Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2017 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Асадова О.А., Ахундзаде Н.Э. ПРОБЛЕМА САМОПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(52). URL: https://sibac.info/archive/social/5(52).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 69 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПРОБЛЕМА САМОПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Асадова Оксана Абдулла кызы

студент 2 курса, Медицинский Институт СурГУ,

РФ, г. Сургут

Ахундзаде Нурана Эльчин кызы

студент 2 курса, Медицинский Институт СурГУ,

РФ, г. Сургут

Нестерова Оксана Юрьевна

научный руководитель,

канд. филос. наук, доцент СурГУ,

РФ, г. Сургут

Что представляет собой человек? В чем смысл его жизни? Как он выбирает свой жизненный путь и способен ли он осуществлять свободный выбор? Названные вопросы интересуют человечество на протяжении всей истории его существования. Но особое внимание поиску ответов на эти вопросы уделяется в философии экзистенциализма – одном из наиболее значимых философских направлений XX века.

Если в 19 веке философия рассматривала разум человека, как средство познания окружающего мира, в 20 веке появилась новая философия, которая впервые поставила в центр своего философствования самого человека, его сущность(бытие). Речь идет о философии экзистенциализма.

Философия экзистенциализма возникла после первой мировой войны (1914-1918 гг.). Людям того времени немаловажно было осознать, кто они и для чего живут. Многие испытывали постоянный страх, не были уверены в завтрашнем дне. На почве подобных переживаний и настроений и возникла концепция экзистенциализма. Её центральной философской проблемой являются проблема человека и его существование в мире. Страх, совесть, забота, одиночество и др. - именно эти причины заставляют человека задуматься о собственном существовании и о смысле его жизни. Человек осознаёт свою сущность не в ежедневной, привычной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (например, война, тяжелая болезнь, ожидание смерти). Только в таких ситуациях человек, по мнению экзистенциалистов, способен осмыслить свою жизнь, дать ей оценку, понять свою ответственность за всё то, что происходит в окружающем его мире. Именно экзистенциализм уделяет внимание проблемам, которые заботят каждого человека, отражают его внутренние страхи и ожидания. Именно в границах этого направления были предприняты попытки дать чёткие и понятные ответы на вопросы, интересующие человечество.

Анализируя опыт предшествующей философии, мы можем предположить, что самым первым экзистенциалистом был Сократ. В центр своего философствования он поместил человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря такому подходу познание переходит от философского сомнения «я знаю, что ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвёл в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя».

Основателем современного экзистенциализма считают С. Кьеркегора. Именно он выдвинул тезис о невозможности постижения бытия человека при помощи рационального познания. Центральной проблемой философии Кьеркегор считает личность. Только она обладает истинным, подлинным существованием. Существовать, по Кьеркегору, значит прежде всего быть отдельным человеком, индивидом, реализовать своё бытие через возможность выбора одной из альтернатив, которые существуют в окружающем его мире. Благодаря этому выбору личность утверждает себя в своей неповторимости, индивидуальности, а, значит, реализует свою истинную природу.

Среди предшественников философии экзистенциализма называют также Б. Паскаля, М. де Унамуно, Ф.М. Достоевского и Ф. Ницше. Значительное влияние на это направление оказали идеи философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля.

Основные идеи экзистенциализма можно выразить в нескольких фундаментальных принципах.

1). Принцип «существование предшествует сущности». Его содержание заключается в утверждении, что человек сначала появляется в этом мире и лишь позднее он определяется как индивид. Именно поэтому так трудно дать определение человеку, так как первоначально он ничего из себя не представляет. Человеком он становится позднее, при чем становится таким человеком, каким он себя сделает. Это означает, что никакой природы человека не существует, так же, как и замысла Бога по поводу его создания.

2). Принцип «человек есть лишь то, что он сам из себя делает». Человека сам творец собственной судьбы. Ничто: ни наследственность, ни человеческая природа, ни история, ни общество не несет ответственности за поступки и выбор человека. Только он сам. Человек всегда сам делает выбор, независимо от ситуации, положения, обстоятельств. Не делать ничего это тоже выбор. Человек несёт ответственность не только за себя, но и за других людей. Ж.-П. Сартр писал: «Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей.»[4]. По мнению Сартра, каждое наше действие создает из нас того, кем мы хотим быть. Ощущение ответственности за себя и за других рождает в человеке чувства тревоги, заброшенности, отчаяния и страха [4]. А. Камю писал, что XVII век был веком математики, XVIII - веком физических наук, XIX - веком биологии, XX - веком страха [2]. История 20 века позволяет согласиться с этим утверждением. Это история двух мировых войн, глобальных потрясений и революций.

3). Принцип «свободы». Жизнь каждого человека – это череда выборов. Именно необходимость и возможность делать выбор делает человека свободным. Религиозное направление экзистенциализма утверждает, что свободу человек обретает в Боге. Атеистическое же утверждает, что быть свободным означает быть самим собой. Человек сам и есть свобода.

4). Принцип «отчуждения». Это не призыв к полному уходу от общества и его проблем. Но именно одиночество позволяет человеку разобраться в себе, осознать истинное содержание своего бытия. Только при подлинном общении люди способны понимать и себе, и других. Чтобы создать себя самого, человек должен постигнуть, узнать свой внутренний мир. Без понимания и осознания причин своих действий, человек может ошибиться, повернуть не туда, не достичь своей цели или выбрать неверную. Именно ответственность человека перед собственным «Я» заставляет человека глубже проникнуть в суть своих действий, помогает понять, правильно ли он движется, правильно ли он сделал тот или иной выбор.

Экзистенциалисты считают, что только чувства, а не разум помогают человеку понять истинную суть жизни. Т.е. человек должен сам что-то пережить, чтобы испытать и понять сущность происходящего. Таким образом, главным инструментом понимания являются пережитые человеком эмоции. Такое эмоциональное обоснование делает положения экзистенциализма близкими реальному, живому человеку.

Инстинкты человека, в отличие от инстинктов животных не диктуют, что ему нужно; традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Так как в этом случае он начинает делать то, что хотят другие, а не то, что он хочет сам. Смысл собственной жизни человек должен найти, а не создать. Создать мы можем лишь субъективный смысл, либо бессмыслицу. А в поисках смысла жизни человеку помогает его совесть. Именно она придает и оценивает смысл происходящего.

Существуют три возможности создать смыслы. Во-первых, усмотреть его в действии, в создании чего-либо. Во-вторых, увидеть смысл в том, чтобы пережить что-то. В-третьих, можно обрести смысл в любви к кому-либо. Через реализацию смысла человек реализует сам себя. Когда мы оказываемся в не состоянии изменить ситуацию, мы начинаем ощущать необходимость измениться самим [3]. Смыслы и ценности — ни что иное, как механизмы защиты человека, считают представители экзистенциализма. Они относительны, т.к. характеризуют определённого человека, вовлечённого в определенную ситуацию. Это делает каждый смысл уникальным.

Уникальность — это качество, характеризующее не только определённую ситуацию, но и жизнь в целом. Жизнь — это совокупность уникальных ситуаций. Каждый человек уникален в этом мире. И жизнь каждого человека уникальна, потому что никто другой не может прожить её за него. Нет такого понятия, как универсальный смысл жизни, есть лишь смыслы индивидуальных ситуаций [3]. Но специфика социальной жизни, необходимость ее организации рождает смыслы, которые принимаются и разделяются множеством людей. Подобные смыслы становятся социальными ценностями.

С одной стороны, только в одиночестве человек способен к подлинному познанию, а, с другой, вне общества ему не понять, кто он такой. Таким образом, познавая других, мы познаем себя. Но, познавая себя, мы получаем представления о других. Подобная двойственность отражает противоречия, через разрешения которых, в полной мере проявляется подлинная сущность человека. Начиная с момента рождения и заканчивая смертью, мы способны жить так, как хотим. Это возможно в том случае, если мы наполняем нашу жизнь смыслами, которые не способна уничтожить даже смерть.

 

Список литературы:

  1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №2.
  2. Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990. - 416 с.
  3. Проблема человека в западной философии / сост. П.с. Гуревич / ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. - 552 с.
  4. Сартр Ж.-П. Стена.//Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1992. - 480с.
  5. Хайдеггер М. Время и бытие. - М: Республика, 1993. - 447 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 69 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий