Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2018 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИРОДА МАГИИ И РЕЛИГИИ НА ОСНОВЕ ИДЕЙ МОРСЕЛЯ МОССА И ДЖ.ДЖ. ФРЕЙЗЕРА
В настоящее время особое внимание исследователей привлекают магия и религия как два неразрывно связанных социальных феномена, лежащих у истоков общественного сознания. Для диких племен, лишенных технического и научного мышления, магия являлась средством, позволяющим объяснить все природные и социальные явления, познать профанное, связанное с обыденной жизнью общины через сакральное или духовное.
Б. Малиновский подчеркивал взаимосвязанный характер магии и религии.
«Как магия, так и религия зарождаются и функционируют в ситуациях эмоционального стресса, таких, как кризисы жизненного цикла и жизненные тупики, смерть и посвящение в племенные таинства, несчастная любовь и неудовлетворенная ненависть. Как магия, так и религия предлагают выход из ситуаций и состояний, не имеющих никакого эмпирического разрешения, только посредством ритуала и веры в сверхъестественное. Эта сфера в религии охватывает веру в призраков и духов, мифических хранителей племенных тайн, примитивных посланцев провидения; в магии — веру в ее первозданную силу и могущество. Как магия, так и религия основаны строго на мифологической традиции и обе существуют в атмосфере чуда, в атмосфере постоянных проявлений чудотворной силы» [3].
Магия и религия как явления социальные имеют сходные характеристики и выступают во взаимосвязи. Возникает вопрос – Какой общественный феномен является основой для развития второго?
Природу магии и религии исследовали в своих работах Марсель Мосс и Дж. Дж. Фрейзер.
Марсель Мосс утверждает, что магия лежит в основе культуры общества. При этом Мосс различает понятие религиозного и магического обряда, где второй несет симпатический характер, основываясь на вере тождества. Магия эффективна, она принуждает людей к выполнению различных обрядов и несет в себе коллективный характер. Например, Суккот, религиозный еврейский праздник, является не только духовной, но и сельскохозяйственной кульминацией года, т.е. связан с бытовой жизнью общества. Также Марсель Мосс утверждает, что магия имеет определенную структуру и включает определенные элементы: маг как исполнительное лицо и руководитель, подчиненное ему магическое сообщество со своим уставом и системой верований, предписывающим соблюдение и выполнение определенных магических действий, а также системой магических манускриптов и инструментов. По взглядам Мосса, магия связывается с психологической стороной жизни людей. Это отношения лидера мага и сторонников культа, колдуна и его клиента, жреца и жертвователя. В данных случаях «требуется определенный психологический настрой: необходимо относиться ко всему всерьез и верить в силу магических действий» [2]. Здесь Мосс раскрывает сущность парасимпатического характера магии. Алтарь мага он сравнивает с колдовским котлом, а саму магию с искусством приготовления зелий и снадобий, традиционный ритуал в данном случае наделяет предметы особыми свойствами. Особое значение несет вербальная магия: клятвы, гимны, молитвы, заклинания. «Их общий эффект состоит в том, что необходимо вызвать потусторонние силы и точно обозначить цели обряда». Такие заклинания обладают рядом выразительных средств, которые определяют его природу. С невербальной стороны маг выполняет определенные физические действия: жесты, мимика. С помощью языка-знака, действия-знака маг «создает, уничтожает, убивает…» [2]
В магии действуют свои законы, например, подобие Моссом понимается как контакт: «закон контакта верен только тогда, когда в частях, в предметах, вступивших во взаимодействие, и в том целом, которое они составляют, постоянно присутствует и воспроизводится одни и та же сущность, которая и делает их подобными». Закон контактности лежит в основе магического влияния на целый объект с помощью его частей. Магия тесно переплетается с природой вещей, материальным миром, «что одновременно находится одновременно в предмете и его составных частях» [2], где субстанция имеет прямое воздействие на субстанцию. Философская идея служит для магии «девизом, или рубрикой, или аллегорией, изображающей человека из меди, превращающейся в золото с помощью жертвоприношений» [2]. Закон контактности представляет собой передачу свойств объектов на основании их подобия. Так, например, Мосс пишет, что на ребенка страдающим аутизмом переносят болтливость попугая, а на человека, страдающего болезнью зубов – крепость мышиных.
В сознании человека магия – это перенос эмоционального состояния, основанного на вере и феномене идеации. Магия тесно связана с религией, но вторая стремиться к метафизике, в то время как первая является «практическим искусством» [2].
Идеи Марселя Мосса тесно связываются с мыслью Дж. Дж. Фрейзера о родстве магии и религии. Чтобы обосновать свои идеи, Дж. Фрейзер обращается к реликтовым религиям как особым формам общественного сознания, у истоков развития которых, стоят природа и магия в их неразрывной связи. Данную мысль доказывает политеизм Древней Греции и Рима, мифы, структура религиозных сообществ, взаимоотношения приверженцев различных культов, их обычаи, законы, обряды и традиции, а также виды табу. Магия у Фрейзера лежит в основе религии и имеет симпатический характер. При этом Фрейзер разделяет гомеопатическую (основанную на идее сходства) и контагеозную (основанную на смежности) виды магии. Сама же религия описается на слова святого Иакова «одна вера без дел мертва» [1], в противном случае она перестает быть эффективной, имея под собой только теоретическую основу, теряет свои свойства и становится теологией. Что касается реликтовых форм религий, Фрейзер анализирует их на примерах культов Древней Греции, Египта, Африки, а также народов Северной Европы: культа Дианы Немийской, Аттиса, Диониса, мифах об Осирисе и Исиды и т.д. Реликтовые религии основаны на понятии магии и имеют симпатический характер. Они не поддаются деградации и изменениям, т.к. они находятся в изоляции. В таких группах существует жесткий отбор, строгая система предписаний и табу. Например, «негры нуба, населяющие лесистую и плодородную область Джебел-Нуба в Восточной Африке, верят, что их поразит смерть, если они войдут в дом вождя-жреца. Правда, обнажив левое плечо и попросив вождя возложить на него руку, они могут избежать кары за вторжение. А случись кому-то посидеть на камне, который вождь избрал для личного пользования, и он умрет в течение года» [1].
Магия лежит у истоков не столько духовной жизни общества, но и медицины и науки, в ней конкретное переплетается с абстрактным, идея мира нематериального, его персонификация связываются с предметами материального мира. Так колдуны и шаманы стали первыми хирургами и фармацевтами, первыми теоретиками и учеными. Магия приближается к современным наукам, а магические знания обладают определенной логикой, развиваются с помощью объективных исследований.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что магия представляет собой некую сферу, пространство над реальностью, тесно связанную с материальным миром. Магия – явление социальное, это идея, персонифицированная в объектах живой и неживой природы, вербальных и невербальных знаках, лежащая в основе общественной, духовной и научной жизни людей. Религия же в свою очередь является потомком магии, сохраняющим ее характерные качества и выступающей во взаимной неразрывной связи с ней.
Список литературы:
- Фрейзер Дж.Дж. «Золотая ветвь» [Электронный ресурс] // URL: http://modernlib.ru/books/frezer_dzheyms_dzhordzh/zolotaya_vetv/read дата обращения (04.03.18)
- Мосс М. «Социальные функции священного» [Электронный ресурс] // URL: https://studfiles.net/preview/4347480/ дата обращения (04.03.18)
- Б. Малиновский «Магия, наука и религия» [Электронный ресурс] // URL: https://studfiles.net/preview/2440998/page:15/ дата обращения (04.03.18)
дипломов
Оставить комментарий