Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2013 г.)

Наука: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Махмудов У.Б. ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ В ХОРЕЗМЕ АНТИЧНОЙ ЭПОХИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info/archive/social/9.pdf (дата обращения: 18.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОХОРОННЫЕ  ОБРЯДЫ  В  ХОРЕЗМЕ  АНТИЧНОЙ  ЭПОХИ

Махмудов  Умрбек  Бахтырович

студент  3  курса,  кафедра  истории  УрГУ,  г.  Ургенч

E-mailumrbek-7424@mail.ru

Нуруллаева  Шоира  Қушназаровна

научный  руководитель,  канд.  истор.  наук  УрГУ,  г.  Ургенч

 

В  античный  период  в  Хорезме  был  распространен  похороны  ассирийского  типа,  суть  его  сводилась  к  тому,  что  кости  погибшего  были  расчищены  и  хранились  в  специальных  астаданах.  Своеобразия  таких  обрядов  дает  возможность,  размышлять  о  том,  что  существовал  отдельный  Хорезмский  вариант,  зороастризма,  который  был  связан  с  местными  верованиями.  Похоронные  обряды  в  астаданах  в  Хорезме  имеют  сложную  историю.  Это  сжигание  умершего  и  хранение  их  на  высоких  вершинах.

До  сегодняшнего  времени  в  Хорезме  обнаружены  объекты  могил,  сохранённые  в  астаданах,  их  число  достигает  до  40. 

В  Древнем  Хорезме  памятников  предназначенных  для  похоронения  людей  можно  разделить  на  следующие  типы:

1.  Сооружения,  где  хранились  астаданы    некрополе 

2.  Астаданые  хранящие  в  доме

3.  Места,  где  хранятся  трупы  —  дахма

4.  Маленькие  дома,  где  проводились  похоронные  обряды.

Некрополи,  где  хранятся  астаданы  —  расположены  на  высоких  вершинах. 

Они  расположены  в  горах,  на  вершинах,  на  отброшенных  городах.  Найдены  и  изучены  несколько  некрополи.  Один  из  них  расположен  в  краях  восточного  Султана  Уайса. 

Остатки  астаданов  расположены  на  естественно  и  искусственно  образованных  местах  [3.  с.  112].

Бештепинский  некропол  —  расположен  в  20  км  от  Нукуса. 

В  некрополях  горной  системы  юго-восточного  Султана  Уайса  найдены  останки  астаданов  (IV  в.  до  н.  э.  —  IV  нашей  эры.)  [4.  с.  97].

Некрополе  большого  города  Древнего  Маздакхана  расположен  рядом  с  поверхностью  города  Гауркалъа.  Похоронные  обряды  стали  проводиться  во  II  в.  до  н.  э.

Астаданы  и  посуды  найдены  из  глубинного  песочного  грунта  [3.  с.  113].

Город  Калъаликир  I  тоже  стал  использоваться  для  некрополя  (V—IV  в.  до  н.  э.).  Здание  дворца  было  преобразовано  в  место  для  хранения  астаданов.

На  стенах  тоже  сооружалась  места,  где  хранились  астаданы  или  кости,  обведённые  материалом. 

Астаданы  в  том  же  положении  ставились  на  оборонительных  стенах  [3.  c.  118]. 

Из  территории  нескольких  домов  были  найдены  курганчики,  где  хранились  астаданы. 

В  Хорезме  была  традиция  хранения  костей  обожествлённого  предшественника.  Об  этом  свидетельствуют  информации  из  китайских  источников  [1.  с.  76].

В  сельских  кругах  Древнего  Хорезма  одна  комната  сооружалась  особо.  В  основном  с  этой  комнатой  связано  останки  фрагментов  астаданов.  Эта  комната  предназначена  для  временного  хранения  мёртвых  и  с  проведением  обрядов  связанных  с  духами  предков.

Чилпиккалъа  в  Хорезме  был  специальным  местом  для  хранения  мёртвых,  то  есть  являлся  дахмой.  Этот  памятник  расположен  на  вершине  в  43  км  в  юг  от  Нукуса. 

По  плану  площадь  70—65  м,  яйцевидная  в  центре  существует  площадка  окружённая  15  м  глиняными  стенами.  По  параметру  обведён  сетью  труб,  они  сделаны  из  частей  Крамника.  Этот  приём  выносит  дождя  наружу  из  здания.  Вход  в  сооружение  осуществляется  через  пандус,  потом  через  лестницы.  Этот  вход  расположен  на  западной  стороне  здания.

Вокруг  Чилпиккалъы  во  всех  высотах  обнаружены  некрополы.

В  качестве  дахмы  использовался  гончарное  сооружение  у  северной  стены  крепости  [4.  c.  95]. 

Там  найдена  череп,  и  кости  скелетов.  С.П.  Толстов  впервые  ввёл  идею  что  Чилпиккалъа  это  дахма.  С  похоронными  обрядами  ещё  связаны  сооружения  Куйкирилганкалъы.  В  центре  крепости  сооружалась  здание,  где  хоронились  вельможи,  следы  костра  показывают  что  похоронный  обряд  связан  с  сжиганием  тела  умершего.  Потом  это  сооружение  стал  молельным  домом  [2.  c.  126]. 

В  городах  Кухандиз  и  Калаликир  (левая  сторона  Хорезма)  были  обнаружены  огневики.  связанные  с  похоронными  обрядами.

В  одной  из  комнат  дворца  в  Кухандизе  (III—IV  век)  найдены  кости  и  череп. 

Стены  украшены  рисунками.  Еще  в  комнате  найдены  астаданы  в  виде  статуи  [4.  c.  102].

Точно  такие  типы  комнат  найдены  в  Калаликире.  Там  тоже  обнаружены  кости,  останки  статуев,  маски,  сделанные  из  алебастра.

Астаданы  в  основном  были  из  кремния  и  ещё  обнаружены  в  малой  численности  астаданы,  сделаны  из  камня  и  алебастра,  существует  ещё  астаданы  из  глины. 

Несмотря  на  то,  что  в  Хорезме  главенствовал  обряд  похоронения  на  дахме,  существовали  и  другие  похоронные  обряды  [3.  c.  122]. 

Похороны  такого  типа  можно  увидеть  в  найденных  останках  вокруг,  города  Кухандиз  напротив  Киркизкалъа  рядом  с  курганом  №  37  Бургуткалъы.

Тоже  раскопки  были  проведены  в  одном  из  кладбищ  Базаркалъы. 

Это  кладбище  расположен  в  120—160  м.  на  востоке  от  города  Базаркалъы,  среди  песка.  В  результате  деформации,  гробницы  вышли  наружу.  Трудно  дать  ответ  на  то,  что  имелись  ли  над  ними  сооружения  или  нет.  Расположение  мертвых  на  кладбище  очень  интересно.  В  могилах  больше  встречается  случаи,  когда  позвоночник  лежал  прямо,  а  иногда  головой  в  бок.  В  редких  случаях  они  встречаются  и  в  закрытых  могилах  [2.  c.  128].

Их  похоронили  не  так  глубоко  и  осыпали  песком.  В  регионе  Древнего  Хорезма  особое  место  занимает  моление  к  огню. 

Аташкады  Кангюйской  эпохи  (комнаты  огня)  найдены  и  изучены  в  Жанбаскалъе.  Она  соединялась  с  улицей  начинающаяся  с  ворот  города.  В  одной  из  небольших  комнат  города  было  расположено  специальное  яйцевидное  место  для  огня,  которая  вокруг  стены  была  построена  супа  из  глины.  Было  запрещено  внести  священную  огонь  из  комнаты,  поэтому  его  горшки  были  крепко  креплены  на  пол  [3.  c.  123]. 

При  изучении  остатков  сооружений  расположенных  в  конце  центральной  улицы  Жанбаскалъы  обнаружена  храм  огня.  В  центре  сооружения  стояла  вечная  огонь.  Под  внутренней  стеной  сооружения  построена  длинная  супа,  а  рядом  с  аташханой  комната  для  проведения  религиозных  обрядов. 

Найденные  множество  остатков  костей  в  комнате  показывают,  что  в  этой  комнате  готовили  религиозные  блюди.  Приготовление  религиозных  блюд  в  Центральной  Азии  в  том  числе  и  у  хорезмийцов,  в  некоторых  кишлаках  существование  до  наших  дней  оташханы  доказательствуют  о  том,  что  они  остатки  религиозных  обычай  того  времени. 

Керамические  статуэтки,  картины  лошадей,  нарисованные  в  посудах  встречающиеся  в  Жанбаскалъе  и  в  других  памятниках  показывают,  что  хорезмийцы,  кроме  этого  зороастризм  вера  исповедали  к  природным  силам,  к  некоторым  животным  и  к  огню.  Образы  лошадей  встречаются  ещё  в  похоронных  коробках  (ассуарий)  [1.  c.  65]. 

Нужно  отметить  что,  в  Средней  Азии  именно  в  Хорезме  найдены  множество  ассуарий  чем  на  других  территориях.  Например,  вокруг  Куйкирилганкалъы  и  Калаликира  найдены  более  100  ассуарий.  Среди  них  отличается  коробка  в  виде  четверо  угольника  и  в  крышке  которой  есть  статуэтка  сидячего  мужика  у  которого  бороды  пострижены  по  хорезмские  среди  ассуарий  сделанных  из  алебастра,  из  глины,  из  керамики  и  из  камня  найденных  в  последнее  время  из  Калъаликира  отличаются  такие  круглы  похоронные  коробки  в  крышке  которых  нарисованы  рисунки  птицы  [1.  с.  66]. 

Описание  похоронных  обрядов  в  материальных  источниках  показывают,  что  люди  в  IV  в.  до  н.  э.  и  IV  в.  н.  э.  вера  исповедали  к  религиям  зороастризм,  буддизм  и  к  другим  религиям.  Описание  похоронных  обрядов  на  высшем  уровне  в  материальных  источниках  показывают,  что  знание  людей  того  времени  начало  потихоньку  развиваться.  Если  соединить  то  время  с  сегодняшним  днем,  то  мы  увидим,  что  если  в  семье  кто-то  умрет,  на  костре  не  сжигали  огонь,  то  есть  еду  не  готовили.  Кроме  этого,  в  такой  семье  40  дней  не  стирали  одежду,  не  делали  теста,  не  отмечали  праздники.  До  сегодняшнего  времени  такие  обычаи  сохранились.  Такие  обряды,  обычаи  занимают  особое  место  в  менталитете  народа  узбеков.  Хоть  похоронные  обряды,  хоть  свадебные  обряды  они  приходятся  к  древним  обычаям  и  обрядам. 

 

Список  литературы:

  1. Жуманиёзов  Р.  Истории  Древнего  Хорезма  Ургенч,  1993,  —  271  с. 
  2. Машарипов  А.  Древний  Хорезм,  Ургенч,  2005  —  272  с. 
  3. Толстов  С.П.  По  следам  древнехорезмийской  цивилизации  М.,  «Наука»,1948,  ―  317  с. 
  4. Толстов  С.П.  По  древним  дельтам  Окса  и  Яксарта.  М.,  «Наука»,  1962,  —  333  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.