Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 октября 2012 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ЦЕРКОВНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЮСТИНИАНА I: ПУТЬ К ЕДИНСТВУ ИМПЕРИИ
Казакова Надежда Васильевна
студент 5 курса, кафедра истории и культуры Древнего мира и Средних веков, г. Владимир
E-mail:
Лапшин Александр Геннадьевич
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ВлГУ, г. Владимир
E-mail: a-lapshin@vlsu.ru
Византия времен Юстиниана Iпревратилась в самое могущественное государство Средиземноморья. К середине 50-х годов VI в. территория Византийской империи увеличилась почти вдвое [3, с. 36]. Этот правитель всю жизнь посвятил осуществлению идеи возрождения былого могущества Римской империи. Традиционно считается, что в своей политике Юстиниан пользовался формулой «единое государство, единая вера, единый закон» [2, с. 174]. Поэтому одним из путей достижения поставленной цели было прекращение церковных распрей и искоренение язычества. Для него религиозные несогласия, вносившие смуту в государство, казались опасными с политической точки зрения: они угрожали единству империи. Император писал в 6 новелле, что он заботился о сохранении православной веры. Результатом такой политики он видел порядок в государстве [14].
Практически сразу после вступления на престол Юстиниан рядом указов 527—529 гг. обязывал тех, кто еще не был крещен, отправляться в христианские церкви всей семьей [7]. Однако, главный удар был нанесен Афинам, центру древних культов и языческих преданий эллинов [9, с. 148]. Уже во второй год своего царствования император издал эдикт о закрытии афинской философской школы [5]. После этого начались гонения на греческих философов [1]. С тех пор Афины стали маленьким провинциальным городом [9, с. 155]. Этот факт дает возможность полагать, что Юстиниану удалось сокрушить очаг языческой культуры и вступить на путь распространения христианской, преследуя цель создания единой империи во главе с христианским императором. Более того по всей Византии Юстиниан рядом указов начал гонение на греков-язычников. Их имущество было подвергнуто конфискации, так же им было запрещено принимать участие в управлении государством до приобщения к истинной вере [5].Не только философия, но и вся языческая культура стала подвергаться преследованию. Очевидно, что в это время слово «эллин» становится практически синонимом язычника, что отражено в сочинениях современников. Агафий Миринейский, византийский историк, современник событий, с презрением описывает языческие обряды персов по «эллинскому обычаю» [1]. Однако, о массовых истреблениях язычников не говорится ни в одном источнике, даже критикующем политику Юстиниана. Это дает повод полагать, что целью императора было приобщение приверженцев языческих культов к христианской религии, получение их поддержки. Моральным ударом по язычеству стало строительство собора Святой Софии в Константинополе. Ведь для украшения главного христианского храма в византийскую столицу были доставлены некоторые части памятников древнего языческого искусства [13, с. 223]. Вероятно, эти действия были направлены на то, чтобы показать подданным, исповедовавшим многобожие, мощь новой религии.
Но не только греческое язычество находилось в поле зрения византийского императора. Очаги язычества так же сохранялись и в восточных частях империи. Юстиниан подчинил некоторые малые народы и обратил их в христианскую веру [11]. Заботясь об укреплении влияния на африканском континенте, он старался обратить в христианство и языческие народы Ливии, которые исповедовали многобожие [2, с. 169.]. Юстиниан, позиционировавший себя христианским императором, естественно, не мог допустить присутствия язычников на территории своего государства. Его политике была свойственна постройка христианских храмов для завоеванных народов. Наряду с упоминанием о христианизации какого-либо племени или народа, мы всегда встречаем сведения о постройке церкви в этом месте. Здесь важным моментом является то, что в VI веке большинство очагов язычества находилось на окраинах империи. В этих условиях христианизация сирийских, палестинских, ливийских племен, строительство для них храмов и укреплений являлись частью мер по укреплению границ, т. е. еще один способ создания единой империи.
Помимоязычества в Византии уже получили распространение отверженные учения христиан, которые назывались ересями [12]. Объявленные еретиками становились практически бесправными. Для них появилось множество запретов, которые значительно ограничивали их свободу. Всем еретикам Юстиниан запретил придерживаться их верований, в случае непослушания было предусмотрено наказание: имущество таких людей описывалось, многие изгонялись из государства, еретикам запрещалось иметь должности и титулы [8, с. 76.]. Император шагнул в вопросе по борьбе с еретичеством еще дальше и направил свой взор на государства, где были распространены эти течения. Его борьба с арианами была выражена в форме военных предприятий на западе и в Африке, в государствах остготов и вандалов. Сам Юстиниан официально оправдал свои действия, заявив, что не хотел терпеть притеснения православных арианскими властителями [8, с. 23.]. Представляется, что в глазах многих подданных он выступил в роли истинного христианского императора, который решился очистить землю от варваров-еретиков. Впрочем, эта концепция восприятия народов, проживавших за пределами империи, как варваров была свойственна Византии. Африканский поход занял немного усилий. Юстиниан был удовлетворен тем, что вернул одну из бывших римских провинций и уничтожил народ вандалов. По его мнению, там теперь должна была господствовать единая вера [13, с. 261]. Война в Италии была тяжелой, шла с переменным успехом. Только в 554 г. эта территория стала частью Византии. Однако, еще один шаг на пути к единой империи с единой верой был сделан.
Заметное место в религиозном вопросе огромной христианской империи занимала ересь монофизитов. Она была распространена на обширных восточных территориях — Сирии, Палестине, Египте [13, с. 112]. Вопреки православному учению, монофизитство исповедовало, что Христос — Бог, но не человек [10, с. 77]. Юстиниан в начале своего правления был твердым защитником Халкидонского собора и его постановлений [4, с. 230], по которым осуждались ереси несториан и монофизитов. Но отношения властей к последней ветви еретичества нельзя назвать борьбой, как это было с арианством. По прошествии нескольких лет нахождения на троне, Юстиниан осознал необходимость поиска компромиссов с монофизитами. Такая политика примирения с еретическим движением имела под собой не только религиозные, но и политические мотивы, а именно — стремление удержать восток и укрепить территориальное и политическое единство империи. Отношения Юстиниана с монофизитами выстраивались не просто, императору приходилось лавировать среди интересов Рима, православного византийского клира и монофизитов. Все его правление вплоть до Пятого Вселенского собора прошло в попытках устранения противоречий, возникших в христианстве.
Монофизитские историки датируют 531 годом изменение политики императора в благоприятную для них сторону благодаря влиянию Феодоры, его супруги. Юстиниан вел беседы в дворцовой библиотеке с монофизитскими монахами, собранными императрицей [7]. Между правителем и священнослужителями шли диспуты о путях достижения унии и преодоления разногласий в вероучениях. Юстиниан и Феодора поддерживали связи с Антиохийским патриархом Севиром, главой монофизитов [4, с. 230]. В 532 году состоялось совещание Юстиниана с северианами (основной ветвью монофизитства). На нем впервые были предложены меры к преодолению церковного раскола [13, с. 244]. Но компромисс не был найден. Очевидно, что «политика переговоров» с монофизитам не дала результатов. Тогда им в угоду в 544 г. Юстиниан издает знаменитый указ «О трех главах», который анафематствовал, т. е. отлучал от церкви трех авторов несторианского толка. Этот акт породил множество богословских споров. Византийские ортодоксы не поддерживали действия императора. Начались разделения и споры на всей территории Византийской империи [6]. В это время папу Вигилия доставили в Константинополь [5]. Даже один этот факт о том, что папу практически насильно везли в столицу, говорит о том, что духовенство не принимало указ «О Трех Главах», а Юстиниан старался всеми силами придать ему законную силу. В этих условиях назрела необходимость созыва Вселенского собора. Пятый Вселенский собор 553 года в ходе длительных заседаний всё-таки принял постановление об осуждении авторов несторианских богословских сочинений. Стоит заметить, что в это же время было повторено осуждение ересей ариан и монофизитов [7]. Всё это говорит о том, что Юстиниан добился своей цели в ходе богословских споров — ему удалось сохранить равновесие в империи. Ведь в данном случае он не мог применять насилие в сторону еретиков-монофизитов, т. к. они были обширно представлены в восточной части Византии, и ко всему прочему среди них появлялись сепаратистские настроения.В угоду православных на соборе были осуждены ереси ариан, несториан и монофизитов, но и последние получили уступку в виде осуждения несторианских сочинений. Юстиниан повел себя как мудрый правитель, стараясь лавировать между интересами монофизитов, Византийской и Римской церквей для того, чтобы не оттолкнуть от себя ни одну из сторон, стремясь к созданию крепкой империи, основанной на единой вере.
Благодаря проведению активной церковной политики Юстиниану на время своего правления удалось добиться относительного религиозного спокойствия в государстве, а с помощью этого приблизиться к своей цели — восстановлению Римской империи.
Список литературы:
- Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. Электоронная библиотека. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://bookz.ru/authors/agafii-mirineiskii/o-carstv_415/page-6-o-carstv_415.html(дата обращения: 07.10.12 г.)
- Васильев А.А. Юстиниан и его преемники // История Византийской империи. Т. 1. (время до крестовых походов). М.: 2000. — 511 с.
- Гийу А. Византийская цивилизация / А. Гийу. М.: У-Фактория, 2005. — 234 с.
- Евагрий Cхоластик. Церковная история / Перев. СПб. Духовной Академии. М.: Экономическое образование, 1997. — 639 с.
- Иоанн Малала. Хронография // Восточная литература: средневековые исторические источники востока и запада. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Malalas/frametext.htm. (дата обращения: 12.09.12 г.)
- Иоанн Эфесский. Церковная история // Средневековые исторические источники Востока и Запада. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Ioann_Efess/text14.phtml?id=667(дата обращения: 12.09.12 г.)
- Карташев А.В. Вселенские соборы // Православная беседа. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL:http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=872(дата обращения: 20.05.12 г.)
- Конституции / в пер. Л.Л. Кофанова. М.: Статут, 2002. — 230 с.
- Культура Византии IV— пер. половина VII вв / отв. Ред. Удальцова. М.: Наука, 1984. — 723 с.
- Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.) / М.Э. Поснов. Киев: [Б. м.], 1991. — 329 с.
- Прокопий Кесарийский. О Постройках. // Прокопий Кесарийский. О постройках. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://myriobiblion.byzantion.ru/prokopij/p_aed.htm(дата обращения: 6.10.12 г.)
- Прокопий Кесарийский. Тайная история // Электронная библиотека. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://royallib.ru/book/prokopiy_kesariyskiy/taynaya_istoriya.html(дата обращения: 6.10.12 г.)
- Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 1: Период I(до 527 г.), Период II(518—610 гг.) / Ф.И. Успенский. М.: АСТ, 2001. — 635 с.
- The novels of Justinian. Nov. 6. Preface. // Новеллы Юстиниана в переводе С.П. Скотта. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://webu2.upmf-grenoble.fr/DroitRomain/Anglica/N6_Scott.htm(дата обращения: 8.09.12 г.)
отправлен участнику
Оставить комментарий