Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шушаев М.А., Атавова С.С. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ФИЛОСОФИИ АВИЦЕННЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(52). URL: https://sibac.info/archive/social/5(52).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В ФИЛОСОФИИ АВИЦЕННЫ

Шушаев Мухаммед Адильханович

студент 2 курса, Медицинский Институт СурГУ,

РФ, г. Сургут

Атавова Сабина Султановна

студент 2 курса, Медицинский Институт СурГУ,

РФ, г. Сургут

Нестерова Оксана Юрьевна

научный руководитель,

канд.филос. наук, доцент СурГУ,

РФ, г. Сургут

Арабская философия – это вполне самостоятельное направление философии, складывающееся в эпоху Средневековья на территории арабоязычной цивилизации. К этому направлению относят и некоторых средневековых еврейских мыслителей, писавших на арабском языке.

Возникновение арабской философии связано с деятельностью ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, закончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии. В IX веке арабские мыслители знакомятся с естественнонаучным и философским наследием античности. Их особое внимание привлекает философия Аристотеля. Изучение его философского наследия и разработка его идей  приводят к формированию арабского направления аристотелизма.

На рубеже X - первой трети XI столетия на Востоке жил так называемый «второй учитель», т. е. второй после Аристотеля, который на тот период считался непогрешимым авторитетом в вопросах науки и философии. Звали этого выдающегося ученого-энциклопедиста Авиценна или Ибн Сина.

Ибн Сина родился 16 августа 980 года в небольшом городе Афшана. Свое начальное образование получил от отца, который занимал пост чиновника администрации. С большим интересом осваивал различные науки: риторику, литературу, историю, грамматику и к 17 годам он был известен как врач, который вылечил правителя, что не удавалось сделать никому. К 18 годам Ибн Сина завершил свое образование, став мудрым ученым. По словам самого философа, после окончания своего обучения ничего большего он так и не узнал. После смерти отца Авиценна принимает решение о переезде и на новом месте начинает работу над своими многочисленными трудами [2].

Одной из центральных проблем, которой арабский ученый уделял особое внимание, был вопрос о природе человека. Мысли Ибн Сины, его предположения и догадки остаются актуальными и для современной науки. Особенно востребованными они становятся в кртитические периоды истории, когда меняются социальные условия и нормы жизни.

Общетеоретическая часть антропологических воззрений Ибн Сины включает в себя проблемы сущности человека, его происхождения и развития познавательные возможности человека; проблемы цели и смысла жизни человека; смерти и потусторонней жизни человека; общей и индивидуальной природы человека, проблема о душе (психология), а также подсознательные явления человеческой психики. В рамках этих воззрений Ибн Сина излагает ряд гипотетических идей о зарождении жизни, о генезисе человека и его развитии, в основу которых положен эволюционный принцип развития [4].

Практическое содержание антропологии Ибн Сины связано с познанием и постижением нравственных и духовных основ бытия человека, лежащих в основании его поступков. К основным вопросам философии Авиценны относятся также природа добродетелей, вопрос о счастье, проблема свободы воли, концепция любви и др.

В основе антропологии арабского мыслителя дуалистическое учение о взаимодействии души и тела, материи и формы, добра и зла, разума и веры. Цель и счастье человека, по мнению Ибн Сины, состоит в духовном и нравственном совершенствовании, а высшим его проявлением является познание Бога.

Наследие Авиценны насчитывает более 100 книг, таких как «Трактат о пульсе», «Поэма о медицине», «Канон врачебной науки», в которых изложены взгляды в области философии, врачевания, политики и др.

Работа Авиценны «Канон врачебной науки» содержит достаточно детальное описание анатомии человеческого тела, а также анализ заболеваний нервной системы и психических расстройств. Автор указывает на взаимосвязь между патологическими заболеваниями органов и психическим состоянием больного человека. Многие положения данной работы развивают идеи, изложенные в философских системах Платона и Аристотеля.

Авиценна был первым из философов кто начал исследование в области возрастной психологии. Он изучал взаимосвязь между физиологическим развитием человека и его психологическими особенностями в различные периоды жизни. Он описывает четыре периода в жизни человека: 1) рост (от рождения и до 30 лет – младенчество, детство, юность); 2) остановка роста (от 30 до 40); 3) понижение при сохранении сил (от 40 до 60 лет); 4) упадок при ослаблении сил (от 60 и до смерти). Огромное внимание при этом он уделяет процессу воспитания человека. Мыслитель утверждал важность эмоций, которые ребенок переживает в детстве. Они играют важную роль в процессе становления личности человека, формируя ее мировоззрение.

Еще одной выдающейся работой Авиценны является трактат «О неповторимости и уникальности конституции тела человека». В нем автор утверждал: «Редко бывает, чтобы кто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру» [3]. Основой разнообразия человеческих личностей являются различные сочетания и степени уравновешенности элементов организма. Авиценна говорил, что при равности этих составляющих натура является уравновешенной, а при смещении в ту или иную сторону происходит ее изменение. Он утверждал, что абсолютно уравновешенных натур нет [2].

Человеческие характеры, по мнению Авиценны, делятся на четыре вида: горячие, холодные, сухие и влажные. Нет абсолютно устойчивых и однородных характеров, т.к. они все время меняются. В современной психологии их можно соотнести с типами темпераментов. К тому же арабский мыслитель проводит четкие различия между поведением человека и животных. «Мы утверждаем, что человеку присущи такие особенности действий, исходящих из его души, которые отсутствуют у других живых существ», - писал Ибн Сина [1].

Он также продолжает развивать античное учение о природе пневмы. По его мнению, пневма представляет собой субстанцию, состоящую из четырех  парообразных соков организма. Авиценна описывает три вида пневмы: естественную(природную), животную и душевную (разумную)[2].

Естественная пневма является основой силы, роста, размножения. Душевная пневма – это основа жизненности организма, его способности адаптироваться и изменяться. Животная пневма занимает промежуточное положение. Потеряв дущевную силу, организм остается живым, используя животную. При потере животной силы он умирает. Душевная сила вне человека является причиной его ощущений. Внутри человека она становится основой его восприятия, представлений и памяти.

Авиценна также стремился установить связь между различными зонами мозга и его функциями. Он подробно анализирует чувственное познание человека, описывая его интенсивность и длительность. Интенсивность определяется сравнением ощущений и их влиянием друг на друга. Чувственность характеризуется величиной возникших эмоций, вызвавших положительное впечатление.

В работе Авиценны «Этика»  излагаются принципы врачебной этики и деонтологии. Занятия врачебной деятельностью стали источником многих его размышлений и теорий. Описывая способы оказания медицинской помощи, философ особое внимание уделяет общению врача и больного. Важнейшим лечебным средством ученый считал слово. Он писал: «Есть три средства для того, чтобы вылечить больного: при помощи слова, снадобий приготовленных из трав и третье средство - нож» [1].

Говоря о профессиональных качествах врача, Авиценна писал: «Врач должен обладать глазом сокола, мудростью змеи, сердцем льва и руками девушки» [1]. Подобным образом мыслитель дает характеристику физических и духовных качеств представителей врачебной профессии, которые являются необходимым условием для постановки верного диагноза и назначения своевременного лечения.

Ибн Сина всю свою жизнь не преставал трудиться и отдавал себя на пользу обществу, не смотря на многочисленные испытания, которые выпали на его жизненном пути. В его биографии чередуются периоды богатства и нищеты, взлетов и падений. Трудности, с которыми он постоянно сталкивался - постоянные скитания, преследования, ежедневный труд - подорвали здоровье ученного. Он умер в достаточно молодом возрасте.

Прошло уже более десяти столетий, с тех пор, когда жил и творил величайший философ. Но несмотря на прошедшее время, идеи и мысли Авиценны остаются актуальными и сегодня. К его трудам продолжают обращаться современные исследователи. Они находят в них ответы на свои вопросы, отталкиваются от его представлений о природе человека, его тела и души. Можно смело утверждать, что Авиценна внес очевидный вклад в понимание сущности человека и смысла его существования.

 

Список литературы:

  1. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки // [Электронный ресурс]  Режим доступа.—URL: http://medic.news/istoriya-meditsinyi_825/obschiy-rejim-dlya-24292.html. (дата обращения 02.04.2017).
  2. Асимова М., Диноршоева М. Ибн Сина. // Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980 г. 552 с.
  3. История медицины. Учение о четырех элементах.//[Электронный ресурс]  Режим доступа.—URL: http://www.remedygroup.uz/index.php?option= com_ content&view=article&id=130&Itemid=168&lang=ru (дата обращения 12.04.2017)
  4. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М.: Мысль, 1985. 212 с.
  5. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Ред. кол.: И. Т. Фролов и др. / Сост. П. С. Гуревич. М.: Наука, 1991. 422 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий