4, с. 152].
В романе «Гений» (1915) Драйзер обращается к теме деградации искусства в буржуазном обществе, гибели таланта, растлеваемого властью доллара. Талантливый художник Юджин Витла избирает темой своих картин бедствия американского трудового народа, «суровую нужду и серые будни». Он рисует рабочие предместья, трущобы Чикаго, негров-мусорщиков, детей бедноты...
Юджин Витла скоро обнаруживает, что его реалистические картины не имеют сбыта — их бойкотирует буржуазная публика. Не желая бедствовать и голодать, Витла уходит в рекламную фирму, помогающую торговым объединениям сбывать мыло, зубную пасту, сахар и т.п. Реклама оказывается выгоднее настоящего искусства, но Витла расплачивается за свой материальный успех тяжелой ценой: он по крупице утрачивает свой талант.
Показательна фраза Р. Спиллера, в которой наиболее ярко показано влияние идеологии личного успеха в США: «Каупервуд — художник власти, Витла — художник красоты. Человек власти — сильнее других; роман о власти — значительнее других романов» [6, с. 314].
По складу дарования Драйзер всё же тяготеет к большим социальным полотнам. Таков его роман «Американская трагедия» (1925). Судьба главного героя показана здесь на широком социальном фоне. Образ высокой стены, отделяющей несколько сотен богатых семейств от миллионов простых людей, неоднократно возникает в книге.
В центре повествования — история рядового американца Клайда Гриффитса, сына бедных родителей, уличных проповедников. Мрачные картины изнурительного фабричного труда, знакомство с жизнью и бытом рабочих семейств, зрелище рабочих трущоб, а с другой стороны, великолепные особняки его дяди и других богачей города — все это отпугивает Клайда от жизни рабочего и еще сильнее разжигает в нем желание попасть в мир роскоши и богатства. Для него, невежественного юноши, воспитанного в духе циничной буржуазной морали, тот мир кажется олицетворением красоты и счастья. Клайд (как и его реальный прототип убийца Честер Гиллет) всю жизнь слышит, что Америка — страна «великих возможностей», что каждый может здесь добиться успеха. И Клайд слепо тянется к богатству, к «успеху». Клайд Гриффитс — законное и естественное порождение Мечты, без которой не понять и его трагедии. Типично американской трагедии. «Нам даже не дано было возможности принять или отвергнуть мечту, — пишет в эссе «О частной жизни» Фолкнер, — ибо мечта уже обладала и владела нами с момента рождения» [4, с. 159].
Правда, теперь эта мечта уже окончательно принимает вид карикатуры на самое себя: «Еще прежде, чем он стал хоть что-то зарабатывать, он вечно мечтал: ах, если б у него были, как у некоторых юношей, хороший воротничок, тонкая рубашка, изящная обувь, хорошо сшитый костюм, щегольское пальто! О, красивая одежда, комфортабельная квартира, часы, кольца, булавки...» [1, с. 17].
Своих родителей Клайд презирает за то, что они бедны и непрактичны, не чета ликургским Гриффитсам, чье имя означало выдержку, энергию, способности и здравый смысл. Следует отметить, что при описании ликургских Гриффитсов Драйзер не скупится, показывая деловитость и предприимчивость фабрикантов. Они умны, прагматичны, прекрасно знают своё дело. При этом сразу заметно, что действие романа относится к эпохе «просперити» (20-е годы ХХ века): если в «Джунглях» Э. Синклера (начало ХХ века) стоял вопрос о том, чтобы найти работу как таковую, то здесь это не проблема – теперь ищут работу получше, более оплачиваемую. Таким образом, Клайд решается на убийство не потому, что перед ним встает угроза голодной смерти. В его случае главная причина, толкающая на преступление, — это не бедность в собственном смысле слова, а такое положение, когда в атмосфере всеобщей погони за успехом бьет в глаза резкий, разительный контраст между скромным жизненным уровнем, доступным большинству, и кричащим, выставляющим себя напоказ богатством немногих. В годы экономического подъема, когда оживает миф о «равных возможностях», контраст делается особенно нестерпимым.
Драйзер смог отметить характерную черту американского общества, а именно – определенную кастовость экономической элиты, которая всегда тяжело принимает молодое поколение дельцов: «Белла [из семьи ликургских Гриффитсов] быстро завязывала дружбу не только с отпрысками старинных и добропорядочных семейств, представлявших собою сливки местного общества, но также, к великому неудовольствию своей матери, с сыновьями и дочерьми семей, лишь недавно выдвинувшихся и потому значительно менее почтенных, – с детьми фабрикантов бекона или консервных банок, пылесосов, деревянных и плетеных изделий, пишущих машинок; все это были очень богатые люди, но в Ликурге их считали выскочками» [1, с. 157].
В романе веско аргументируется мысль о том, что американский капитализм несет ответственность за исковерканные души молодого поколения. Не оправдывая преступления Клайда Гриффитса, Драйзер в то же время находит место для сострадания. Ему жаль Клайда, одураченного, сбитого с пути ложными, фальшивыми идеалами буржуазного общества.
Драйзер в своих первых романах проводит следующую идею: отсутствие денег означает поражение, оно означает также недостаток образования, красоты; оно превращает человека, как это было с Клайдом Грифитсом, в жертву богатых, в жертву своих взаимоотношений с окружающими. Драйзер откровенно обнажает безжалостный и иерархический характер капиталистического общества. Красной нитью в его произведениях проходит следующая мысль: «Как тяжко быть бедняком, без денег, без положения в обществе и не иметь возможности жить так, как хочешь» [1, с. 286].
Драйзер был прирожденным художником; он писал о том, что знал, о том, кем был сам. В своем стиле, как и в своих темах, он был дитя своего времени.
Список литературы:
- Драйзер Т. Американская трагедия. Ч.1 // Драйзер Т. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.VIII. М., 1986. — 447 с.
- Драйзер Т. Титан // Драйзер Т. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. IV. М., 1986. — 591 с.
- Драйзер Т. Финансист // Драйзер Т. Собрание сочинений в двенадцати томах. Т.VIII. М., 1986. — 557 с.
- Зверев А.М. «Американская трагедия» и «американская мечта» // Литература США ХХ века: опыт типологического исследования. М., 1978. — 568 с.
- Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992. — 671 с.
- Литературная история Соединенных Штатов Америки. Т.3 / Под ред. Р. Спиллера. М., 1979. — 645 с.
дипломов
Оставить комментарий