Статья опубликована в рамках: LIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2017 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ МАХМУДА ТАРЗИ ПО ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЮ «СЕЙАХАТ–НАМА...»
Произведение Махмуда Тарзи «Сейахат–нама...» было издано в 1914/15 гг. типографией «Инайят» в Кабуле. В нем идет описание путешествия, совершенного в 1891 г.
Произведение состоит из трёх томов: «Отъезд из Дамаска», котором описывается переезд по суше из Дамаска в Бейрут и плавание из Бейрута в Грецию и оттуда в Стамбул; «Прибытие в Стамбул», сосредоточенное на описании жизни в Стамбуле, его исторических памятников и достопримечательностей, также в нем приводятся описания встреч отца Махмуда Тарзи с османскими чиновниками; «Возвращение из путешествия», описывающее путь автора из Стамбула в Александрию и его возвращение в Дамаск. В конце произведения приведена карта с указанием пути, проходившего из Дамаска в Бейрут, а оттуда морем в Стамбул с остановками в городах Греции.
В своем предисловии Махмуд Тарзи объясняет читателям, как он за столь короткий срок смог посетить три части света. Он пишет, чтобы читатели «не удивлялись... ибо площадь лишь Азии – 42 175 198 кв.км. и ее нельзя увидеть ни за 29 дней, ни даже за 2-3 года.<...>обычное путешествие из Дамаска, находившегося в Азии, в Стамбул, расположенный в Европе, и окончивший путешествие в Александрии, которая находится в Африке» [5, с. 107]. Тарзи также пишет, что в работе приведены и наблюдения из других путешествий, совершенных им во время эмиграции: «Путешествие этого ничтожность странника охватывает не только то, что видел он за 29 дней, нет, в нем отразились все мои странствии примерно за 21 год». [2, с. 37]
Книга путешествий написана в форме дневника и включает в себя массу интересных замечаний про посещённые места, а также серьезных размышлений о социальных, политических и религиозных проблемах в Османской империи и мусульманских странах вообще. В предисловии Махмуд Тарзи пишет: «Хотя срок жизни ограничен, он может стать больше благодаря двум вещам - изучению истории и путешествиям» [4, с. 9].
Махмуд Тарзи отправился в это путешествие, чтобы сопроводить своего отца. Гулам Мухаммад хотел совершить хадж в качестве личного гостя халифа. Когда разрешение было получено, Махмуд Тарзи добрался с отцом до Александрии, а после вернулся в Сирию. В ходе путешествия он подробно описал города, в которых отец и сын останавливались или проезжали мимо.
Особо важными являются описания бесед отца Махмуда, Гулам Мухаммада Тарзи, с министрами Осаманской Турции (премьер-министром, министрами юстиции, внутренних дел, просвещения). В них приводятся идеи по преобразованию Афганистана, вкладываемые Махмудом Тарзи в уста названных министров и своего отца.
Например, в разговоре с министром просвещения Назер-пашой говорится, что «...ваша страна [Афганистан] как дом без окон и отверстий наружу... в доме без дверей и окон люди не могут выглянуть наружу и узнать, как живут за пределами страны» [4, с. 297], поэтому нужно «поощрять знание и обучение», создать систему образования, назначить министра, «а так как в Афганистане еще нет школ нового типа, ...следует послать в Стамбул 20-25 учеников-афганцев для обучения разным наукам в здешних школах» [4, с. 297]. И это обсуждалось в то же время, пока в Афганистане эмир Абдуррахман-хан сажал в тюрьму и репрессировал родственников тёх, кто хотел отправиться в Турцию для обучения «новым наукам» [3, с. 67].
В беседе с Назер-пашой Тарзи оправдывает отсутствие современной системы образования тем, что: «...[Афганистан] пока молодое государство, поэтому об образовании не задумываются. Османская империя древняя и огромная, в то время как Афганистан такая бедная страна, пока не независимая, разрываемая междоусобицами» [4, с. 295].
Еще в «Сейахат–нама» Махмуд Тарзи старается рассказать читателям о технических достижениях и изобретениях, открывая им окно в большой и незнакомый мир, окружавший изолированный Афганистан. Вводит в употребление некоторые иностранные термины (дилижанс, поезд, локомотив, актриса и многие другие) и объясняет их значение- эта работа была им продолжена в газете «Сирадж ал-ахбар». Также он уделяет большое внимание элементам прогресса таким как электричество и железные дороги, рассказывая как электрификация делает возможным трамвайное сообщение в Дамаске и Бейруте. Тарзи подчеркивает, что: «В наше время и вообще во все времена, прогресс и цивилизация, спокойствие и счастье человека связаны с наукой» [1, с. 32].
Таким образом Махмуд Тарзи боролся с невежеством, отношение к которому он чётко выразил в «Сирадж ал-ахбар»: «Коренным источником всех наших социальных зол является невежество, истинной причиной всей нашей мерзости и беспомощности - невежество, печальнейшим из всех наших индустрий - невежество, и до тех пор, пока рассудок нации не проснётся, сознание народа не получит развития и неверные течения не будут приостановлены, мечтание о развитии и программе совершенно бесполезно»[3, с. 91].
Уже в «Сейахат–нама» Махмуд Тарзи видит пользу в объединении мусульман против внешних сил. Это можно заметить по разговору с садразамом (премьер-министром) Османской Турции Джевад-пашой, где премьер-министр говорит: «Афганистан так далеко, и между нами много препятствий, хотя мы и так схожи по духовности, но если бы мы установили финансовые связи, обе страны оказались бы в выигрыше <...> Если Афганистан, Иран и Османская империя создадут союз, все будет хорошо <...>Прошлое прошло, надо думать о будущем. Нам следует работать всем вместе» [4, с. 243]. «Если строительство железной дороги из Стамбула и Багдада довести до конца, и линия Багдада соединиться с линией Тегерана, а ее вторую ветку довести до Мешхеда, и Кабул соединить с Гератом, то эти линии соединятся между собой, и мусульманские страны Азии приобретут такое могущество, что смогут оказать сопротивление всякому иностранному сопротивлению». [5, с. 115], Далее Гулам Мухаммад говорит: «Как жаль, что такие проблемы как религиозные предубеждения, враждебность и отсутствие единства нам мешают», на что Джевад-паша отвечает: «Да, но это можно легко разрешить, все же мы все мусульмане» [4, с. 244].
Также и в беседе с министром внутренних дел Рифат-пашой подчеркивается, что Афганистан и Османская Турция – братья по религии, «Афганистан – младший брат Османской Империи, и старший брат всегда рад продвижению младшего и наоборот» [4, с. 301].
Так раскрывается в «Сейахат–нама» концепция мусульманского единства, позже игравшая важную роль в идеологии младоафганцев. Как они считали, восстановление единства мусульманской общины приведёт к прогрессу мусульманских стран. Именно единство сможет стать надежным барьером на пути колониальной экспансии западных держав.
Махмуд Тарзи связывал феминизм и национализм. Так как женщина является основой семьи, а семья - основой общества, развитие женщины имело прямое отношение к развитию, прогрессу или регрессу страны. В связи с этим, уже в «Сейахат–нама», Тарзи уделил большое внимание положению женщин в обществе. Он отмечал, что женщины в Европе и в Османской Империи получают школьное образование не только в крупных городах, но и в малых населенных пунктах. Он даже приводит фотографию учениц школы в Салониках. Также в «Сейахат–нама», Махмуд Тарзи приводит несколько бесед с образованными женщинами из Англии, Италии и России. Рассказывая об образе жизни иностранных женщин, Тарзи подчёркивает важность женского образования и раскрепощения, ведь будущее поколение воспитывают женщины, и, как говорится: «Давая образование мужчине, вы даёте образование мужчине. Давая образование женщине, вы даёте образование целой нации».
Подводя итог вышесказанному, отметим, что книга Махмуда Тарзи «Сейахат–нама» имеет большое историческое значение, так как он была одной из первых книг, изданных в Афганистане и дающих афганцам представление о жизни за рубежом. Также она дает исследователям материал о взглядах известного общественного деятеля Махмуда Тарзи в годы его юности. Важно, что он уже для себя осознал основные положения, которые он будет продвигать в идеологии младоафганцев, а именно: концепция исламского единства для борьбы с империализмом, и защиты от колониальной экспансии; необходимость создания стройной системы образования; искоренение невежества в народных массах; необходимость рационализации ислама; важность улучшения положения женщин в обществе.
Список литературы:
- Имомов Ш. Общественная мысль Афганистана в первой трети XX в. М: Наука, 1986. -112 с.
- Мирзоев С. Литературно-просветительская деятельность Махмуда Тарзи и его газета «Сирадж-уль-ахбар» (1911—1919). Душанбе: Ирфон, 1973. - 166 с.
- Ромодин В. А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана, середина XIX - первая треть XX в. М: Наука, 1983. - 191 с.
- Тарзи, М. Сейа̄хат–на̄ма–йе се кита–йе ру–йе замин дар 29 руз а̄сиа̄, орупа̄, африка̄ [Дневник путешествия по трем частям света за 29 дней – Азии, Европе, Африке]. Кабул: Матбааи Иноят, 1915. -675 с.
- Харатишвили Г.С. «Дневник путешествия» М. Тарзи и его историко-культурное значение для изучения Афганистана и Турции конца ХIХ в. Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки: межвуз. сб./ Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова; [под ред. Желтяков, А. Д.]. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. -129 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий