Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2024 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ерофеева В.А. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(135). URL: https://sibac.info/archive/social/7(135).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА

Ерофеева Виктория Алексеевна

студент, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

Андреева Людмила Сергеевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доц., Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

РФ, г. Владимир

HUMAN LIFE: PREDESTINATION OR FREEDOM OF CHOICE

 

Victoria Erofeeva

student, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov,

Russia, Vladimir

Lyudmila Andreeva

scientific adviser, Candidate of Philology. of Sciences, Associate Professor, Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletov,

Russia, Vladimir

 

АННОТАЦИЯ

В статье приведен анализ философско-политических категорий «фатализм» и «волюнтаризм». Показано, какую роль они играют в жизни человечества.

ABSTRACT

The article provides an analysis of the philosophical and political categories "fatalism" and "voluntarism". It is shown what role they play in the life of mankind.

 

Ключевые слова: свобода, судьба, фатализм, волюнтаризм, миф, выбор.

Keywords: freedom, fate, fatalism, voluntarism, myth, choice.

 

Предопределенность и свобода выбора – две концепции, которые занимают мысли философов и ученых на протяжении долгих лет. Все ли уже предрешено или мы можем изменить ход событий в своей жизни – силой мысли, волей, действием?  Существует ли такое понятие как Судьба? Как жить в согласии с ней? Или же ее не существует, и мы сами создаем свое будущее?

Предопределенность, с одной стороны, предполагает, что у каждого уже заложен свой жизненный путь еще до рождения. Это можно сравнить со сценарием, который нельзя переписать. С другой стороны, свобода выбора предполагает, что каждый человек может сам принимать решения.

Для того, чтобы понять, мы познакомимся с различными отношениями к свободе человека позициями, которые присущи фатализму и волюнтаризму. «Фатализм» в переводе с латыни значит – судьба, рок. То есть вся жизнь человека предопределена религией, Богом или государством [6 с. 293–313]. Существуют разновидности фатализма: мифологический, религиозный, а также философский. В мифах разных народов занимает важное место представление о великой и невероятной силе, которая управляет людьми.

Можем вспомнить миф Эсхила «Прометей прикованный». Прометей крадет огонь для блага всех смертных. Зевс наказывает его за это: титан прикован на горе, и орел, который прилетал каждый день, выклевывал печень, вырастающую заново. Существует и более эзотерический вариант этого мифа. Где в левый бок божества вбили железный лемех.  Когда Прометей задал вопрос: «Почему вы делаете это со мною?» Ему ответил неизвестный голос из высот, даже выше Зевса: «Потому что так хочет Судьба, потому что это Судьба... [4 с. 2–3]»

Или же древнегреческие мифы о сестрах Мойрах. Они влияли на судьбу каждого человека и даже бога. Именно от них зависели рождение, жизнь, смерть. Мойра Клото давала жизнь, также имела дар предсказания. Мойра Лахесис распределяет жизненные жребии. Мойра Атропос осуществляла неизбежность [1].

Также можно рассмотреть Камю. А. «Миф о Сизифе». Сизиф обречен бессмысленно и бесконечно катить большой камень на вершину горы, который падал снова и снова, из–за того, что попытался сбежать из преисподней. В контексте данного мифа можно рассмотреть две точки зрения.

С точки зрения предопределенности, можем сказать, что Сизиф лишен свободы выбора. Его действия не имеют смысла, ведь он обречен на неизменный результат. Это бессилие человека перед мрачной и неизбежной судьбой. С точки зрения свободы выбора, Сизиф хоть и был обречен на тяжелый труд, это могло символизировать его стремление к схватке и непреклонности перед судьбой. Интерпретация этого мифа остается на усмотрение каждого [3].

Религиозный фатализм предполагает, что жизнь человека уже предопределена волей Бога. Познакомимся с соответствующим взглядом Мартина Лютера в его собственной работе: «О рабстве воли». В этом произведении говорилось: «свободная воля – пустой звук», «Ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости…Мы ничего не делаем по свободной воле, но все – в зависимости от предвиденья Божьего и от того, как Он творит по непогрешимой и неизменной Своей воле... [6 с. 293–313]» Лютер не исключает свободу выбора полностью, но думает, что она, скорее всего, обманчива, ведь ей управляет сатана. Также свободная воля может принести только зло. Хоть свободной волей и управляет сатана, но это все же проявление Божьей воли. Согласно Мартину Лютеру, человек должен понимать и верить в справедливость воли Бога, и никто не должен пытаться найти смысл в его действиях.

Под философским фатализмом понимается, что поведение человека предопределено высшей силой. Философский фатализм выделяет еще несколько видов: натуралистический, религиозный и социальный [6 с. 293–313]. В натуралистическом фатализме все события предрешены сцеплением естественных причин, следствий и закономерностей. В религиозном фатализме все события во Вселенной управляются определенным духовным началом [6, с. 293–313]. А социальный фатализм утверждает, что поведение человека определяется социальными законами.

Теперь рассмотрим понятие волюнтаризма. Это направление в философии, в котором воля является высшим принципом бытия. Если для фатализма свобода является обманчивой, то для волюнтаризма – настоящей, и именно в свободе действий человек сможет совершать себя, окружение и мир в целом. И можно сказать, что Жан–Поль Сартр относился волюнтаристски к пониманию судьбы. Он в своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» пишет, что человек осужден быть свободным и несет ответственность за самого себя, свои действия, а также всех людей [5]. Если человек слышит голос, то только ему решать, является ли услышанное гласом ангела. Если человек сочтет определенный поступок благим, то именно он решает, а не кто–то другой, благой этот поступок или же нет. А те люди, которые ссылаются на детерминизм, считаются трусами: «трус делает себя трусом, и герой делает себя героем» [5]. Кроме этого, к волюнтаристскому подходу можно отнести несколько идей герметизма. Это философское учение, которое изучает высшие законы природы, подчиняющейся принципу причинности и аналогии. В соответствии с ним эзотерик, стремящийся стать магом, добившись поставленных задач, сможет получить возможность полностью управлять собственной судьбой: он избавляется от воздействия Архонтов судьбы и блюстителей кармы, выходит из–под влияния «мировой души» (в современности «мирового компьютера») и становится полностью свободным, теперь он – сам себе хозяин.

Что же нужно знать и уметь, чтобы попытаться отобрать власть у Мойр и самим совершать собственную судьбу, опираясь на знание обстоятельств? Чтобы сознательно влиять на свою судьбу, а не «плыть по течению» и не подчиняться чужой воле можно предпринять данные действия:

  1. Определитесь с собственными желаниями, задайтесь вопросом: «Что мне действительно нужно?» И на основе этого ставьте себе конкретные цели, которые хотите достичь в жизни.
  2. Также нужно уметь «улавливать расположение фортуны», то есть увидеть спектр возможностей в рамках необходимости.  Это как    ловить момент, когда все идет по плану. Ты чувствуешь себя на высоте, готов ко всему и уверен в своей победе. Люди с помощью таких «знаков судьбы» могут даже достигнуть успеха.
  3. Необходимо понимать и принимать «упертые обстоятельства», которые мы не можем никак изменить. Есть даже притча-молитва: «Господи, дай мне спокойствие духа, чтобы принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого» [2 с. 278].
  4. Для осуществления задуманных планов необходимы воля, настойчивость и невозмутимость. Нужно помнить, что с возрастом некоторые «судьбинные» возможности сужаются.

Но все, что сказано здесь является лишь неким направлением. Ведь многие люди не следуют по какому–то определенному плану, а действуют по случайности или же чужому наставлению, не зная своих истинных желаний.

Считаю, что предопределенность и свобода существуют и взаимодействуют друг с другом. Свобода выбора в жизни человека проявляется в принятии решений и влияния на окружающую среду. Все люди, несмотря на свои природные предрасположенности, имеют возможность выбирать свое поведение, собственные ценности и цели, а также мировоззрение.

В качестве аргументов в пользу тезиса о том, что жизнь человека предопределена, можно рассмотреть научные открытия в области генетики и психологии. Ведь психологические и физиологические характеристики человека во многом определяются генетикой и окружающей средой, в которой он воспитывается и вырастает. Можно сделать вывод, что некоторые аспекты жизни человека определяются еще до его рождения. Например: характер, интеллектуальные способности, предрасположенность к определенным заболеваниям. Но это не значит, что человек не может изменить данные аспекты. Он сам решает, как использовать свои физические возможности, развивать способности, а также заботиться о собственном здоровье.

По сути вопрос о судьбе и свободе выбора в жизни человек не имеет окончательного ответа, ведь данные аспекты играют довольно важную роль в формировании судьбы человечества. Каждый способен сам решать, что для него является правдой, также определять собственный путь и вносить разнообразие в свою жизнь.

 

Список литературы:

  1. Григорьева Л. По следам имен Богов Греции. Мойры – судьба. [Электронный ресурс], –  https://proza.ru/2014/01/22/679?ysclid=lu1m1vbeow56642438
  2. Золотухина–Аболина. Е.В. Философская антропология. 2014. - С.278.
  3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. [Электронный ресурс],– https://nv-shulenina.narod.ru/kamumyth.pdf
  4. Ливрага Х.А. Предопределенность или свобода выбора? 2007. С.2 – 3.
  5. Сартр Жан–Поль. Экзистенциализм – это гуманизм.[Электронный ресурс], – http://m-magistr.ru/wp-content/uploads/2017/old/biblioteka/Predmetiliceya/literatura/Sartr_Ekzistentsializm_-_eto_gumanizm.pdf
  6. Финогентов В.Н., Рожкова Н.В. Основы философии. 2016. С.293–313.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.