Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 октября 2012 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА
Батчаева Аминат Абрековна
студент 4 курса социально-психологического факультета Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
E-mail:
Бурцева Ирина Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
Проблема неравенства, справедливости взаимоотношений, складывающихся между людьми, всегда являлась актуальной с точки зрения изучения ее учеными.
В течение всего хода развития цивилизации факт существования социального неравенства оставался неизбежным. Неравенство во все времена осуждалось людьми, подвергалось мощной критике, не вызывало приязненного отношения у представителей общества, однако в ходе исторического развития люди с неизменным упорством противились созданию «идеальных» обществ, в основе которых лежит идея социального равенства и отсутствия угнетения одних представителей общества другими.
Общества с высоким уровнем развития отличаются тем, что в них происходит неравное распределение всех видов благ, возможностей, вознаграждений, как между различными группами, существующими в рамках общества, так и между отдельными личностями.
Структура любого общества имеет множество параметров, например, возрастных, демографических, этнических, социально-классовых и т. п. Структурирование общества создает предпосылки для возникновения социального неравенства, поскольку каждый человек принадлежит к различным профессиональным, социальным, возрастным и т. п. группам. Наличие различий в генетическом или физическом потенциале также может являться основанием для возникновения неравных отношений. Однако следует подчеркнуть, что социальное неравенство в обществе порождается, прежде всего, объективными факторами [3]. Для любого общества характерно наличие социального неравенства.
Мы полагаем, что неравенство можно охарактеризовать как показатель, с помощью которого можно констатировать, что определенные группы в обществе расположены ниже или выше по отношению к другим группам. В общественных науках наиболее известным термином, характеризующим особенности неравенства между группами людей, является термин «социальная стратификация».
Данное понятие объясняет различия в социальном положении, как отдельных индивидов, так и групп, подчеркивает социальную неоднородность всего общества в целом. Социальная стратификация отражает процесс и результат общественной дифференциации на социальные группы, которые различаются, в первую очередь, по статусу в обществе. Основания для разделения общества на страты достаточно многообразны, и являются, как объективными, так и субъективными. Наиболее значимыми являются следующие основания: доход, профессия, образование, собственность, престиж, участие во власти [4].
Значение термина «стратификация» требует определенного пояснения. В общественные науки термин пришел из геологии, где с его помощью объясняют вертикальное расположение пластов Земли. В науках об обществе проводится аналогия между строением Земли и строением общества. Страты (социальные слои) размещают по вертикали, в качестве основания выступает лестница доходов, в которой верхнюю ступень занимают богатые, среднюю — достаточно зажиточный слой населения, а нижнюю — небогатая группа населения [2].
Развитие человеческой цивилизации сопровождалось неравенством на всех его этапах. В первобытнообщинном строе, когда имущественные различия между людьми практически отсутствовали, общество все равно сохраняло признаки неравенства. Внутри общины некоторые люди имели более высокий статус благодаря своим умениям. Одни члены общины стояли выше по отношению к другим, поскольку храбро вели себя на охоте, другие были более ловкими и сильными, третьи — умели общаться с духами. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в первобытнообщинном строе явление стратификации не носило ярко выраженного характера, поскольку социальное неравенство носило незначительный характер. По мере развития человеческого сообщества явления неравенства стали более заметными. Социальное неравенство поделило людей по уровню доходов, образованию, обладанию властью. Касты, сословия, классы — характеризовали принадлежность людей к различным ступеням социальной лестницы. Переход с одной социальной ступени на другую в некоторых обществах был разрешен, в других — запрещен. Свобода социальных перемещений характеризует общество с точки зрения его закрытости или открытости. Охарактеризуем основные типы стратификации: рабовладельческий, кастовый, сословный, классовый.
Начнем обзор с рабства как первого исторического типа стратификации. В древнем Египте, Китае, Риме, Греции, Вавилоне существовало рабство, представляя собой правовой, социальный, экономический вид порабощения людей. Рабовладельческий строй показателен с позиции того, что он связан с крайней степенью неравенства, поскольку раб лишался любых прав. История полна свидетельствами многочисленных сопротивлений со стороны рабов. К сожалению, чаще всего восстания рабов жестоко подавлялись. Необходимо отметить, что все системы, основанные на рабстве, носили неустойчивый характер. Достижение высокой производительности рабского труда достигалось благодаря жестоким наказаниям и постоянному контролю со стороны рабовладельцев. Распад рабовладельческих систем произошел из-за того, что экономические и иные стимулы более эффективны и продуктивны, чем прямое принуждение. Данный институт начал разрушаться после того, как рабы Северной и Южной Америки обрели полную свободу.
Характеризуя кастовый строй, важно подчеркнуть, что он свойственен немногочисленным странам. Через рабовладельческий строй прошли очень многие страны, разумеется, в разной степени, а касты свойственны частично Африке и целиком Индии. Индия является классическим примером кастового строя, в ней кастовая организация охватывает всю социальную систему.
С самого рождения каждый гражданин Индии принадлежит к определенной касте, составляющей социальную группу. При жизни переход из одной касты в другую запрещен. Чтобы перейти из одной касты в другую человеку надо родиться заново. Индусская религия закрепляет кастовой положение в своих постулатах. По ее воззрениям, каждый человек проживает не одну жизнь, а несколько. Пребывание в определенной касте зависит от того, как человек вел себя в предыдущей жизни. Перечислим основные касты Индии, начиная с верхней ступени социальной лестницы, и опускаясь до нижней: жрецы (брахманы), военная аристократия (кшатрии), земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники (вайшии), несвободные общинники, слуги, рабы (шудры), люди, для которых контакты с другими кастами полностью исключены (неприкасаемые). В 50-е годы прошлого века кастовая система в Индии была запрещена, однако проявления кастовых предрассудков и неравенства можно встретить и в современной Индии.
Социальная группа, располагающая закрепленным обычаем, и обладающая юридическим законом, а также передаваемыми по наследству правами и обязанностями называется сословием. Статус сословия определялся расположением в общественной иерархии, если сословие занимало высокие позиции в обществе, то оно располагало высоким статусом. В отличие от каст, в сословной системе допускались межсословные браки. Индивидуальные проявления мобильности также изредка допускались. Например, чтобы стать рыцарем простому человеку, ему необходимо было купить специальный титул у правителя. Этот пережиток до сих пор практикуемся в современной Англии.
В принципе, сословная стратификация была характерна для всего феодального периода в Европе. Средневековая Франция является наиболее наглядным образцом сословного строя, в ней в то время имелись следующие сословия: крестьяне, ремесленники, торговцы, слуги, дворянство, духовенство.
Классовый строй по многим показателям отличается от рабовладельческого, сословного, кастового. Классы, в отличие от других видов страт, не зависят от религиозных или законодательных концепций. Принадлежность к тому или иному классу не зависит от врожденного статуса, чем бы он ни определялся — обычаями или законами. В сравнении с указанными стратификационными системами, классовые системы более динамичны, границы каждого класса не имеют четких однозначных очертаний. Формальных ограничений на браки между людьми из различных классов не существует [1].
Наличие классов связано с экономическими факторами: неравенство в экономическом положении групп в обществе проявляется в различном объеме владения материальными благами и контроля над ними, а в других стратификационных системах главенствующую роль играют внеэкономические факторы.
Для современного западного общества характерны такие типичные классы: рабочий класс (люди, занятые физическим трудом), средний класс («белые воротнички», служащие и специалисты), высший класс (промышленники, богатые люди, предприниматели, высший слой топ-менеджмента, владеющий или непосредственно контролирующих средства производства).
Теория социально-экономической неоднородности труда является ключевой для понимания механизмов возникновения социального неравенства. В обществе люди выполняют качественно неоднородные виды труда. Для удовлетворения общественных потребностей требуется участие людей в экономически неравных видах труда, которые имеют разную степень общественной полезности. Можно с уверенностью утверждать, что неоднородность труда — это и следствие и причина обладания престижем, властью, собственностью для одних людей, и отсутствия этих статусных характеристик у других людей [5].
Таким образом, можно констатировать, что стратификация есть типичное, социальное разделение общества, которой свойственна иерархия, поддержка со стороны многочисленных социальных институтов, это явление воспроизводимое и постоянно меняющееся. Физиологические и психологические особенности людей могут являться естественной причиной для появления социального неравенства. Также экономическая, политическая, правовая, культурная структуры общества порождают социальное неравенство в достаточно неизменяемых формах.
Список литературы:
- Гидденс Э. Социология, М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
- Кравченко А.И. Социология: Общий курс: учебное пособие. М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. — 640 с.
- Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учебное пособие. М.: Наука, 1995. — 237 с.
- Тадевосян Э.В. Социология: учебное пособие. М.: Знание, 1999. — 272 с.
- Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 526 с.
дипломов
Оставить комментарий